Франчайзинг как форма развития предпринимательства

№66-1,

экономические науки

Статья посвящена такому инструменту развития малого предпринимательства как франчайзинг. Дано определение. Предоставлены некоторые данные статистики. Сделана попытка анализа положительных и отрицательных сторон такой формы ведения предпринимательства.

Похожие материалы

Стремительное развитие состояния экономики требует и развитие форм организации предпринимательства. Одной из таких форм является франчайзинг.

Сущность франчайзинга состоит в том, что одно юридическое лицо — компания (франчайзер) предоставляет другому юридическому лицу (франчайзи) возможность (на определенных условиях) купить франшизу, то есть осуществлять ведение коммерческой деятельности под именем данной компании или ее брендом.[3, с.71]. Также стоит добавить, что это не только использование бренда, но и предоставление полной бизнес-схемы.

Покупка франшизы подразумевает вступительный взнос и систематические отчисления за право ведения предпринимательской деятельности под определенной торговой маркой.

Нормативные аспекты этой формы предпринимательства отражены в главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласной, которой между юридическими лицами (правообладателем и пользователем) заключается договор коммерческой концессии. На основании этого договора регулируются отношения между двумя сторонами, должны конкретно прописываться права и обязянности, определяются первоначальный взнос и различные выплаты.

В настоящее время в России франчайзинг постепенно набирает все большую популярность, это можно объяснить рядом причин.

Во-первых, самым главным преимуществом является минимизация рисков. По статистике, предоставленной на сайте Российской Ассоциации Франчайзинга из всех вновь образованных предприятий 85 % прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга — только 14 %.[5] Другими словами, шанса на то, что франшиза прогорит значительно ниже. И это понятно, ведь вы имеете возможность работать по проверенным и разработанным методам ведения бизнеса, имеете известное имя, а значит и свою клиентуру.

Во-вторых, предприниматель не несет расходов на рекламу и брендинг. Ведь если рассматривать традиционный вид предпринимательской деятельности, на начальном этапе это одни из наиболее важных и капиталоемких вложений.

В-третьих, это выгодные условия сотрудничества, а именно льготные займы, страхование, ведь многие предпочитают вести дело с раскрученными и узнаваемыми брендами. Более того, банки охотнее соглашаются работать с франчайзи, нежели с начинающим предпринимателем.

Также явным преимуществом является то, что головная компания осуществляет поддержку франчайзи. Это и начальная помощь при открытии, и постоянная поддержка в ведении и развитии бизнеса, как уже было сказано выше, представление полной информации о схемах ведения бизнеса компании и инструкции по эффективному ведению предпринимательской деятельности. Если это необходимо, то специальное обучение франчайзи.

Конечно, как и везде существуют отрицательные стороны. Одной из таких является ограничение в идеях и креативности, так как вы покупаете уже готовую идею, вы не в праве что-то менять. Еще следует сказать и о том, что франчайзи должен строго выполнять условия договора, иначе франчайзер может вынести немаленькие штрафы, а то и совсем лишить лицензии на франшизу.

Важна не только способность франчайзи грамотно вести бизнес, но и деятельность франчайзеров. Они должны вести постоянный контроль, следить за поддержанием бизнеса франчайзи не только на начальном этапе, но и на протяжении всей деятельности.

Однако, анализируя и положительные и отрицательные аспекты, по моему мнению, покупка франшизы является достаточно удачным вложением капитала. Ведь можно избежать достаточное количество подводных камней, с которыми сталкиваются предприниматели, начав свой бизнес «с нуля».

Согласно РАФ развитие франчайзинга влияет на:

  • создание новых рабочих мест
  • внедрение инновационных технологий
  • добросовестную конкуренцию
  • привлечение инвестиций в российскую экономику

Таким образом, можно предположить и о положительном воздействии на экономику регионов и страны в целом.

По формальным признакам в России франчайзинг существует уже девятнадцатый год. Первой российской концепцией является «Дока-Пицца». На данный момент, по разным оценкам, на отечественном рынке функционируют от шестисот до восьмисот концепций. Многие предприниматели уже успели по достоинству оценить этот способ ведения бизнеса. [4, c. 187]

Но все, же несовершенное законодательство в области франчайзинга, низкий уровень государственной поддержки тормозят популяризацию данной формы предпринимательской деятельности в России. Еще можно отметить такой фактор как начальный капитал. Для того чтобы приобрести прибыльную франшизу, нужно иметь достаточно внушительную сумму. Так, например, согласно сайту «БизнесПРОСТ» стоимость на право ведения бизнеса под именем одной из самых успешных компаний в области быстрого питания McDonald’s Corporation обойдется вам в 10 000 000 рублей. Безусловно, сумма не маленькая, но и шанс, что эта деятельность не прогорит, достаточно, высок.

По мнению Исполнительного директора РАФ Юрия Михайлеченко, многие потенциальные франчайзи заинтересованы во вложения в реальный бизнес, чем в покупку валюты. Им интересны франшизы товаров и услуг, которые устойчивы в кризисное время, такие как продукты питания, детская одежда, медицина, парикмахерские услуги. [6, c. 1668]

Таким образом, на основе всего вышеизложенного, хотелось бы отметить, что, несмотря на минусы и трудности связанные с франчайзингом, он является одним из наиболее эффективных инструментов развития малого бизнеса. Конечно, необходимо увеличить государственную поддержку в этой области, а именно, помощь в кредитовании, финансировании, грамотная консультативная помощь. Эти меры помогут увеличить число заинтересовавшихся предпринимателей. Даже тех, у кого нет опыта в ведении предпринимательской деятельности, ведь это возможность выхода на рынок с минимальными рисками. А все это, по моему мнению, положительно скажется на социально-экономическом развитии регионов.

Список литературы

  1. Бодина К.В. Проблемы развития франчайзинга как формы предпринимательской деятельности в России // Международный студенческий научный вестник. – 2014. - №1 – C. 66-71
  2. Иванов В.А. Пузырев М.Е. Франчайзинг как организационная форма привлечения капитала // Вестник Удмурского университета. – 2012. - №3. – С. 30-34
  3. Колиниченко М. В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2011. — № 3. — С. 70–75
  4. Пекова А. Л., Ерохин С. Г. Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 186-189.
  5. Российская Ассоциация Франчайзинга [Электронный ресурс] // URL: http://www.rusfranch.ru/franchising/preimushchestva_franchayzinga/ (дата обращения 30.04.17).
  6. Холин Е.С. Франчайзинг: концепция формирования системы, тенденции развития в условиях кризиса // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 11. — с. 1657-1670.