Законодательство в банковской сфере как механизм противодействия терроризму

NovaInfo 65, с.345-349, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье говориться о терроризме и о законодательстве именно в банковской сфере, который является механизмом противодействия . Террористические организации обычно используют уголовные приемы и расходуют награбленные средства на личные цели и нужды того или иного главаря. Нынешний финансовый кризис ставит множество проблем перед всеми странами. Сегодня как никогда большое значение приобретают прозрачность и легальность операций в национальных финансовых системах. По этой причине крайне важно создать действенные механизмы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Террористическая деятельность и финансирование терроризма затрагивают и национальную, и международную экономику.

Ключевые слова

КРАУДФАНДИНГ, ХАВАЛА, АЛЬ-КАИДА*, БАНК, ТЕРРОРИЗМ, ЭКСТРЕМИЗМ

Текст научной работы

Терроризм — это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Террористические организации обычно используют уголовные приемы и расходуют награбленные средства на личные цели и нужды того или иного главаря. Сначала террористы действуют не ради самих денег, а для финансирования своей деятельности, однако существует тенденция постепенного привыкания к деньгам и очень часто терроризм превращается из средства для добывания денег для организации и заявления о ней, в средство для личного обогащения.

Московским государственным университетом был проведен опрос «Причины роста терроризма в России» и результаты опроса были таковыми:

  • 26% — ухудшение социально-экономического положения населения;
  • 19% — усиление противоборства криминальных группировок;
  • 13% — расслоение населения по имущественному признаку;
  • 8% — деятельность национально- и религиозно-экстремистских группировок;
  • 8% — приграничное положение, близость к местности, где происходят межнациональные конфликты, войны;
  • 7% — рост числа безработных в самых различных социальных группах;
  • 7% — приток мигрантов из стран ближнего зарубежья;
  • 5% — рост национального самосознания, стремление этнических групп к национальному обособлению;
  • 4% — деятельность или влияние зарубежных террористических групп;
  • 3% — факторы дискриминации отдельных национальных общностей.
Таблица 1. Лица, привлеченные к уголовной ответственности, %

2011

2012

2013

2014

2015

Терроризм(Совершение террористического акта)

1

0

2

11

15

Пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма

2

3

1

3

2

Создание, руководство террористической группой и участие в ее деятельности

6

21

5

19

58

Финансирование экстремизма или террористической деятельности

0

0

0

0

1

Вербовка или подготовка либо вооружение лиц в целях организации террористической либо экстремистской деятельности

0

0

0

0

3

Всего

9

24

8

33

79

Нынешний финансовый кризис ставит множество проблем перед всеми странами. Сегодня как никогда большое значение приобретают прозрачность и легальность операций в национальных финансовых системах. По этой причине крайне важно создать действенные механизмы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Террористическая деятельность и финансирование терроризма затрагивают и национальную, и международную экономику. Как и лица, занимающиеся отмыванием денег, террористы получают свои огромные доходы разнообразными, преимущественно криминальными, путями: в результате похищения людей, вымогательства, крупномасштабной контрабанды товаров, торговли наркотиками, грабежей и воровства. Для распределения и использования полученных средств им также необходима финансовая инфраструктура.

Система борьбы с отмыванием денег / финансированием терроризма любой страны нацелена на решение трех основных задач. Во-первых, помешать преступной деятельности по отмыванию денег / финансированию терроризма. Во-вторых, обнаружить место и время совершения подобных преступлений и, в-третьих, преследовать в уголовном порядке и наказывать лиц, причастных к деяниям такого рода.

На сегодняшний день существуют схемы переводов частных клиентов, которые условно можно разделить на переводы:

  • между физическими лицами;
  • физических лиц в пользу юридических лиц за оплату ЖКХ, интернет-услуг, мобильной связи, налогов;
  • физических лиц в пользу юридических лиц за оплату различных товаров и услуг.

В настоящее время законодательство, в данном случае Закон N 115-ФЗ и Положение Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обязывает кредитные организации проводить идентификацию клиента, основываясь на документе, удостоверяющем личность гражданина. Помимо этого, банки обязаны проверить, не состоит ли клиент в списках экстремистов и террористов, которые регулярно доводятся до каждого банка Федеральной службой по финансовому мониторингу. Один из базовых принципов, на которых строится система противодействия отмывания преступных доходов требует от банка — знай своего клиента.

В последнее время отмечаются попытки криминальных организаций проникнуть в мелкие банки и небанковские финансовые структуры, а также усилить контроль над деятельностью предприятий, расположенных в зоне их действия. В этом случае для отмывания капиталов используются руководители и служащие банков, которые оказывают преступникам содействие в дроблении счетов, использовании банковского счета для массовых операций по вкладам и снятию средств. За несколько месяцев до проверки банковской бухгалтерии операции прекращаются и на счету оставляются незначительные суммы. В ходе проверки выясняется, что в течение последних трех месяцев по счету не осуществлялось значительного движения средств, что не вызывает особых подозрений.

Сегодня через российские кредитные организации частными клиентами переводятся крупные суммы денег, происхождение которых никому не известно. Это могут быть деньги, полученные от незаконной продажи наркотиков, оружия или в результате укрытия от налогообложения.

В статье 7 Закона N 115-ФЗ указано: при возникновении у финансово-кредитных организаций подозрений в том, что операция носит сомнительный характер, банк может отказать в совершении данной операции, если отсутствуют подтверждающие документы о легитимном происхождении денежных средств. На практике такое подозрение должно возникнуть непосредственно у операционно-кассового работника, но чтобы оно возникло, банк должен проводить определенную внутреннюю политику. Либо кредитная организация испрашивает подтверждающие документы на все наличные денежные средства, поступающие в кассу кредитной организации (что чревато потерей клиентов), либо применяется избирательный подход к клиентам, у которых необходимо требовать документы о легитимном происхождении денежных средств.

Признаки, на которые в банке должны обращать внимание для выявления сомнительных переводов:

  • клиент обращается в кредитную организацию с операцией по переводу денег не в первый раз за один месяц;
  • крупная сумма перевода (от 600 тыс. руб. в месяц, но в ряде регионов она может быть и ниже). Дополнительные признаки:
  • место рождения и регистрация клиента отличны от региона, где расположен банк, куда он постоянно обращается за услугой по переводу денежных средств;
  • возраст или внешность гражданина дают основание полагать, что данный клиент вряд ли смог заработать такую крупную сумму денежных средств;
  • клиент интересуется, будут ли отправляться сведения по нему в налоговую инспекцию или прочие органы;
  • явное дробление сумм путем осуществления денежных переводов группой лиц и т.п. Кредитная организация должна иметь программное обеспечение, позволяющее выявлять нарастающие суммы переводов по каждому клиенту, ведь отправитель может обращаться все время в разные офисы одного банка, принимающие переводы. Кроме того, необходимо провести инструктажи с сотрудниками и принять некоторые распорядительные документы, поясняющие политику банка в данной области.

«Аль-Каида»*, к примеру, использует традиционные каналы для перемещения денежных средств («хавала») в сочетании с современными технологиями. Представим, что гастарбайтер в Европе хочет перевести деньги своей семье в город N где-нибудь в Средней Азии. У него есть два варианта действий. Первый — обратиться в международную компанию по переводу денег, где он должен будет предоставить справки о доходах, ждать перевода несколько дней или недель и заплатить за услуги до 20 процентов от общей суммы.

Второй вариант — найти участника сети "хавала". Отдать ему деньги без всяких справок и документов, то есть рискнуть всем капиталом. Через день-два они дойдут до самого отдаленного уголка Средней Азии. При этом комиссия составит всего несколько процентов — впрочем, ее окончательная сумма зависит от того, насколько участник "хавалы" знаком с клиентом и какие он получил о нем рекомендации. Отношения в ней развиваются на принципе доверия и взаиморасчетов, а документация фактически не ведется. Таким образом, доказать, что тот или иной человек причастен к отмыванию средств, оперативникам бывает очень сложно. Хавалу использовал Усама бен Ладен для финансирования своих сообщников, живущих за пределами Афганистана.

Так же один из способов финансирования терроризма является система краудфандинг. Речь идёт об отправке небольших сумм на обезличенные интернет — кошельки под видом пожертвований на конкретные нужды — например, в пользу населения Сирии или Сомали. Однако на практике оказывается, что таким образом средства могут собирать террористы. При этом граждане, вызвавшиеся помочь нуждающимся, даже не будут знать, что они финансируют радикалов.

Схемы проведения сомнительных операций очень много, например, перевод денежных средств на подставные лица и фирмы-однодневки.

8 апреля 2016 года Центральный банк России отозвал лицензию у двух московских банков, которые неоднократно нарушали закон "O противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Об этом сообщила пресс-служба регулятора. Лицензий на осуществление банковских операций лишились московский "Соверен банк", кредитная организация "Майма" и тольяттинский "Фиа-банк".

Самый главный вопрос — как кредитным организациям противостоять использованию счетов по банковским картам с целью снятия наличных денежных средств, полученных преступным путем.

Во-первых, необходимо вести постоянный мониторинг зачислений на счета банковских карт, в случае если зачисляемые суммы обналичиваются в день их зачисления или на следующий день. Скорость получения наличности — это главное в сфере отмывания денег, полученных преступным путем.

В случае непредставления клиентом легитимных документов или невозможности связаться с клиентом необходимо блокировать счет банковской карты с целью недопущения проведения сомнительных операций.

Во-вторых, кредитным организациям необходимо использовать заградительные тарифы и лимиты. В нашем случае можно ввести лимиты по получению наличности в банкоматах банка сторонними держателями банковских карт, чтобы «чужие» карты не обналичивались через банкомат банка за символическую комиссию.

Нужно лишить террористов доступа к финансированию, позволить властям лучше организовывать финансовые потоки, чтобы предупреждать сокрушительные теракты, как те, что были совершены в Париже в прошлом году, и следить за тем, чтобы "отмывание" капиталов и финансирование терроризма подвергались санкциям во всех государствах-членах ЕС. Необходимо ставить задачу "улучшить наблюдение за многочисленными финансовыми средствами, которые используются террористами, от наличных денег до предметов культурного значения, а также виртуальных валют и предоплаченных анонимных банковских карт".

* Террористическая организация, запрещенная в России.

Читайте также

Цитировать

Загидуллина, Р.А. Законодательство в банковской сфере как механизм противодействия терроризму / Р.А. Загидуллина, Г.Т. Янибекова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 65. — С. 345-349. — URL: https://novainfo.ru/article/12973 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться