Формирование системы воспитания молодого поколения на основе этнопедагогических идей

NovaInfo 60, с.283-290, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В этой статье анализируются, исчерпывающие материалы по воспитанию подрастающего поколения по принципам народной педагогики. Ярко представлены хронологические факты с комментариями, периоды становления этнопедагогики кыргызского народа. Особенную роль в народной педагогике кыргызского народа играют народные предания, устное народное творчество, национальные обычаи и традиции.

Ключевые слова

ЧЕСТЬ, СОВЕСТЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ГУМАНИЗМ, НРАВСТВЕННОСТЬ, НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ, СОКРОВИЩНИЦА МУДРОСТИ, НАСЛЕДИЕ, НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА, ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Текст научной работы

Народная педагогика влияет не только на глубинное развитие духовного мира человека, но и имеет большое значение в создании объема всё новых требований правды жизни [1-3]. Народная педагогика – неисчерпаемое богатство нашего народа. При условии конкретного представления, глубокого рассуждения над воспитанием молодого поколения, народными педагогическими сокровищницами, источниками и факторами воспитания, личностными идеалами народной педагогики, народными воспитателями, это поможет шире и глубже понять национальную педагогическую культуру [4-5].

Воспитание – будь то в древние времена или на современном этапе должно непрестанно обогащаться дополнениями, инновациями. Вместе с совершенствованием жизни в теорию воспитания следует включать всё более современные нововведения. Современная молодежь должна научиться ценить и уважать педагогическую сокровищницу мудрости, которая в течение многих веков от отца к сыну, от поколения к поколению передавалась и дошла до нас. Так, веками уточнявшиеся, проверявшиеся временем и опытом народа, источники образования и воспитания национальной ориентированности способствуют формированию у молодежи внутреннего духовного взгляда на мир. Потому что в воспитании, как мы упомянули выше, самыми эффективными материалами являются национальные традиции и обычаи, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, песни и другие [6-8]. Особо следует отметить очень сильное национальное влияние на воспитание молодого поколения народов Центральной Азии, недаром русский педагог Н.К.Крупская говорила: «Любить ребёнка, оказывать милосердие к нему россияне должны учиться у народов востока».

Веление времени – формировать подрастающее поколение не эгоистичной личностью, а личностью, заботящейся о судьбе народа, его достоинстве, процветании и благоденствии. А ведь именно эти человеческие качества составляют основное ядро общества, являются его рычагами движения. Так как ребенок, получивший воспитание в стенах школы, завтра должен строить будущее, то главной задачей каждого гражданина Кыргызстана является развитие экономики страны наряду с развитыми республиками, воспитание молодежи в русле оптимистических взглядов, культурно богатыми ради будущего кыргызского народа. В настоящее время, если понаблюдать за обществом, не оставит равнодушным человека тот факт, что растет число тех эгоистичных, алчных и самонадеянных чиновников, которые не думают о судьбе народа, а только о своей жизни, о своем благополучии и обогащении. К примеру, всем известно, что во время, когда развитие экономики Японии пошло на спад, руководители государства, чиновники всю свою силу направили на образование и воспитание. Поэтому всестороннее и правильное воспитание молодежи является требованием времени и одной из самых злободневных задач.

В народе существует пословица «Если надеешься на пятничный намаз, начинай совершать омовение с четверга», в значении которого отражено требование того, что о завтрашнем дне следует думать уже сегодня. Значит, для того, чтобы завтрашний день был благодатным, следует подумать об этом сегодня. Понятия, связанные с воспитанием – первые зародыши педагогического знания, появились уже тогда, когда не было в помине и слуха о том, что будет существовать такая наука.

В какой бы то ни было эпохе зародились чистые наследия народной мудрости, известно, что они все равно сохраняют приоритеты мудрости и нравственности в народных массах [9-10].

Например, если остановиться на истории образовательно-воспитательного процесса кыргызского народа, то его можно условно разделить на три этапа:

  1. Период до Октябрьской революции (до 1917-го года).
  2. Советский период (1917-1991-е г.г.).
  3. Период независимости (с 1991 года).

Первый период. С широким распространением исламской религии в Центральной Азии, как нам известно, арабская культура, религиозное воспитание в медресе, мечетях стало преобладать. В «Хадисах» Курани Карим Мухаммед Алейхис-Салама и источниках, изучающих их, очень много информации о воспитании, другими словами, в мусульманских школах придается особое значение интернациональному воспитанию. Например, в содержании религиозных книг даются обширные мысли об уважительном отношении к достоинству каждой нации, вместе с этим обращается внимание на изучение языков. Поэтому такие великие мыслители древности как Аль-Хорезми, Аз-Заморшорий, Аль-Беруни, Абу Али Ибн Сина, Улугбек, А. Навои, изучив арабский, фарси и другие языки, старались довести до последующих поколений свои чистые и славные идеи в качестве наследия.

Второй период. В советское время под сильным влиянием советской идеологии оказалось сознание молодого поколения, религия, Хадисы отвергались. Молодое поколение было отрезано от национального образования и воспитания. Здесь мы не хотим очернять педагогику советского времени, но не может не огорчить то, что народная педагогика осталась в ее тени, и не вышла в свет. Это нанесло вред развитию национальной культуры, народной педагогики.

Третий период. Начиная с 1991 года после приобретения суверенитета роль народной педагогики возросла и стала выше национального культурного воспитания, широко открылась дорога для национального воспитания, переходившего из века в век и ставшее делом воспитания молодого поколения. К примеру, кыргызская народная педагогика охватывает в себя период от возникновения человечества до сегодняшнего дня.

Ребенок от рождения до взросления, до создания семьи воспитывается, истинно эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое воспитание, физическая культура и занятие ею рассматриваются как традиционные методы народной педагогики, занимая важное место в воспитании современного поколения. Например, нравственность и гуманизм раскрывает человечность, честь, совесть, цели человека. Воспитание молодежи нравственности, сознательности является одним из самых важных условий их всестороннего и гармонического развития. Говоря другими словами, этичность – качество истинной личности. А труд является самым древним и сильным средством воспитания человека, но только при условии, когда то, что он делает, оздоравливает его тело, дает основу для формирования его нравственности, и когда оказание эстетического и эмоционального влияния интелектуального и идеального содержания будут отвечать духовным требованиям человека.

Методы народного воспитания передавались из уст в уста, от учителя к ученику из поколения в поколение. Человек не рождается хорошим или плохим, быть хорошим или плохим зависит от воспитания, родителей и среды. Самой ближайшей средой являются родители, семья и родственники, друзья. Значит, семейное воспитание является основанием воспитания в развитии и формировании каждой личности. Поэтому в великих словах наших предков содержится большое важное значение: «Саженец с корня (с начала), ребенок с детства».

Пережившие длинные исторические эпохи наследие предков – произведения устного народного творчества воспитывают у молодого поколения сознательность, любовь к труду и Родине, защищать свое отечество, человечности, дружбе, терпимости, гостеприимности, а также доброте и порядочности [11-13].

Требования и рекомендации о воспитании, опыт появились уже до возникновения методов. К примеру, истоки ставшего правилом для современного человека уважения к старшим, лежат в первобытно-общинном строе.

Кандидат педагогических наук, профессор А.Алимбеков дает народной педагогике следующее определение: «Народная педагогика – это особая система эмпирических знаний и практических действий, направленных на воспитание в духе развитых, унаследовавшихся из поколения в поколение идей, верований, нравственных ценностей на основе определенных географических и исторических условий, существовавшая еще до формирования наций” [14].

Работа по исследованию опыта народного образования и воспитания началась гораздо раньше появления понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика», нам известно, что народный образовательно-воспитательный опыт и взгляды служили источником для развития научной педагогики.

Если возьмем значение слова «Насыят» (Назидание) в кыргызском фольклоре или лексиконе, то обнаружим, что издревле в кыргызском народе честные, мудрые мыслители говорили молодежи назидания, наставления, добрые советы, в которых призывали молодежь к нравственности, честности, храбрости, быть богатырем как Манас, который думал о судьбе и будущем своего народа. Как говорит народная мудрость, “Слова старца как лекарство”, “Старый человек богат умом”, аксакалы вместе с научением молодежи своего жизненного опыта и множества мудрых поучений, на основе пережитого учили молодых и наставляли их на путь истинный.

Народ наш уделял большое внимание педагогической идее – прислушиваться к назидательным словам аксакалов, старших людей, идти тем же путем что и они. Неоспорим тот факт, что мудрость многочисленных мыслителей прошлых эпох, их взгляды на жизнь, чувства по отношению к народу, назидания, являясь образцами для подражания, до сих пор не потеряли своего влияния для народа. Если современная молодежь будет уважать, чтить и иделизировать ценности и наследие, оставленные нам великими мудрецами, мыслителями, великодушными предками и великими мыслителями мирового масштаба, то очевидно, что это будет способствовать всестороннему, сознательному и нравственному развитию будущего поколения. Так как духовные взгляды, ценностные назидания народа, оставленные в качестве наследия, передаваясь из поколения в поколение, являются историческими наследиями предков, живущих вместе с народом.

В связи с тяжелой жизнью появляются различные проблемы. Самая главная из них – человеческие ценности. Так мы не ошибемся, если скажем, что человечность, доброта, нравственность начинают входить в число исчезающих ценностей.

Перед педагогами стоит святая задача – полноценное воспитание молодого поколения согласно требованиям завтрашнего дня, формирование воспитанной и образованной личности. На таком сложном пути будет целесообразно, если каждый воспитатель будет применять научные достижения в сочетании с народной педагогикой.

При обращении к теме современности, самой основной проблемой можно считать поиск нравственного идеала. В науке этнопедагогики в настоящее время созданы огромные предпосылки для углубления и повышения качественного уровня этнопедагогических исследований и увеличению тематической разновидности. На сегодняшний день самая магистральная тенденция – отражение актуальной темы, наблюдение за нашей современной жизнью, ее внутренним миром, деятельностью в обществе. Необходимо оценивать человека, современника на данном этапе в контексте происходящих общественно-политических, экономических и научно-технических процессов и делать из всего этого выводы. Поэтому необходимы произведения, восхваляющие человеческий труд, усиливающие истинные гражданские чувства, влияющие на нравственный рост, завтрашнее глубокомыслие, а также нравственные ценности. А вообще, существуют такие произведения или нравственные ценности у кыргызского народа? Конечно, существуют.

В первую очередь в памяти всплыли нравственные ценности предков, их влиятельный опыт, ценные обычаи и традиции. Их жизненный опыт, желания, национальные обычаи и традиции, история, культура, подвиги и героизм, совершенные ради родины и свободы народа, а также наследия, пережившие множество испытаний, идеалы, воспитывающие молодежь, и на сегодняшний день для нашей молодежи являются вечными и достойными педагогическими источниками. К примеру, общеизвестно, что в произведениях устного народного творчества кыргызов широко отражены такие бесценные чувства как дружба, человечность, любовь, которые определены в качестве истинных признаков человеческой добродетели. Опыт такого рода появился неслучайно. Он появился в условиях повседневной жизни трудового народа, всё обновляясь и дополняясь. Другими словами, посредством своих устных произведений народ воспитывал у молодого поколения лучшие человеческие качества, а также они служили сильным средством формирования личности [15-17].

Общеизвестно, что героические сыны и дочери нашего народа, опираясь на идеалы своих предков, совершали немеркнущие и вечные подвиги за защиту своего отечества и народа. Их подвиги в течение сотен лет передавались из поколения в поколения, от отца к сыну, и являются великим свойством, передающимся через молоко матери. Как говорят в народе: «Богатство ищи в труде, равенство – в борьбе», «Дождем зеленеет земля, трудом – народ», «Труд создал человека», «Двойня умножает поголовье, труд воспитывает джигита», «Труд народа не стареет».

Эти пословицы и поговорки кыргызского народа отражают многовековой труд народа, жизненный опыт и призывают молодежь быть трудолюбивыми, правдивыми, вежливыми, содержание которых связано с бытом народа, веками связанного с животноводством. Посредством труда наш народ создал хорошие способы, которые широко применяли среди народа, с малых лет молодежь учили разным ремеслам и мастерству. Жизненный опыт, воспитание, оставленные им прошлым поколением, они сохраняли в своем сознании и поведении, потом передали следующему поколению. Несмотря на то, что не было специально образованных мудрецов и назидателей и воспитателей, в нравственном воспитании детей, обучении их всяким ремеслам и мастерству народ давал уроки на основе своего жизненного опыта.

В свое время вышедшие из народа мудрецы и мыслители в вопитании молодежи применяли созданные народом педагогические дастаны, легенды, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни-назидания, посредством которых они вели воспитательную работу. Например, загадки развивают у детей сообразительность, наблюдательность, логическое мышление. А в народных сказках всегда восхваляется честный труд, который делает человека и самым сильным, и самым умелым, и самым умным, и самым воспитанным. Значит, созданные на основе жизненного опыта наших предков назидания, обычаи и традиции, являясь народными средствами воспитания, переживая испытания веками, личностные идеалы народной педагогики и основные педагогические понятия, всё время развиваясь, согласно новым жизненным условиям, превратились в закон и правила образцовой жизни.

На основе вышеизложенного следует отметить, что кыргызкая народная педагогика охватывает в себя различные педагогические отрасли [18-20]:

  1. Педагогические идеи древних мыслителей.
  2. Источники произведений устного народного творчества (легенды, дастаны, сказки, народные песни, творчество акынов, пословицы и поговорки, загадки).
  3. Народные обычаи и традиции.
  4. Представление педагогических мыслей в религиозных источниках.
  5. Политика руководителей народа, которая может служить образцом для воспитания и образования.

Значит, мы не ошибемся, если скажем, что доказательством того, что и создателем и наследником народной педагогики является сам народ.

Целью современной научной педагогики является изучение целей и содержания вышеуказанных педагогических источников, а также умелое использование их в обучении и воспитании школьников. Другими словами, изучение культурного наследия, имеющего сильное влияние, широко применяется в научных исследованиях, самое основное – обучение подрастающего поколения, школьников и студентов – наша сегодняшняя неотложная задача. Точнее говоря, решение данного вопроса зависит от способности и мастерства каждого учителя.

Подводя итоги, можно отметить, что велико значение народной педагогики в деле воспитания молодого поколения и в целом, учебно-воспитательной работе - развитие богатства ума молодежи и ее всестороннее развитие и воспитание.

Читайте также

Список литературы

  1. Годжиева Р.Б. Воспитание культуры толерантности в народной педагогике осетин // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 4. С. 335-338.
  2. Кизин М.М. Идеи славянофильства в литературно-поэтических и музыкальных произведениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5. С. 243-250.
  3. Семухина Е.А. О некоторых видах тональности французского религиозного дискурса // В сборнике: Язык. Социум. Культура сборник научных статей. 2016. С. 50-54.
  4. Абдуллаев Р.М Народная педагогика – основа воспитания // Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы подготовки кадров XXI века». - Бишкек, 1999. – С. 168-169.
  5. Абдуллаев Р.М., Мадмуратова З.Г. Народная педагогика – источник воспитания // Материалы региональной научно-практической конференции. – Кызыл-Кыя, 2006. С. 43-44.
  6. Годжиева Р.Б. Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 750-752.
  7. Кизин М.М. Ключевые особенности идей в истории развития славянофильства // Система ценностей современного общества. 2013. № 30. С. 47-49.
  8. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Формирование личности студента как фактор повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-1. С. 234-237.
  9. Кизин М.М. Русские поэты и вокальная лирика: исторический экскурс // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 376-378.
  10. Семухина Е.А. Общедискурсивные и специфические виды тональности французского религиозного дискурса // Наука и общество. 2015. № 4 (23). С. 52-56.
  11. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Формирование механизма толерантности у студентов СПО как фактор устранения их девиантного поведения // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 170-175.
  12. Кизин М.М. Особенность драматургии в содержании русской песни // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3-1 (27). С. 255-261.
  13. Семухина Е.А. Концептуальная метафора в текстах французской женской прессы // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4-3 (75). С. 135-137.
  14. Алимбеков А. Кыргызская этнопедагогика. – Бишкек, 1996.
  15. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Проблемы профессиональной мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования // В сборнике: Социальное образование в современной России: смена парадигм и поиск новых решений. научно-методические материалы. научные редакторы Т. И. Грабельных, В. А. Решетников. Иркутск, 2014. С. 58-62.
  16. Годжиева Р.Б. Толерантность - компонент духовно-нравственной культуры личности // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 2. С. 186-190.
  17. Кизин М.М. Древнерусские вокальные традиции // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43. С. 163-166.
  18. Калдыбаева А.Т. Народные акыны и воспитание. – Бишкек, 1994.
  19. Кыдыралиев К. Народная педагогика – гуманная школа воспитания // Материалы 1-ой научно-практической конференции профессорско-преподавательского коллектива Талаского педагогического института «Актуальные проблемы подготовки кадров XXI века». – Талас, 1999 –С. 3-5.
  20. Рахимова М., Панкова Т.В. Кыргызская народная педагогика. – Бишкек, 1994.

Цитировать

Толубаев, Ж.О. Формирование системы воспитания молодого поколения на основе этнопедагогических идей / Ж.О. Толубаев, З.Г. Мадмуратова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 283-290. — URL: https://novainfo.ru/article/11315 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться