Опыт решения проблемы формирования профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью»

№68-1,

Социологические науки

Статья посвящена изучению опыта решения проблемы формирования профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью». Актуальность работу обусловлена проблемами формирования кадрового потенциала молодежной политики. Проблема исследования заключается в противоречии между профессиональными компетенциями, описанными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и реальными требования работодателя, заключенными в проекте профессионального стандарта «Специалист по работе с молодежью». Объектом исследования являются профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью. Предметом исследования выступает опыт решения проблемы формирования профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».

Похожие материалы

Проблема исследования заключается в противоречии между профессиональными компетенциями, описанными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и реальными требования работодателя, заключенными в проекте профессионального стандарта «Специалист по работе с молодежью».

Объектом исследования являются профессиональные компетенции специалиста по работе с молодежью.

Предметом исследования опыт решения проблемы формирования профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».

Формирование достойного кадрового потенциала государственной молодежной политики — основная цель системы совершенствования данной сферы государственного управления. Наличие у выпускников направления подготовки «Организация работы с молодежью» высокого уровня профессиональной компетентности, социальной мотивации и социально-технологической культуры является необходимым условием эффективного функционирования органов по делам молодежи, позволяющего решать им как среднесрочные, так и долгосрочные задачи, производить разработку и реализацию молодежных программ.

Актуальность качественной подготовки кадров в сфере ГМП возрастает еще и потому, что в перспективе значительная часть организаторов работы с молодежью — это государственные служащие, руководители других государственных органов. Таким образом, кадровая проблема становится ключевой не только для этой отрасли, но и для всей структуры регионального управления.

Обратимся к опыту регионов по решению проблемы развития профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».

Интересен опыт Томской области, где в рамках реализации государственной молодежной политики Департаментом по молодежной политики, физической культуре и спорту реализуется множество проектов, одним из наиболее успешных является проект «Интеграция». Его основная цель заключается в создании системы вовлечения молодёжи Томской области в проектную деятельность, а также поддержки молодёжных инициатив. Проект должен формировать у молодежи активную жизненную позицию; развивать у участников навыки проектной деятельности путем обучение эффективным технологиям и методам социального проектирования.

В мае 2017 года на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) студентами специальности «Организация работы с молодежью» был реализован проект «Великая Отечественная война глазами современной молодежи» (Круглый стол, посвященный празднованию 72-летия Победы). Участниками Круглого стола являлись студенты, сотрудники университета и ветераны Великой Отечественной войны. Основной целью мероприятия являлось повышение политико-правовой культуры молодёжи в вопросах становления и развития институтов гражданского общества, развития чувства сопричастности к судьбе страны, её истории. Ответственность, с которой подошли участники, говорит о том, что студенты понимают всю важность и значимость данного мероприятия. Подобные мероприятия формируют организационно-массовые профессиональные компетенции студентов.

Особенностями профессиональной подготовки студентов Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, получающих специальность «Организация работы с молодежью», являются гуманитарно-социальная направленность, активность, развитие способности к межличностным коммуникациям, адаптивность к различным видам социальной деятельности.

В числе мероприятий, которые организуют студенты специальности «Организация работы с молодежью» являются: Региональный молодёжный форум «Муромский коллайдер», цель проекта: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Муромского района Владимирской области.

Студенты направления подготовки «Организация работы с молодежью» Национального исследовательского Саратовского государственный университет имени Н.Г. Чернышевского успешно реализуют молодёжный медиапроект «Инфомания». Данный проект создан с целью создания условий для знакомства молодежи с различными формами работы СМИ с последующим созданием новых медийных продуктов и размещение их на интернет порталах Саратовского региона.

Студенты Кубанского государственного университета (КубГУ) успешно реализуют молодёжную программу «Проектный центр — персональный университет» ориентирована на повышение качества и количества проектных заявок, подготовленных для участия в конкурсах проектов.

Обратимся к опыту Белгородской области. Важнейшую роль в развитии профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» на базе НИУ «БелГУ» играет социально-воспитательная деятельность. Студентам предоставляется возможность развивать свои компетенции, участвуя в деятельности:

- волонтерского корпуса «Клевер»;

- студенческого социологического клуба «СОКЛ»;

- Литературной беседки;

- Международного студенческого клуба «Диалог»;

- Проектного офиса;

- Клуба молодежного тренерства «Команда ОРМ».

Рассмотрим деятельность данных объединений сквозь призму профессиональных задач, утвержденных Федеральным государственным стандартом, которые предстоит решать выпускникам направления подготовки «Организация работы с молодежью»:

Научно-исследовательские задачи студенты решают в рамках деятельности студенческого социологического клуба «СОКЛ», международного студенческого клуба «Диалог», а также Проектного офиса;

С решением организационно-управленческих задач студенты сталкиваются в рамках деятельности каждого из представленных объединений, так как студентам, прежде всего, приходится сталкиваться с организацией и планированием работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха и временного пребывания молодежи;

Однозначно, информационно-аналитические задачи обучающиеся решают в рамках Социологического клуба «СОКЛ», так как именно в рамках деятельности клуба студенты применяют статистические и социологические методы для сбора и классификации социальной информации, составляют информационные обзоры по исследуемой проблеме;

Организационно-массовые задачи — это основные задачи, с которыми сталкиваются студенты, вступающие в молодежные объединения, к ним относятся: участие в организации деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений, участие в организации гражданско-патриотического воспитания молодежи, содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи, участие в организации досуговой деятельности. Таким образом, данный тип профессиональных задач студенты решают во всех представленных объединениях;

Производственные и социально-технологические задачи включают в себя: участие в социально-психологической адаптации молодых людей в организации, участие в регулировании конфликтов молодежи с внешней средой, использование социально-технологических методов при осуществлении профессиональной деятельности, освоение инновационных технологий в практике работы с молодежью. Данный тип задач довольно специфичен. Как минимум, в рамках деятельности волонтерского корпуса» Клевер» студенты решают часть из них.

Важно отметить, что студенты направления подготовки «Организация работы с молодежью» принимают активное участие не только в социально-воспитательной деятельности кафедры, но и вуза.

Студенческий портал НИУ «БелГУ» содержит ссылки на 21 студенческое объединение:

  • Студенческий совет «Союз студентов» НИУ «БелГУ»;
  • Студенческий спортивный клуб;
  • Оперативный студенческий отряд содействия полиции «Пегас»;
  • Студенческий Медиахолдинг (ТВ, радио, газета «Nota Bene»);
  • Студенческий совет общежитий;
  • Клуб молодых избирателей «Перспектива»;
  • Интеллектуальный клуб «Мыслим вслух»;
  • Студенческое научное общество;
  • Штаб волонтерского движения «Горячие сердца»;
  • Молодежная экологическая организация «Территория жизни»;
  • Клуб «Дебаты»;
  • Студенческая служба психологической помощи;
  • Штаб студенческих трудовых отрядов;
  • Студенческий совет музея истории НИУ «БелГУ»;
  • Клуб Организации Объединенных Наций;
  • Студенческий комитет по содействию повышения качества образования;
  • Международный студенческий офис;
  • Правовой информационно-консультативный центр;
  • Университетская лига КВН;
  • Студенческий совет иностранных землячеств;
  • Молодёжный антикоррупционный совет НИУ «БелГУ».

Широкий спектр студенческих объединений является благоприятной средой для развития всех вышеперечисленных профессиональных компетенций.

Интересно также отметить, что с каждым годом возрастает количество инициированных студентами проектов. Проектная деятельность является одним из механизмов формирования и развития профессиональных компетенций будущих молодежных работников.

Количество конкурсов проектов и проектных идей растет год за годом. Конкурс проектов «Мой район» на протяжении нескольких лет остается актуальным. Данное мероприятие организует и проводит кафедра социологии и организации работы с молодежью при поддержке Ассоциации «Совет муниципальных образований Белгородской области», ее участниками становятся студенты данной кафедры. Организаторы конкурса преследуют цель повысить практикоориентированность образовательного процесса и представить органам муниципальной власти проекты и идеи, улучшающие повседневную жизнь жителей населённых пунктов области.

Потенциальными работодателями обучающихся направления «Организация работы с молодежью» являются руководители Управления молодежной политики Белгородской области и ОГБУ «Центр молодежных инициатив» (подведомственное учреждение), а также муниципальные органы по делам молодежи. Руководство старается наладить сотрудничество между кафедрой и данными организациями. Возрастает количество студентов, стремящихся стать активистами областного Управления молодежной политики.

Тем не менее, пока развитие профессиональных компетенций через представленную выше деятельность является добровольным, остается актуальной проблема низкой вовлеченности студентов «Организация работы с молодежью» в социально-воспитательной деятельность. Решение данной проблемы требует системного подхода и актуализирует проект «Развитие профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью».

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в настоящее время необходима система обмена опытом между регионами. В настоящее время НИУ «БелГУ» предоставляет широкие возможности для самостоятельного развития студентами своих профессиональных компетенций. Однако, отсутствие контроля над данным процессом со стороны руководства кафедрой оставляет студентам возможность не работать над усовершенствованием своих навыков.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.05.2017).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ (дата обращения: 10.05.2017).
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года). URL: ww.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 10.05.2017).
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html. ‒Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.