Образовательные технологии разрешения конфликтов в контексте диалога культур

NovaInfo 7, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Социальный контекст, в котором находится каждый гражданин и гражданские институты представляет собой клубок потенциальных (и актуальных) конфликтов и социальных протестов. На фоне миграционных процессов и модернизации всех сфер жизнедеятельности российского общества проявляются: конфликты в ЖКХ, конфликты в защиту собственности, конфликты обманутых дольщиков, протесты в защиту экологии, протесты в защиту журналистов, протесты против реформ в образовании, протесты автомобилистов, протесты в защиту животных, протесты против реформ в армии и здравоохранении, столкновения фанатов, градостроительные конфликты, протесты против в мигрантов.

Ключевые слова

КОНФЛИКТ, СОГЛАСИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ДИАЛОГ КУЛЬТУР, КУЛЬТУРА КОНФЛИКТА, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИННОВАЦИЙ

Текст научной работы

Социальный контекст и конфликтологическая проблема

Социальный контекст, в котором находится каждый гражданин и гражданские институты представляет собой клубок потенциальных (и актуальных) конфликтов и социальных протестов. На фоне миграционных процессов и модернизации всех сфер жизнедеятельности российского общества проявляются: конфликты в ЖКХ, конфликты в защиту собственности, конфликты обманутых дольщиков, протесты в защиту экологии, протесты в защиту журналистов, протесты против реформ в образовании, протесты автомобилистов, протесты в защиту животных, протесты против реформ в армии и здравоохранении, столкновения фанатов, градостроительные конфликты, протесты против в мигрантов.

Таковы социальные факты, с которыми региональная и муниципальная власть имеет дело, одновременно решая две стратегические задачи: обеспечение стабильности и развития. Для процессов развития необходимы инновации, для стабильности — отсутствие массового сопротивления и конфликтов

Проблема управления конфликтами — это проблема, прежде всего, диалога культур и институализации культуры конфликта. Если общество признает существование (наличие) конфликта, тогда появляется возможность организации цивилизованного согласования интересов и диалога между разными группами (сторонами конфликта).

С точки зрения управления конфликтами, признать наличие конфликта — это значит открыть возможность открытого обсуждения проблематики конфликта на территории, в целях перевода его в правовое поле, развивая демократически механизмы их разрешения и одновременно выстраивая культуросообразные отношения со всеми участниками конфликта.

Правовой контекст: рынок и демократия

Конституция РФ является основной деятельности всех ветвей власти, а народ осуществляет власть. Демократия предполагает (вот здесь очень важно), право каждого гражданина бороться за свои права, за власть и влияние на власть. В борьбе за свои интересы и за свою собственность гарантируется единство экономического пространства, и самое главное, поддерживается конкуренция, свобода экономической деятельности. Само признание разных форм собственности уже изначально закладывает потенциальный конфликт. Демократию и рынок объединяет общий процесс столкновение интересов разных субъектов взаимодействия, проявляющийся в разных формах, чаще всего в конфликтах. То есть право каждого гражданина на защиту своих интересов и собственности закреплено Конституцией РФ.

В Конституции РФ признается идеологическое, политическое многообразие и многопартийность, перед законом общественные объединения — равны. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной, в Российской Федерации. В разных сферах взаимодействия граждане и объединения защищают свои интересы. Каждый гражданин (а не только чиновники и управленцы региональной и муниципальной власти) должен научиться цивилизованно разрешать конфликты, так как основными ценностями Конституции РФ являются демократия, и свобода экономической деятельности — рынок.

Именно эти процессы должны быть в поле зрения образования (в рамках курса конфликтологии), так как потенциал конфликтного взаимодействия и социального согласия, составляет фундамент (основу) становления демократии и свободы экономической деятельности граждан.

Социологический смысл инноваций: конфликты и согласие

Повышение качества жизни не возможно без инноваций в разных сферах деятельности. Большинство работ исследователей, а вслед за ними и взгляд управленцев, сосредоточен на раскрытии технологического аспекта инноваций, из виду упускается такое явление, как «инновационная недееспособность». Именно из-за насильственной составляющей в конфликтах, общественный климат, порождаемый социальными новациями, не способствует росту, обоснованному с экономической точки зрения, а зачастую и тормозит ее. Инновационность общества может быть раскрыта в социологическом аспекте.

Социологический смысл инноваций состоит не в самих технических изобретениях и новшествах, а в отношениях между людьми, в изменении ценностных оснований их взаимодействия. Социологический аспект социальных инноваций заключается в трансформации норм, правил и принципов социального взаимодействия, всех статусно-ролевой системы.

Социальные инновации имеют сущностные характеристики, среди которых главные: высокий риск, высокая степень неопределенности, сложнопрогнозируемый побочный продукт, последствия которого сложно предусмотреть.

Например, возможно ли достижение социального согласия в обществе, в котором социальные реформы воспринимаются гражданами, как негативные по своим последствиям и снижают их жизненный уровень?

Социальное согласие возможно в двух вариантах: в тоталитарном и демократическом. И там, и там возможно согласие, но на разной почве. Тоталитарный вариант социального согласия основан на страхе, ненависти, на репрессии. Страх и репрессии ограничивают конфликты и их эскалацию. Демократический вариант основан на добровольности и плюрализме, принятии прав человека, общечеловеческих ценностей. Конфликты являются индикатором демократического механизма и свободы экономической деятельности.

Социальные инновации (социальные реформы, модернизация) являются мощным конфликтогеном и провоцируют конфликты, а потому региональная и муниципальная власть обязана выстраивать политику развития региона управления с учетом этой системной и сущностной связи между инновациями и конфликтами.

Инновационный потенциал и новый взгляд на функцию конфликта

Некоторые исследователи отмечают не только негативную функцию конфликта, но и необходимость конфликта для достижения связей внутри системы. Конфликт не обязательно является болезненным явлением, он не всегда связан с агрессией и с разрушением, иногда конфликт выполняет роль рычага, который может способствовать исправлению недостатков или формированию новых норм, которых сегодня не хватает в российском обществе для того, чтобы урегулировать права какой-либо социальной группы. О каких конфликтах идет речь? Речь идет о тех конфликтах, в которых идет борьба за инновации (технические и социальные), в которых конфликт выполняет несколько функций:

  • Интеграционная (слияние части с целым);
  • Активизации социальных связей;
  • Содействия появлению новых идей и творчеству;
  • Сигнальная;
  • Информационная;
  • Трансформационная (преобразование деловых отношений);
  • Профилактическая функция.

Ключевой функцией конфликта является функция баланса и удержания целостности, гармонизации общества. Зиммель Г. писал, что назначение конфликта заключено в обнаружении противоречия, конфликт является формой жизненной динамики ("конфликт питается энергией жизни"), он и есть сама жизнь, но жизнь человеческая, культурная. Без конфликта может быть только натуральная жизнь (жизнь в природе), поэтому культура, жизнь и конфликт — это нераздельные понятия и конфликт не предназначен для разрешения, он органичен самой жизни и неразрешим.

В конфликтах ярко проявляется инновационный потенциал, однако, многие, управленцы сегодня не могут его обнаружить, потому что часто видят в конфликтующих сторонах врагов или оппонентов.

Не конфликт угрожает равновесию и организации, а жесткость в управлении и неспособность власти налаживать конструктивное взаимодействие с теми, у кого есть другие интересы и кто защищает их теми средствами и способами, которые есть в его распоряжении.

Итак, новый взгляд на конфликт сегодня необходим, и он заключается в том, что именно в протестах и конфликтах ярко проявляет себя не только разрушительный процесс, но инновационный и конструктивный потенциал. Важно иметь средства их обнаружения.

Образовательный контекст: диалог культур

Вузы должны поставить в центр внимания студентов не только процесс приобретения знаний, исследования, но и технологии перевода знаний в действия, в процесс принятия управленческих решений. Какие исследования сегодня нужны вузам в рамках гуманитарных наук в частности конфликтологии? Просто исследования сегодня не нужны, нужны такие исследования, которые позволяют решать реальные проблемы.

Будущие специалисты должны освоить несколько процессов во время обучения в вузе: исследовать, изучать (освоить позицию исследователя), объяснять, логично излагать (освоить позицию публичного оратора), понимать (освоить позицию медиатора, фасилитатора, переговорщика), изменять (мыследеятельностный подход: освоить позицию рефлексивного управленца) и активно жить в обществе.

В основу обучения должны быть положены принципы практической целенаправленности:

  1. Не абстрактное познание, а освоение и овладение;
  2. Прожективность — не знание и описание, а проект и предписание;
  3. Критерием истины является НЕ истинность, как соответствие описания объекту, а реализуемость, как соответствие объекта проекту или действия предписанию.

Главная идея, которая должна лежать в основании образовательных технологий в рамках конфликтологии — это объединить процессы исследования конфликта, обучения и проектирование конфликтов, перевода Е-процессов (деструктивных) в И-процессы (конструктивное русло), в целях достижения цели, решения проблем и поставленных задач, направленных в будущее. Для решения этих задач почти нет препятствий, однако решать их необходимо совместно.

Резюме

Сегодня для конкретного преподавателя в вузе почти нет никаких препятствий для того, чтобы в рамках своего предмета (например, конфликтология или организационный конфликтменеджмент) использовать разные образовательные технологии. Однако есть системная проблема, и она связана с будущим России. Кто сегодня в образовательном процессе занимается будущим? Конечно, не предметники, потому что там основная задача — предмет. Будущим России будут заниматься (и уже занимаются в вузах и школах) те преподаватели и учителя, которые применяют игры и игровые технологии.

Можно предложить несколько шагов для развития игровых образовательных технологий в вузах:

  1. Региональной и муниципальной власти сформировать ЗАКАЗ конкретным вузам в разработке новых учебных курсов по конфликтологии для подготовки будущих чиновников и управленцев в структурах власти;
  2. Министерству образования и науки РФ сформировать ЗАКАЗ специалистам (организация тендеров и грантов) на тему: — «Исследование конфликтов и разработка игровых технологий в образовании».
  3. Ректорам вузов включить в Программы подготовки преподавателей вузов и учителей школ курса «Конфликтология и консенсуология».
  4. Заказ специалистам от Министерства образования и науки РФ (организация тендеров и грантов) на тему: — «Подготовка методических пособий по игровым методам в области конфликтологии».
  5. Ректорам вузов и директорам школ организовывать конкурсы на тему: — «Лучшие преподаватели по конфликтологии».

Принципы образовательных технологий по конфликтологии и организационному конфликтменеджменту должны соответствовать принципам демократии, а механизм разрешения конфликтов на региональном и муниципальном уровнях должен проектироваться в вузах всеми участниками образовательного процесса, в целях организации диалога культур, решения социальных задач будущего России.

Читайте также

Цитировать

Цой, Л.Н. Образовательные технологии разрешения конфликтов в контексте диалога культур / Л.Н. Цой. — Текст : электронный // NovaInfo, 2011. — № 7. — URL: https://novainfo.ru/article/1336 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться