Сфера малого и среднего бизнеса постоянно развивается, что неизбежно ведет к появлению новых форм взаимодействия субъектов, задействованных в этой сфере. При этом, как показывает сложившаяся в стране ситуация, одной из наиболее выгодных форм такого сотрудничества является договор коммерческой концессий (франчайзинг), в рамках которого небольшой компании более крупная фирма предоставляет права выходить на рынок с использованием технологий и лицензий последней [7]. Ввиду чего возникает потребность в анализе данного вида договора.
Легальное определение понятия договора дается в статье 420 Гражданского кодекса РФ, определяя его как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Во всем многообразии договоров нас интересует именно договор коммерческой концессии, или же франчайзинга. Вопрос о соотнесении понятии «коммерческая концессия» и «франчайзинг» является дискуссионным, однако многие ученые-цивилисты считают их схожими понятиями.
В настоящее время договор коммерческой концессии урегулирован главой 54(статьи 1027-1040) ГК РФ. Согласно статье 1027 ГК РФ это договор, при котором одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) [1]. Также определение коммерческой концессии дано в статье 2 проекта Федерального закона «О франчайзинге» - одна сторона (франчайзор) обязуется предоставить другой стороне (франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право пользования на комплекс принадлежащих франчайзору исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (франшизу) в целях продажи продукта или услуг франчайзора по заранее определенным правилам ведения бизнеса, которые устанавливаются франчайзором в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами договора [2]. В данном случае понятия являются схожими, но в силу того, что федеральный закон «О франчайзинге» не принят и был отправлен на доработку, остановимся на определении данным в Гражданском кодексе РФ.
Вообще договор коммерческой концессии, заграницей именуемый как франчайзинг, приобрел известность в Соединенных штатах Америки в 30-е гг. XX в. благодаря Ховарду Джонсону, а после в системе магазинов Вулворса и в 50-е гг. Впервые же данный вид договоров появился во Фрнации: начиная с 20-х гг. функционирует хорошо известная сеть магазинов Призюник, Пронунция. На данный момент договор франчайзинга распространился и используется в более чем 80 странах мира, однако юридически закреплен только в нескольких, среди которых США, Франция и Россия. В настоящее время в США франчайзинг охватывает 30% розничной торговли, в Австралии — 90% [4].
В российской империи существовал своего рода аналог данного договора – сделки с фирмой. Под фирмой понималось название торгового предприятия как обособленного частного хозяйства, имевшего своей целью индивидуализировать предприятие и составлявшего его принадлежность. Поскольку фирма составляла принадлежность предприятия, то она не могла быть предметом сделки отдельно от предприятия. Так, М.И. Кулагин определял договор коммерческой концессии как договор франшизы, по которому компания предоставляет другим лицам право использовать определенные торговые знаки, названия, символы для обозначения некоторых видов деятельности, продуктов или услуг [6]. В данном виде договоров у франчайзи была обязанность строго соблюдать предписания компании, которая, в свою очередь, контролировала соблюдение данной обязанности в любое время.
Первый договор коммерческой концессии в России был зарегистрирован в Роспатенте 20 июня 1996 г. — это договор между компанией «Колгейт Палмолив» (США) и пользователем АО «Ком Палм» (РФ). В данном договоре предметами выступали 35 изобретений (по семи выданы патенты), семь промышленных образцов и 60 товарных знаков [3].
Мировыми лидерами франчайзинга являются США, Канада, Южная Корея, Япония, Австралия, среди Европы — Германия, Франция, Великобритания. На сегодняшний день в мире насчитывают более 16 500 франчайзеров и более 165 500 франчайзи. Наибольшее количество компаний-франчайзеров в 2012 г. принадлежало США (около 1500), а также Южной Корее (1300), Канаде (1200), Японии (1100), Бразилии (1000). В Европе по количеству франчайзеров лидируют Германия (950), Франция (720), Великобритания (670). Наиболее активно развивается азиатская сеть предприятий франчайзи: в Японии (200 000), Южной Корее и Филиппинах (100 000) [3].
Нормы статьи 1027 ГК РФ, определяя понятие договора коммерческой концессии, обозначают перечень прав, которые могут выступать в качестве предмета, к таким относится право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Также в пункте 2 данной статьи предусматривается использование деловой репутации и коммерческого опыта, что оказывает существенное влияние при определении цены договора, но не является объектом.
Субъектами договора коммерческой концессии, в соответствии с ГК РФ, выступают коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Они могут быть с одной стороны правообладателями (франчайзор), а с другой пользователями (франчайзи). Статьи 1031 и 1032 ГК РФ закрепляют обязанности правообладателя и пользователя:
Правообладатель обязан:
- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
- обеспечить государственную регистрацию транслирования того комплекса прав, которые правообладатель передает пользователю по договору франчайзинга;
- помогать, в виде технического и консультативного содействия, а также в обучении и повышении квалификации работников;
- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии;
Правообладатель несет субсидиарную ответственность, то есть в случае неуплаты долга пользователем по требованиям, о несоответствии качества товаром и услуг, долг будет взыскиваться с правообладателя.
Пользователь обязан:
- должным образом использовать коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания и т.д., в соответствии с договором;
- гарантировать качество производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
- действовать на основе инструкции и указаний правообладателя о соответствии качества, способов и условий использования коплекса предоставленных ему прав;
- оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
- хранить в тайне секреты производства (ноу-хау) правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
- информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.
Также по договору коммерческой концессии может быть предусмотрена дополнительная обязанность пользователя предоставить определенное количество субконцессии (статья 1029 ГК РФ). Причем субконцессия по своему существу схоже с понятием подряда, но в отличии от последнего, право (обязанность) субконцессии должно быть прямо оговорено в тексте договора, в то время как подряд осуществляется при согласии арендодателя. К субконцессии применяются те же правила, что и к коммерческой концессии, и ее срок не должен превышать срок основного договора.
В соответствии со статьей 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии заключается исключительно в письменной форме. Законодатель подчеркивает юридическую значимость данной нормы, указывая, что при несоблюдении данной формы договор признается ничтожным. Причем составляется он в единственном экземпляре и подписывается сторонами (п. 2 ст. 434 ГК). Главной причиной необходимости составления единственного экземпляра, является обязательная регистрация данного договора
Договор франчайзинга является возмездным, что вытекает из статьи 1027 ГК РФ, так как право пользования комплексом прав предоставляется за вознаграждение, причем многие ученые относят условие о вознаграждении к существенным. Данная статья предоставляет сторонам большую свободу в выборе формы осуществления платежей по договору коммерческой концессии, и содержащийся в статье перечень не является исчерпывающим. Формы выплат вознаграждения путем сочетания фиксированных разовых и периодических платежей являются наиболее распространенными в договорной практике.
Договор коммерческой концессии в соответствии со статьей 1037 прекращается по истечению срока и досрочно. Одним из вариантов прекращения договора досрочно является желание каждой из сторон, со ссылкой на то, что противоположная сторона будет уведомлена за шесть месяцев, если договором не предусмотрено иное. Также указываются основания, по которым правообладатель имеет право отказаться от договора, что, в сущности, вытекает из предмета договора. Такими основаниями является нарушение качества товара (работ, услуг); грубое нарушение инструкции и указании франчайзора; неуплата вознаграждения.
На данный момент коммерческая концессия (франчайзинг) в Российской федерации, относительно зарубежных стран лидеров, только начинает получать популярность среди субъектов сферы бизнеса. Представляя собой совокупность исторических традиций российского права и положительного зарубежного опыта. Причем большее количество иностранных компаний предпочитают транслировать этот опыт на российском рынке собственными силами, инвестируя средства в новое строительство, приобретая на территории России хорошо отлаженный бизнес или арендуя его. Однако, практика показывает, что идет постепенный процесс к положительному росту интереса крупного международного бизнеса к сотрудничеству с российскими партнера на основе коммерческой концессии. Отечественные бизнесмены, начинают осознавать все преимущества использования известной торговой марки и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.
Так, по разным оценкам экспертов, в настоящий момент в России насчитывают от 110 до 130 франчайзинговых сетей. Наибольшее распространение франчайзинг в нашей стране получил в таких сферах, как торговля — 64,3%, общественное питание — 13,1%, сфера услуг — 20,5%, производство — 1,5%, информация — 0,6%. Наибольшее количество франчайзеров в России за период с 2008 по 2013 г. включительно было отмечено лишь в 2013 г. — 1018, а наименьшее в 2009 г. – 464 [8]. Следовало было отметить, что за период 2008-2016 гг., характеризующимся восстановление после кризиса, и, несмотря на политику санкции, в Российской федерации наблюдается непрерывный рост франчайзеров. Основными причинами данного явления является подъем заинтересованности зарубежных предприятии-инвесторов во внутреннем российском рынке, а также популяризация франчайзинга, как одной из перспективных форм взаимодействия.
Основными регионами роста франчайзинговых проектов является в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, так как в крупных мегаполисах крутится больше денег, и имеются квалифицированные специалисты в этой области. Однако франчайзинг в России постепенно приходит и в небольшие, моногорода, с развитием его рынка точки начали появляться и в городах с 300-тысячным населением.
Таким образом, договор коммерческой концессии (или же франчайзинга) – входит в число одних из наиболее сложных в российском праве, поэтому все детали и тонкости данного вида договоров рассмотреть довольно сложно. Во многом они зависят от области предпринимательской деятельности и комплекса, исключительных прав. С юридической точки зрения, данный договор представляет разновидность лицензионного договора с множественностью объектов интеллектуальной собственности в предмете. Поэтому согласно п.4 ст.1027 ГК к договору франчайзинга применяются положения части IV Гражданского кодекса о лицензионном договоре.