Профилактика рецидивной преступности несовершеннолетних в условиях воспитательных колоний

№106-1,

юридические науки

Рецидивная преступность несовершеннолетних является одной из актуальных проблем, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. В статье проанализированы основные трудности, с которыми сталкиваются воспитательные колонии в процессе исправления несовершеннолетних осужденных. Автором предложен ряд рекомендаций по совершенствованию деятельности пенитенциарных учреждении по ресоциализации данной категории осужденных.

Похожие материалы

Показатели преступности несовершеннолетних, в том числе рецидивной, свидетельствуют о низкой эффективности профилактической работы с ними в местах лишения свободы. Так, А.И. Долгова пришла к выводу, что из лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, только около 10% ведут себя в дальнейшем правомерно [1].

В настоящее время в уголовно-исполнительной системе России функционирует 23 воспитательные колонии, две из которых предусмотрены для отбывания наказания осужденными женского пола. На данный момент в воспитательных колониях содержится 1 309 человек [2].

Несовершеннолетние, отбывающие наказание в виде лишения свободы, сталкиваются с различными проблемами. Во-первых, осужденные испытывают трудности в сохранении социально полезных связей и контактов. По данным проведенного нами исследования, 30,9% осужденных в процессе отбывания наказания утратили связи с родственниками. При этом 32,7% респондентов планируют после освобождения восстановить отношения с семьей и родственниками, 62,7% — создать семью. 42,7% несовершеннолетних после освобождения обратятся за помощью к родственниками [3]. При этом большинство осужденных отбывают наказание вдали от дома, что влечет проблемы в поддержании социально полезных связей. Таким образом, семья, родные и близкие играют важную роль в ресоциализации несовершеннолетних.

Во-вторых, многие осужденные сталкиваются с проблемой профессионального обучения и трудовой занятости, особенно после освобождения. Так, 54,5% несовершеннолетних осужденных после отбытия наказания планируют повысить свой образовательный уровень, 61,8% осужденных намерен после освобождения найти работу. В поиске работы нуждаются 34,5% осужденных. 93,7% сотрудников воспитательной колонии наиболее эффективным в процессе исправления подростков считают профессиональное обучение и общественно полезный труд. Следует отметить, что в воспитательные колонии попадают зачастую безграмотные и педагогически запущенные подростки, с низким уровнем образования.

В-третьих, среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, высока доля тяжких и особо тяжких. В 2014 году в воспитательных колониях отбывали наказание осужденные, совершившие в основном тяжкие (51,3%) и особо тяжкие (34,6%) преступления. Осужденные за преступления небольшой и средней тяжести соответственно 2,1 и 12% [4].

В-четвертых, для несовершеннолетних осужденных характерны такие особенности личности, как вспыльчивость, жестокость, драчливость, агрессивность [5].

Указанные факты осложняют процесс ресоциализации и реинтеграции в общество после освобождения.

Несовершеннолетние относятся к той категории осужденных, которые нуждаются в оказании первоочередной помощи. На наш взгляд, целесообразно предложить следующие рекомендации по их ресоциализации:

  1. Формирование в воспитательной колонии такой среды, которая оказывала бы на подростка ресоциализирующее воздействие, то есть была бы социальной, культурной, образовательной (оборудование искусственных прудов с рыбками, постройка фонтанов). Так, Л.А. Метлякова, Л.А. Седельникова отмечают, что педагогический аспект процесса ресоциализации заключается в создании воспитывающей среды исправительного учреждения, обеспечивающей осужденному возможность усвоения положительного социального опыта и изменения поведения в период отбывания наказания [6].
  2. В рамках развития социально полезных связей осуществлять поддержку семьей осужденных, способствовать общению с родными в непринужденной обстановке. С этой целью в Кировградской воспитательной колонии ГУФСИН России по Свердловской области проводится День матери с привлечением родителей осужденных. Большую помощь в организации работы оказывают родительские комитеты.
  3. Проведение работы с осужденными, позволяющей им социально определиться в будущем: продолжить учебу, трудоустроиться, создать семью и т. д. Акцент важно сделать на обучении, приобретении трудовых навыков на предприятии. Важно организовывать выездные экскурсии на крупные предприятия городов, чтобы осужденные смогли получить информацию о вакансиях, которые востребованы в этих организациях.
  4. В целях борьбы с элементами тюремной субкультуры, вредными привычками необходимо устанавливать контакты с другими подростками, посредством проведения мероприятий, в основу которых заложен принцип «здорового соперничества».
  5. Использование метода убеждения путем привлечения к работе с подростками людей, которые, попав в трудные жизненные ситуации, находили пути преодоления; метода зоотерапии, создание живых уголков (аквариумы с рыбками); развитие гражданского сознания и патриотизма (создание мультимедийных библиотек по классическим произведениям).
  6. Проведение в условиях воспитательных колоний мероприятий, в основу которых положено «здоровое соперничество». Одним из таких аспектов является физкультура и спорт. В воспитательной колонии физическое воспитание организуется по месячному и полугодовому планам работы инструктора по физкультуре, который проводит всю работу с активной помощью спортивной комиссии из числа осужденных.

В воспитательных колониях вовлечение осужденных в занятие физической культурой и спортом реализуется в различных формах: Так, на базе колоний функционируют спортивные секции и кружки по различным видам спорта, в частности легкой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, тяжелой атлетике и т.д. Кроме этого ежегодно проводятся спартакиады. По итогам которых лучшим спортсменам присваиваются спортивные юношеские разряды. В соответствии с правилом 21 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными осужденные, не занятые работой на свежем воздухе, имеют ежедневно право по крайней мере в течение часа заниматься физическими упражнениями. При этом указывается, что малолетним и другим осужденным подходящего возраста, находящимся в соответствующем физическом состоянии, следует обеспечивать физическую тренировку и возможность для игр. Для этого пенитенциарное учреждение должно располагать необходимыми площадками, установками и оборудованием.

Формирование системы подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению и постпенитенциарного сопровождения лиц, освободившихся из воспитательной колонии. В рамках службы постпенитенциарной ресоциализации необходимо создавать кружки и секции для подростков (например, кружок юннатов), систему летней занятости, в том числе летние лагерные сборы. Привлекать к работе публичных людей, например спортсменов, которые на безвозмездной основе оказали бы помощь подросткам по физическому воспитанию. На данный момент не все заведения готовы к оказанию помощи запущенным, отстающим в учебе подросткам.

Список литературы

  1. Формирование системы подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению и постпенитенциарного сопровождения лиц, освободившихся из воспитательной колонии. В рамках службы постпенитенциарной ресоциализации необходимо создавать кружки и секции для подростков (например, кружок юннатов), систему летней занятости, в том числе летние лагерные сборы. Привлекать к работе публичных людей, например спортсменов, которые на безвозмездной основе оказали бы помощь подросткам по физическому воспитанию. На данный момент не все заведения готовы к оказанию помощи запущенным, отстающим в учебе подросткам.
  2. Лелеков В. А., Кошелева Е. В. О предупреждении преступности несовершеннолетних // Социология права. 2007. № 3. С. 87–95.
  3. Официальный сайт ФСИН. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http // www. фсин. рф.
  4. Латышева Л.А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты: монография. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017. — 188 с.
  5. Данилин Е.М., Давыдова Н.В. Осужденные, отбывающие наказания в воспитательных колониях, — кто они? // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 8. С. 42–42.
  6. Быков А.В. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 12. С. 13–18.
  7. Метлякова Л.А., Седельникова Л.А. Подготовка несовершеннолетних осужденных, совершивших повторное преступление, к освобождению из мест лишения свободы: опыт социального партнерства // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 12. С. 27–32.