Сущность отношений государства и бизнеса в инновационной сфере

№66-2,

экономические науки

Данная статья направлена на рассмотрение сущности отношений государства и бизнеса в инновационной сфере, а также некоторых проблем в механизме государственно частного партнерства в сфере инноваций. В суровых реалиях, государство в первую очередь необходимо для реализации тех проектов, в которых частное предпринимательство просто не заинтересовано, либо не может самостоятельно тянуть без помощи.

Похожие материалы

Взаимоотношения государства и предпринимательства в сфере инноваций состоит в регулировании действий участников. В целях доведения научных результатов до новшеств. Воплощение этого вида партнерства согласно своего рода научно — технической программе будет более практичной.

Органами власти уже ведется активная деятельность по созданию такого рода программных документов в научной сфере и инновационной. Стратегия России в области развития науки и инноваций на период до 2020 года является одной из последних таких документов, которая должна объединить усилия государства, бизнеса и институтов гражданского общества для того, чтобы реализовать эффективную инновационную систему.

Кроме того, рассматривая форму взаимодействия государства и бизнеса в процессе выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, можно выделить, что среди отечественных специалистов существует спор по поводу данного вопроса.

Наиболее часто используемой формой государственно-частного партнерства в этой сфере являются контракты, но существует мнение, что более действенной формой был бы договор простого товарищества или договор о совместной деятельности. Предполагаемый договор предусматривает объединение двух и более лиц, которые соединяют свои средства и действуют без образования юридического лица для получения прибыли или достижения цели, не противоречащей закону.

Так как государственно-частное партнерство характеризуется созданием специального юридического лица и подразумевает наличие соответствующего договора между участниками. Наиболее перспективной формой государственно-частного партнерства в инновационной сфере, является финансово-промышленные группы, поскольку состав их участников довольно широк и создает все необходимые предпосылки для участия в ней как представителей государственного, так и частного сектора экономики. Необходимым условием здесь является присутствие организаций, функционирующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных институтов. При этом учредителями могу выступать как отечественные, так и зарубежные организации.

Но в свою очередь на современном этапе бизнес не очень охотно берется за финансирование инновационных проектов, так как здесь существует ряд нерешенных проблем:

  • несовершенство законодательной базы для осуществления инновационной деятельности, а также отсутствие мер ее государственной поддержки;
  • низкая информационная прозрачность инновационной сферы, а именно отсутствие информации о новых разработках и объектах вложения капитала, приносящих большую прибыть;
  • низкий уровень защиты прав интеллектуальной собственности;
  • существование коррупции, которая ложится тяжелым финансовым бременем на многие инновационные фирмы;
  • высокий уровень инфляции, в результате чего новые инновационные проекты подвергаются высокому риску и другие.

Что происходит в отечественной практике: государство в пределах ГЧП дает часть важных гарантий и льгот и кроме того материальные и финансовые ресурсы. Со своей же стороны бизнес обеспечивает необходимые материальные вложения, эффективный менеджмент, наработанный профессиональный опыт, способность адаптироваться (гибкость) и реакцию в принятии решений, предрасположенность к инновациям.

Хотя степень инновации конечных результатов проектов ГЧП, насколько нам известно, детально не рассматривается, при исполнении соглашений о партнерстве обычно совершенствуются оборудование и применяемые технологии, появляются новые формы организации производства, закрепляются новые добавочные производственные мощности и инфраструктурные объекты. В то же время становится все более ясным, что для реализации президентской стратегии социально-экономического развития России, перехода экономики нашей страны на инновационный тип роста необходимо полностью задействовать механизмы государственно-частного партнерства в сфере инноваций.

В самом деле, присутствие государства охарактеризовано необходимостью подъема тех экономических сфер деятельности, развитие которых предпринимательство либо не заинтересовано тянуть самостоятельно без поддержки государства (например, из-за долгосрочных периодов окупаемости вложений), или не может обойтись без него вследствие значительных требований проектов в ресурсах. В сфере инноваций появляются все эти обстоятельства. Кроме того, интервенция государства в инновационные процессы необходимо для того, чтобы в самом частном секторе создать стимулы к инновациям, которые не генерируются в связи с несовершенной институциональной средой.

В этой связи, на уровне концепта, сущность государственно-частного партнерства в сфере инноваций состоит не только в проработке интересов государства и предпринимательства, но и регулировании их действий в процессе доведения научных результатов до инноваций. Оно возникает как своего рода сотрудничество государственных и частных структур, специально создается для достижения определенных целей. К главным ориентирам государства здесь можно отметить: привлечение финансовых средств из различных внебюджетных источников в ключевые направления развития науки, техники и технологий, осуществление которых позволит обеспечить апгрейд производства и повысить инновационную составляющую экономики; развитие и улучшение взаимосвязи между субъектами инновационного процесса; стимулирование малого и среднего предпринимательства к деятельности в сфере инноваций.

Список литературы

  1. Конституция РФ. принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 13.06.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  4. Трутнева Е.В. Основные направления и предложения по совершенствованию бюджетной системы в Российской Федерации / Политика, государство и право, 2014. http://politika.snauka.ru/2014/04/1550
  5. Мещеров А.В. Государственно-частное партнерство: теория, методология и практика Журнал “Экономические науки” г. Москва 2015
  6. http://www.budgetrf.ru − Официальный сайт Бюджетной системы Российской Федерации.