С принятием в 2015 году Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) в отечественной юридической науке ещё большую популярность и актуальность стали набирать темы и споры относительно понятийного аппарата административного права, а именно, единое понимание, взаимосвязь и соотношение таких терминов как «административная юстиция», «административный процесс», «административное судопроизводство».
Данная проблема беспокоила корифеев отечественной юриспруденции и всех заинтересованных административистов ещё задолго до появления КАС РФ. Ещё в 2005 году доктор юридических наук, профессор Демьян Николаевич Бахрах написал известную статью «Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс» [1], а в учебнике 2018 года «Административное право» трёх ведущих административистов Бахраха Д.Н., Россинского Б.В., Старилова Ю.Н. целая глава была посвящена административному судопроизводству и определению понятийного аппарата вышеуказанных терминов [2].
Но ключевым вопросом с принятием КАС РФ стала проблема определения понятий «административное дело» и «административный спор» и проблема единого понимания данных дефиниций, их взаимосвязи и соотношения.
Дело в том, что в пункте 1 статьи 18 проекта КАС РФ давалось определение понятию «административное дело», но по какой-то причине в окончательный проект кодекса термин не вошёл и не был принят на законодательном уровне, хотя в самом кодексе используется неоднократно: например, ч. 3 ст. 4. Тем самым ясность в научные разработки этой проблемы не была внесена. В данном случае возникает необходимость проанализировать теоретическую основу данной проблемы, рассмотреть предложенные авторами определения понятий «административное дело» и «административный спор», прийти к пониманию из взаимосвязи, определить — в каком отношении друг к другу они находятся.
Как уже указывалось, до предложения проекта КАС РФ существовала проблема в понимании значения «Административные дела». Т.В. Пешкова пишет: «Административные дела трактовались в широком смысле и включали в себя в том числе дела об административных правонарушениях (например, по нормам АПК РФ об административном судопроизводстве)»[3]. Кодекс административного судопроизводства не ввёл легального понятия «административное дело». Но можно утверждать, что, основываясь на КАС, только в отношении дел в рамках административного судопроизводства можно рассматривать понятие «административное дело».
В проекте КАСРФ (п.1 ст.18) закреплялось следующее определение: «административное дело — это принятое к производству суда требование о разрешении правового спора между субъектами публичных правоотношений, а также материалы, относящиеся к указанному спору». На данный момент — это единственное полуофициальное определение данного термина, который законодатель пытался закрепить.
Зеленцов А.Б. в своей монографии даёт следующее определение: «административное дело — это такая правовая ситуация (конфликтного или неконфликтного характера), разрешая которую в документальной форме путем применения юридических норм компетентный государственный орган определяет права и обязанности субъектов административного права, восстанавливает или иным образом защищает нарушенное право, устанавливает или подтверждает факты, имеющие юридическое значение, осуществляет регистрацию, лицензирование и аккредитацию либо фиксирует результаты контрольной деятельности»[4]. Как указывает А.Б. Зеленцов в другой работе «судебное дело (гражданское или административное) можно определить, как спор о праве, заявленный в суде заинтересованным лицом, выступающий в качестве объекта процессуальных отношений, которые связывают лиц, имеющих юридическую заинтересованность и участвующих в разрешении спора по существу»[5].
Рассмотрим понятие административного спора. В учебнике «Административное право» Бахраха Д.Н. Россинского Б.В., Старилова Ю.Н. административно-правовой спор рассматривается указанными авторами как «юридический конфликт (или юридическая коллизия), возникшая между государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами (с одной стороны) и иными субъектами права (с другой стороны) в связи с нарушением субъективных публичных прав физических или юридических лиц, осуществлением противозаконного административного нормотворчества»[6].
Зеленцов А.Б. даёт следующее определение: «Правовой спор представляет собой юридическую конфликтную ситуацию, в которой взаимное положение сторон препятствует каждой из них единолично своей властью ликвидировать разногласия и осуществить право притязание желаемым образом. Однако необходимо иметь в виду, что стороны могут ликвидировать эти разногласия не только посредством принудительного решения третьей стороны (суда или иного компетентного органа), но и устранить совместными усилиями путём урегулирования. Отсюда третью сторону юрисдикционный орган некорректно включать в юридическую конструкцию спора».
Таким образом, анализ трудов наиболее авторитетных научных деятелей по поставленной проблеме и данные ими определения показывают нам, что единого мнения и понимания дефиниций «административное дело» и «административный спор» нет.
При анализе раздела № 1 КАС РФ можно обратиться к ч. 3 ст. 4: «Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка». А по смыслу статьи 1 КАС РФ можно закрепить такое определение: «административное судопроизводство — это судебная деятельность по рассмотрению административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий»[7].
Таким образом, можно сделать вывод, что РФ фактически соотносит понятия «административное дело» и «административный спор» как тождественные.