Роль гигиенических основ при организации физического воспитания

№77-1,

педагогические науки

В данной статье рассматриваются гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями, определяется роль и необходимость основ гигиены для физического воспитания и защиты здоровья. Исследуются особенности соотношения понятия гигиенического воспитания и физвоспитания.

Похожие материалы

Гигиена физического воспитания имеет большое значение для студентов, как в общеобразовательном, так и в специальном плане, и рассматривается как учебная дисциплина. Физическое воспитание и гигиена по своей сути не являются однородными понятиями, но они взаимодополняют друг друга.

Воспитание в человеке гигиенических знаний изучается и регулируется отраслями педагогических и медицинских наук. Практическая разработанность вопроса, сопровождается решением задач сохранения и увеличения показателей здоровья населения страны, а так же путем применения методических рекомендаций для совершенствования гармонического развития, в физическом и умственном плане, подрастающего поколения и взрослого населения. Знание основ гигиены для рационального физического воспитания имеет большое значение, потому что это позволяет предупреждать заболевания, повысить трудоспособность и снизить воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды.

Данное понятие играет важную роль при проведении занятий физической подготовки, физических упражнений, поскольку оказывает существенное влияние на сохранение здоровья организма от различных бактерий и микроорганизмов.

Среди явных основ воспитания в человеке гигиенических взглядов, в хорошем смысле этого слова, играют принцип непрерывности и преемственности, который должен сопровождаться на протяжении всей жизни, начиная с детства, когда физическое воспитание еще только прививается. На данном этапе развития организма, наблюдается наибольшая чувствительность организма к факторам внешней действительности. С раннего возраста, как отмечают многие авторы, необходимо воспитывать и развивать в себе двигательную активность, так как восполнить его недостаток, как показывает практика, является невосполнимым. Наиболее продуктивное развитие человека происходит в, так называемые, сенситивные периоды, оказывающие критическое воздействие на его умственные и физические показатели.

Физические характеристики имеют сильную взаимосвязь с возрастом человека, наиболее явные изменения в морфологической и мышечной системе происходят в периоды от 6-16 лет, когда метаболизм работает в ускоренном режиме.

Как пример можно отметить, что наблюдение за детьми 4-5 месячного возраста показывает удивительные результаты. Оказывается, как мы уже отмечали, в таком раннем возрасте ребенок обладает наибольшим потенциалом физического развития, но отсутствием возможности их практической реализации, из-за ограниченных возможностей заниматься физическими упражнениями. Многие тренеры, признают плавание самым эффективным способом физического воспитания детей, так как при плавании мышечное развитие происходит без нагрузки на слаборазвитый скелет и позвоночник. Так же немаловажную роль плавание играет при гигиеническом воздействии на кожу и закаливании.

Особое место среди основ гигиенического воспитания занимают принципы комплексности и адекватности.

Под принципом комплексности понимается комплексное воздействие разнородных методов физического воспитания, оказывающих своеобразное регулирования состояния организма и здоровья человека. Применение данного принципа так же связано с усилением роли двигательных качеств.

Принцип адекватности, представляет собой применение таких целенаправленных средств и методов физического развития, в соответствии с физическими возможностями каждого, таким образом, происходит индивидуализация физвоспитания. На мой взгляд, данный принцип имеет место быть, так как индивидуальный подход строится на более рациональном использовании средств и методов воспитания, что порождает в итоге наиболее эффективный результат. Под физическими возможностями же понимается, разница между величиной физвозможностей в состоянии покоя и максимально возможной величиной во время работы на пределе. С течением времени, функциональные возможности организма доходят до своего пика, и непрерывно убывают. Но следует отметить, что физическая культура не предотвращает спад функциональных способностей, но значительно сокращает их уменьшение.

Таким образом, гигиена и физическое воспитание это «взаимоопыляемые» элементы. Данная их связь проявляется в необходимости их непрерывности и учета чувствительных периодов развития организма. С точки зрения гигиены, особенно важно чтобы в данные периоды не было недостатка в физической активности. Так же осуществлять физическое воспитание с учетом принципов комплексности и адекватности, чтобы физическое развитие не закончилось получением каких либо увечий или травм.

Список литературы

  1. Вайнбаму Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. - Москва. Академия, 2011 - 240 с.
  2. Добровольский В.К. Повреждения и травмы при занятиях спортом. М., Медицина. 2009г. – 120 с.
  3. Дубровский В.И. Спортивная медицина. - Москва, Владос, 2008. - 512 с.