Ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению

№75-2,

Юридические науки

В данной работе рассматриваются вопросы действующего законодательства при привлечении виновного лица к административной ответственности в случаях использования земельных участков не по целевому назначению.

Похожие материалы

Деление земель по целевому назначению на категории, является одним из важных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельный Кодекс РФ (далее ЗК РФ) [1].

Статья 40 ЗК РФ [1] предусматривает, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с абз. 2 ст. 42 ЗК РФ [1] собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014) [4], Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2015 N 18-КГ15-65 [5], постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 — 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Исходя из положений ст. 42 ЗК РФ [1], собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Таким образом, можно установить, что использовать земельный участок не по целевому назначению запрещено действующим законодательством РФ.

Рассматривая вопрос ответственности за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, следует отметить контролирующие органы, которые осуществляют надзор за соблюдением земельного законодательства в данной сфере. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" [4], к службам наделенным такими полномочиями относятся: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы.

Размеры штрафов за нецелевое использование земельных участков определены в ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [3].

Определяя состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ можно обратиться к Постановлению Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 N 19АП-6724/2015 по делу N А48-2797/2015 [5], где суд разъяснил, что норма ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ включена в главу 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" и относится к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования. Объектом правонарушения, административная ответственность за которое установлена приведенной нормой, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Объективная сторона выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Субъектами могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Субъективная сторона характеризуется виной.

В соответствии со ст. 284 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ ) [2] земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

«Следует отметить, что судебная практика по вопросу изъятия у собственника земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, на котором построен жилой дом или возведено жилое строение, отсутствует, в связи с чем можно сделать вывод, что на сегодняшний день нарушение в данной части часто остается незамеченным контролирующими органами. Однако при покупке и строительстве на землях сельскохозяйственного назначения следует осознавать риск привлечения к ответственности собственника земельного участка в соответствии с действующим законодательством» [6].

Список литературы

  1. Земельный кодекс: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ. Принят Государственной Думой. 28 сентября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года: в ред. Федер. закона N 373-ФЗ
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.10.1994: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации: в ред. Федер. закона от 07.02.2017 N 12-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ. принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20.12.2001: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации: в ред. Федер. закона от 26.12.2001 // "Российская газета", N 256, 31.12.2001, в ред. от 27.11.2017 N 336-ФЗ // "Российская газета", N 270, 29.11.2017
  4. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре//Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, //"Собрание законодательства РФ", N 2, 12.01.2015, ст. 514.// ред. от 08.09.2017
  5. Постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 N 19АП-6724/2015 по делу N А48-2797/2015
  6. Можно ли построить жилой дом или жилое строение на земельном участке категории "земли сельскохозяйственного назначения"? (Кистанова Е.)//http://xn7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/24691