Главным направлением профилактической деятельности является профилактика экстремизма в молодежной среде. Это обуславливается тем, что, по информации МВД России в 2017 году 80% лиц, состоящих в группировках экстремистской направленности, имеют возраст до 30 лет. Основная цель работы – осуществление мер, которые направленны на профилактику экстремистской деятельности, включая выявление и дальнейшую ликвидацию факторов и причин, являющихся катализаторами экстремистской деятельности.
Понятия и эффективность, которые необходимы для осуществления работы по предупреждению экстремизма среди молодежи, непосредственно зависят от четкого и точного понимания этого непростого социального явления. Правильное понимание зависит, в первую очередь от знания смысла и содержания понятия экстремизм. Сам «экстремизм» как понятие, определен и отражается в следующих нормативно правовых актах:
- в Конституции Российской Федерации [1]. Все проявления экстремизма в той или иной степени, всегда посягают на то, что закреплено в Конституции РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления;
- Фед. Закон от 24.07.2007 года №211 (с изменениями и дополнениями 22 февраля 2014 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» [2];
- Фед. Закона от 25.07. 2002 года №114 (с изменениями и дополнениями от 23 ноября 2015 г.) «О противодействии экстремистской деятельности» [3];
- Фед. Закон от 05.07.2002 года №112 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности» ;
- Фед. Закон от 6 октября 2003 г. №131 (с изм. и доп. 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 23.03.1995 года №310 (с изменениями и дополнениями 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».
Исходя из выше перечисленных нормативных источников, выявим основные особенности экстремизма. На основании Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ от 25.07.2002 года «О противодействии экстремистской деятельности» [3], экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; · организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [7, 8, 9].
Сегодня педагогическая воспитательная деятельность должна стать неразрывным компонентом образовательного процесса, включающего профилактику экстремизма. Другими словами, изучение различных дисциплин должно не только обучать, но и воспитывать.
Гипотетически любые человеческие знания несут в себе определенные воспитательные функции, которые реализуются, через проблемные отношения к этим знаниям, таким образом, это и есть оценивание, осмысление, и включение в аксиологические представления человека. Следствием различных реформ в российском образовании за последние пятнадцать лет в школе даются все больше даются знания и учебные предметы лишенные воспитательного потенциала. Распространенная тестовая проверка знаний в большей степени ориентирует обучающихся к запоминанию разрозненных фактов, не имеющих между собой системной связи. Знания, не имеющие определенной системы наделены меньшим потенциалом критического осмысления. Отсюда можно сделать вывод, что сегодня в современной российской школе обучающая и воспитательная функция разграничены. Функции обучения выполняют учебные предметы, преподаваемые учителями, а воспитательная возложена на классного руководителя, завуча по воспитательной работе и внеклассные мероприятия. Это все противоречит педагогической теории.
Многие исследователи говорят об уменьшении воспитательной функции школы, это в свою очередь является для современного образования негативным явлением. Но воспитание не следует соотносить с механическими процессами, которые являются частью системы образования.
Таким образом, нивелирование роли воспитания в образовательных организациях может считаться той особенной причиной создающей благотворную среду для популяризации экстремизма среди обучающихся. Можно так же отметить наличие других причин, но профилактика экстремистских настроений включает комплекс общественных мер, в которые должна быть включена так же и система образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [3] противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
- законность;
- гласность;
- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
- приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
- неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Указанные принципы определяют выбор различных средств и методов противодействия экстремизма. Можно выделить следующие формы, которые являются наиболее распространенными при профилактике экстремизма в образовательных организациях:
- формирование толерантности через работу методических объединений специализирующихся на данных вопросах;
- создание в образовательной организации общественного формирования правоохранительного направления из числа обучающихся школы на базе 8-11 классов.
- с целью воспитания толерантности учащихся, разработать и включить специальные курсы и элементы программ в общих курсах дисциплин для педагогов;
- выпуск памятки для родителей обучающихся с разъясняющими комментариями психологов, юристов, сотрудников правоохранительных органов, социальных педагогов;
- проведение недели правовых знаний;
- организация и проведение смотра-конкурса методических разработок и программ в образовательной организации по предупреждению девиантного поведения обучающихся;
- создание в образовательной организации совета старшеклассников.