Применение метода «дебаты» в воспитательной работе с молодёжью

№66-2,

педагогические науки

В статье рассматривается о методах «Дебаты» занятия, которые проводятся под руководством педагога позволяющие выявлять и целенаправленно развивать задатки и способности молодёжи, вырабатывать качества личности и деятельности, обусловливающие проявление творчества в любом деле.

Похожие материалы

Сегодня мощь государства определяется, прежде всего, количеством высококвалифицированных специалистов, творчески относящихся к своему делу, способных своим личным трудом содействовать успешному развитию науки, техники, искусства, производства. И задача перед нами преподавателями — воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности. Опыт подтверждает, что все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Наша задача выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности. Развить способности это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создавать условия для выявления его одаренности.

Всякая перестройка начинается с перестройки сознания, отказа от сложившихся стереотипов мышления и практики ясного понимания новых задач. Это мысль относится к личности и воспитанию подрастающего поколения и их развития под руководством взрослых. Поэтому есть необходимость использования среди молодёжи метода «Дебаты» обучающего и воспитательного характера, которое направлено на развитие нового мышления, что позволяет молодёжи шагать в ногу со временем.

Так как в наше время существует проблема наркомании среди молодёжи, с которым необходимо проводить профилактическую работу посредством занятия молодёжи полезным делом, заполнять вакуум в голове правильными наставлениями и знаниями. Ибо как говорил великий педагог В.А.Сухомлинский «Страшная опасность-безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и никто и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником в сфере мысли». Когда подросток остаётся сам с собой наедине, бездельничает, в его голову приходят мысли, что же делать, куда же пойти?». И тут должен прийти на помощь педагог и заполнить упущенное место полезными мыслями. Если в голову придет дурная мысль, в случае повтора это превратится в болезнь, почему бы нам ни заниматься профилактикой этой болезни. Они наши сыновья, братья, отцы, соседи, друзья, родственники, т.е. это наше с вами поколение, наше будущее. Почему это происходит? Мы видим подобные явления. Это безделье, безработица среди молодёжи. Чтобы этого не случилось, мы должны вытащить молодёжь из этого вакуума и дать руку помощи, продумать мероприятия, сформулировать мысли, дать им направление на полезные занятия.

Только тогда повезет подрастающему поколению, когда оно приобретет необходимые знания, вооружится всем тем, что нужно в жизни. И это зависит ещё от того, в какой среде развивается личность, молодёжь. Их образование, обучение, воспитание. Какие связи с этим возникают проблемы? Работать с ними нужно особо, полностью сознавая, что они являются и семейными и студентами, и работающими, и разведёнными, с трудными характерами, одарёнными, слабыми и т.д. Тому кто хочет помочь подростку, нужно чётко, тщательно продумать план, форму обучения , методы воспитания. И «Дебаты» помогут им обучиться, воспитываться, и только они будут компасом, гарантом того, что молодёжь не пойдет на улицу, они консультируют, советуют, подсказывают, учат жить. Это станет для молодёжи так называемыми уроками творчества.

Как известно, важную роль в развитии педагогического мышления, пробуждения творческой жилки, подталкивания к самостоятельному поиску лучших форм воспитания и обучения играют очень серьезные требования руководителя-воспитателя к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Занятия в «Дебатах» под руководством педагога позволяют выявлять и целенаправленно развивать задатки и способности молодёжи, вырабатывать качества личности и деятельности, обусловливающие проявление творчества в любом деле.

По словам педагога В.Ф.Шаталова приобщить каждого подростка к ежедневному напряжённому умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качества личности, укрепить в каждом подростке чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях. «Дебаты» это путь к ускорению духовного развития подростка, это урок познания себя и жизни, урок нравственного прозрения.

Задача руководителя, проводя «Дебаты» пробудить память, помочь подростку понять себя и сегодняшний день через активный заинтересованный диалог с прошлым, раскрывать пути формирования коллективистов, совершенствовать общественную жизнь подростка.

Уроки клуба «Дебаты» взращивают в юношах прекрасный человеческий талант, влюбленность в свое дело, учат творить окружающую жизнь по законам добра и красоты, возвышать и облагораживать чувства. Они позволяют соединить личность и воспитание в целенаправленный единый процесс, они открывают возможность увидеть общность и различия идей, мыслей, соображения и подходы к личности и воспитанию подрастающего поколения, многообразие творчества своих сверстников.

Понять молодёжь, дебатируя, значить встать на его позицию, ценить его чувства, принимать его заботы и дела как серьезные и считаться с ними.

К этим заботам, делам нужно проявлять не снисхождения, а уважения, заинтересованное деловое отношение. Понимать друг-друга это не подчиняться друг-другу, а опираясь на его жизнь взращивать ростки их завтрашней жизни. На равнее с обучением идёт воспитание и развитие. Этим мы воспитываем человека будущего. Таким человеком нас сделают демократическая убежденность, высокая гражданственность, преданность общему делу.

В «Дебатах» проводятся деловые игры — это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий личности в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Здесь молодежь воспитывается в духе высокой гуманности, ибо гуманность можно привить только добротой души, если они и дальше будут воспитывать молодёжь, то это переходит к детям.

Возможно проведений занятий на такие темы: «Кто такие девушки?», «Кто такие мальчики?», «Гендерные отношения», «Семья и отношения», «Развод в семье», «Традиции и их влияние», «СПИД\ВИЧ», «Профилактика наркомании» и т.д.

Список литературы

  1. Баженова И.Н. Педагогический поиск.-1989
  2. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии- М.,1972
  3. Теплов Б.Н. Способность и одарённость – М.,1948
  4. Шуркова Н.Е. Когда урок воспитывает - 1981