При высоком росте оборотов крупных и средних торговых компаний для выживания малого бизнеса одним из самых эффективных инструментов является франчайзинг. На российском рынке франчайзинг, как особая форма ведения бизнеса, за 10 лет зарекомендовал себя, как выгодный способ развития предпринимательства за счет сниженного риска контрагентов, но в настоящее время существует много преград для его функционирования.
Франчайзинг обозначает определенную систему отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды. Франчайзер обладает «раскрученной» торговой маркой, а франчайзи желанием работать под этой торговой маркой и соответствующими возможностями, отвечающими требованиям франчайзера. В общем смысле франчайзинг - это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения.
В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определённом объёме с указанием или без указания территории использования применительно к определённой сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом заключаемого договора франчайзинга является франшиза. Содержание договора может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности использования товарного знака. В договоре регламентируется сумма отчислений за использование франшизы. Она может быть:
- фиксированная,
- единоразовая за определённый период,
- составляющая процент от продаж.
Требование отчислений может и отсутствовать, но в таком случае франчайзи обязуется покупать у франчайзера определённое количество товара/работ/услуг. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология с взаимными обязательствами и льготами между франчайзером и франчайзи, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности. Отдельным пунктом договоров могут служить условия использования товарного знака/бренда. Эти требования могут быть как очень простыми, так и жёсткими.
В России активное развитие франчайзинга приходится на конец 90-х – начало 2000 гг., это было связано с тем, что отечественные предприниматели считали удобным его использование для развития собственного бизнеса. Примечательно, что предпосылки для зарождения франчайзинга в России появились уже в XVII веке, когда началось законодательное формирование правовой охраны товарных знаков.
Само же появления института франчайзинга приходится на период, когда для иностранного капитала открываются национальные границы, а экономика переходит к рыночным отношениям. Именно в этот время россияне становятся активными пользователями фотопленки «Kodak» и многих других товаров иностранных марок. Но наравне с иностранными франшизами получали распространение и отечественные, например, сеть общественного питания «Ростикс».
В настоящее время удельная доля российских предпринимателей, использующих франчайзинг, постоянно растет, примером может служить распространение на рынке таких известных сетей магазинов, как «Шоколадница», «Fix Price», «Парижанка» и многие другие. Рассмотрим подробнее указанные франшизы.
Франшиза кофейной сети «Шоколадница» является на сегодняшней день одной из крупнейших из самых динамично развивающихся компаний в сфере ресторанного бизнеса как в регионах России, так и в странах СНГ. Вступая в партнерские отношения с сетью кофеен «Шоколадница», франчайзи получает доступ к уникальной системе, предназначенной для проектирования, строительства, открытия и эксплуатации кофеен.
Позиционирование бренда «Шоколадница» связано с верностью традициям и с высокими стандартами качества. Кофейни сети «Шоколадница» должны находиться в исторических местах города, в торговых и деловых центрах, другими словами в точках с высокой проходимостью.
Отношения между франчайзи и франчайзером оформляются договором коммерческой концессии, срок действия которого 5 лет. Цена франшизы сети кофеен «Шоколадница» составляет порядка 70 000 $ за весь пакет при 7% ежемесячным платеже от валовой выручки. Окупаемость данной франшизы сильно зависит от посещаемости и оценивается от 18 до 36 месяцев. Вложение инвестиции на данный проект составляют примерно от 200 000 $ до 430 000 $.
Преимущества приобретения данной франшизы заключаются в уникальной концепции кофеен, в возможности приобретать высококачественные продукты и оборудование у сертифицированных поставщиков по эксклюзивным ценам, в поддержке профессионалов кофейного бизнеса по вопросам, связанным с ноу-хау, менеджментом, маркетингом, обучением сотрудников и рекламой на протяжении всего срока действия договора коммерческой концессии.
Франшиза торговой марки «Fix Price» позволяет заниматься розничной торговлей продуктами и непродовольственными товарами. Главная суть проекта состоит в открытие розничного магазина-универсама с товарами по одинаковой цене. Примечательно, что данная сеть торговых точек является на данный момент единственной в своем роде на всей территории Российской Федерации (открыто 255 магазинов данной торговой марки в 68 городах). Магазины «Fix Price» располагаются в радиусе 600 километров от Москвы, на остальной же территории РФ магазины данной торговой марки открываются по линии франчайзинга.
Приобретение франшизы марки «Fix Price» возможно после уплаты паушального взноса, то есть её стоимости, которая составляет 25% уставного капитала торгового оператора. Окупаемость данного проекта оценивается от 12 месяцев. Инвестиции для вложения в данную франшизу приблизительно составляют от 3 млн. руб. при ежемесячной уплате 3% от оборота торговой точки.
Преимуществами франшизы магазинов торговой марки «Fix Price» является то, что франчайзи получает полную поддержку по ведению бизнеса на всех этапах сотрудничества, а все магазины данной марки объединены в информационную систему на базе программного комплекса SAP R3. Также большое преимущество в том, что по истечении срока договора франчайзинга у франчайзи есть возможность продать магазин по выгодной цене.
Франшиза бренда «Парижанка» является единственной в своём роде бельевой компанией, которая предлагает франчайзинг мультибрендовых товаров. Данная мультибрендовость позволяет франчайзи сотрудничать с крупнейшими европейскими производителями и не зависеть от отдельного производителя. Позиционирование торговой марки «Парижанка» связано с гибким мультибрендовым форматом и многолетним опытом.
Для приобретения данной франшизы потребуются инвестиции в размере от 880 000 руб. до 2 000 000 руб., в зависимости от площади торгового помещения и стоимости аренды. Окупаемость данного проекта оценивается от 6 месяцев. Чтобы открыть магазин по франшизе «Парижанка», франчайзи потребуется менее 2-х месяцев, за это время франчайзер разрабатывает проект магазина, изготавливает оборудование и поставляет товар. Примечательно то, что франчайзер за её использование не требует ежемесячных выплат от валовой выручки.
Преимуществами франшизы торговой марки «Парижанка» является то, что для франчайзи головная компания облегчает процесс открытия магазина и берет все основные заботы на себя, также у покупателя данного бренда имеется выбор ассортимента продаваемого товара, его ценовой категории и стилевое направление своих коллекций.
Рассмотренные выше франшизы российских компаний имеют общие особенности, которые заключаются в том, что франчайзер оказывает различную поддержку по ведению бизнеса данных торговых марок. Несмотря на это, существуют различные проблемы, с которыми сталкиваются участники франчайзинга:
1. После завершения срока действия договора, а, возможно, и его досрочного расторжения, франчайзи продолжает пользоваться всеми теперь уже известными технологиями, просто поменяв название продукта, к тому же имея при этом уже постоянных клиентов.
Чтобы избежать такого варианта развития событий, франчайзер должен учесть все возможные способы ухода бывшего партнера вместе со своими секретами, проконсультировавшись по этому поводу у соответствующих специалистов.
2. В России отсутствует необходимое законодательство по определению франчайзинговых отношений и их регулированию. Так, упоминание франчайзинга в законодательстве происходит, лишь в 54-й главе Гражданского кодекса РФ, в которой франчайзинг отождествляют с коммерческой концессией. При этом по утверждениям Российской ассоциации франчайзинга наличие данной главы в Гражданском кодексе РФ считается нежелательным для развития международных контактов в области франчайзинга, что способствует росту создания обходных правовых схем.
Для создания эффективной правовой базы для предпринимателей, использующих систему франчайзинга, необходимо достигнуть трёх целей:
- обеспечить прозрачность всей системы франчайзинга для контролирующих органов.
- создать условия для применения правовых актов всех участников франчайзинга
- обеспечить реальную конкуренцию разных франчайзинговых систем на основе традиционной реализации продукции и услуг.
Таким образом, применение франчайзинга на российском рынке имеет большие перспективы. Так, согласно Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года франчайзинг на российском рынке увеличился на 98%, причем прогнозируется дальнейшее развитие в течение последующих пяти лет, причем значительный рост на рынке сервиса и B2B-услуг, что соответствует с развитием франчайзинга в остальном мире. Ежегодно число франчайзинговых проектов увеличивается в два раза, несмотря на проблемы, существующие в сфере франчайзинга.