Нормативно-правовое понятие экстремизма, его профилактика в молодежной среде и образовательной организации

№60-2,

Юридические науки

Статья посвящена формам профилактики экстремизма среди обучающихся, которая позволит сохранить безопасную социокультурную среду в образовательных организациях. Проанализирована нормативно-правовая база, обеспечивающая основы профилактической деятельности образовательного пространства Российской Федерации по сохранению гражданского согласия и мира. Дано понятие экстремисткой деятельности (эстремизма). Делается вывод о необходимости общественного противодействия и использование совокупного потенциала воспитательной и учебной работы.

Похожие материалы

Главным направлением профилактической деятельности является профилактика экстремизма в молодежной среде. Это обуславливается тем, что, по информации МВД России в 2017 году 80% лиц, состоящих в группировках экстремистской направленности, имеют возраст до 30 лет. Основная цель работы – осуществление мер, которые направленны на профилактику экстремистской деятельности, включая выявление и дальнейшую ликвидацию факторов и причин, являющихся катализаторами экстремистской деятельности.

Понятия и эффективность, которые необходимы для осуществления работы по предупреждению экстремизма среди молодежи, непосредственно зависят от четкого и точного понимания этого непростого социального явления. Правильное понимание зависит, в первую очередь от знания смысла и содержания понятия экстремизм. Сам «экстремизм» как понятие, определен и отражается в следующих нормативно правовых актах:

  • в Конституции Российской Федерации [1]. Все проявления экстремизма в той или иной степени, всегда посягают на то, что закреплено в Конституции РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;
  • Фед. Закон от 24.07.2007 года №211 (с изменениями и дополнениями 22 февраля 2014 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» [2];
  • Фед. Закона от 25.07. 2002 года №114 (с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2015 г.) «О противодействии экстремистской деятельности» [3];
  • Фед. Закон от 05.07.2002 года №112 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности» ;
  • Фед. Закон от 6 октября 2003 г. №131 (с изм. и доп. 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 23.03.1995 года №310 (с изменениями и дополнениями 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».

Исходя из выше перечисленных нормативных источников, выявим основные особенности экстремизма. На основании Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» [3], экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; · организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [7, 8, 9].

Сегодня педагогическая воспитательная деятельность должна стать неразрывным компонентом образовательного процесса, включающего профилактику экстремизма. Другими словами, изучение различных дисциплин должно не только обучать, но и воспитывать.

Гипотетически любые человеческие знания несут в себе определенные воспитательные функции, которые реализуются, через проблемные отношения к этим знаниям, таким образом, это и есть оценивание, осмысление, и включение в аксиологические представления человека. Следствием различных реформ в российском образовании за последние пятнадцать лет в школе даются все больше даются знания и учебные предметы лишенные воспитательного потенциала. Распространенная тестовая проверка знаний в большей степени ориентирует обучающихся к запоминанию разрозненных фактов, не имеющих между собой системной связи. Знания, не имеющие определенной системы наделены меньшим потенциалом критического осмысления. Отсюда можно сделать вывод, что сегодня в современной российской школе обучающая и воспитательная функция разграничены. Функции обучения выполняют учебные предметы, преподаваемые учителями, а воспитательная возложена на классного руководителя, завуча по воспитательной работе и внеклассные мероприятия. Это все противоречит педагогической теории.

Многие исследователи говорят об уменьшении воспитательной функции школы, это в свою очередь является для современного образования негативным явлением. Но воспитание не следует соотносить с механическими процессами, которые являются частью системы образования.

Таким образом, нивелирование роли воспитания в образовательных организациях может считаться той особенной причиной создающей благотворную среду для популяризации экстремизма среди обучающихся. Можно так же отметить наличие других причин, но профилактика экстремистских настроений включает комплекс общественных мер, в которые должна быть включена так же и система образования.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [3] противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  1. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  2. законность;
  3. гласность;
  4. приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  5. приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  7. неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Указанные принципы определяют выбор различных средств и методов противодействия экстремизма. Можно выделить следующие формы, которые являются наиболее распространенными при профилактике экстремизма в образовательных организациях:

  • формирование толерантности через работу методических объединений специализирующихся на данных вопросах;
  • создание в образовательной организации общественного формирования правоохранительного направления из числа обучающихся школы на базе 8-11 классов.
  • с целью воспитания толерантности учащихся, разработать и включить специальные курсы и элементы программ в общих курсах дисциплин для педагогов;
  • выпуск памятки для родителей обучающихся с разъясняющими комментариями психологов, юристов, сотрудников правоохранительных органов, социальных педагогов;
  • проведение недели правовых знаний;
  • организация и проведение смотра-конкурса методических разработок и программ в образовательной организации по предупреждению девиантного поведения обучающихся;
  • создание в образовательной организации совета старшеклассников.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" от 24.07.2007 N 211-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N114-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  4. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N112-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  5. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  6. Указ Президента РФ от 23.03.1995 N310 (ред. от 03.11.2004) "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
  7. Муравченко В.Б. Некоторые аспекты правового регулирования муниципальной службы в федеральном законе "О муниципальной службе в Российской Федерации // Современное право. – 2007. – № 12.
  8. Муравченко В.Б. Предмет правового регулирования муниципальной службы // Современное право. – 2008. – № 11.
  9. Муравченко В.Б. Классификация должностей муниципальной службы // Вопросы правоведения. – 2011. – № 2.