Использование инфографики в деловой прессе

№68-1,

Филологические науки

В данной работе рассматриваются функции инфографики в деловой прессе.

Похожие материалы

Инфографика — это способ визуализации данных. В современной журналистике на страницах газет и журналов все чаще встречаются различные виды инфографики.

Профессор Филипп Мейр отмечает, что "сейчас, когда информации предостаточно, она имеется буквально в изобилии, более важна ее обработка" [1].

То есть объём информации увеличивается все больше, а времени у человека на её восприятие все меньше. Таким образом, одна из целей инфографики — экономия времени. В деловой прессе зачастую даются большие объёмы информации. С помощью инфографики восприятие значительно упрощается.

"Визуальная редукция сложного к простому и передача права управления временем самому воспринимающему — вот два ключевых параметра, которые делают инфографику таким удобным форматом в современных условиях, когда не человек охотится за информацией, а информация охотится на человека"[2].

Довольно часто инфографика сама выступает информационным материалом без сопровождающего её текста. Например, такая форма использования инфографики используется в газете "Ведомости". Данная инфографика была опубликована под заголовком «Структура собственности и активы Столичной страховой группы». Инфографику сопровождает лид, в котором содержится информационный повод: «Президент ВТБ Андрей Костин сообщил, что ВТБ принципиально договорился с миноритариями Банка Москвы о выкупе их долей; остались сущие пустяки — договориться об условиях этого выкупа». Таким образом, инфографика в данном случае самодостаточна, и информация воспринимается легче, чем журналистский текст, который мог быть опубликован.

Газета «Ведомости»
Рисунок 1. Газета «Ведомости»

В газете «Коммерсантъ» инфографика используется чаще, чем в газете «Ведомости». Зачастую она выступает иллюстрацией к тексту, наглядно показывая то, о чем идёт речь. Например, в материале о ракетной атаке США на Сирию инфографика представляет собой карту.

Газета «Коммерсантъ»
Рисунок 2. Газета «Коммерсантъ»

На ней изображены не только места бомбардировок, но и отмечены территории, находящиеся под контролем тех или иных сил, а также стратегические объекты и границы зоны поражения зенитно-ракетных комплексов РФ.

Несмотря на то, что данная инфографика сопровождает текст, она могла бы выступать в качестве самостоятельного элемента, потому что даёт исчерпывающую информацию о процессе, происходящем в Сирии. Так как аудитория деловой прессы — это, как правило, люди с ограниченным временем, то газета предоставляет читателям альтернативу: читать текст или потратить несколько минут на визуализированные факты.

В региональной российской прессе также прослеживается тенденция визуализации данных. Помимо упрощения восприятия информации и наглядности, инфографика концентрирует большое количество информации. То есть инфографика обладает таким свойством, как большая информационная вместимость при относительно небольшом объёме на газетной полосе.

Этот тезис можно проиллюстрировать примером из региональной деловой газеты «Город N” (г. Ростов-на-Дону).

Газета «Город N»
Рисунок 3. Газета «Город N»

Читатели видят не только изменения выручки компаний в 2013-2014 годах, но и фотографии совладельцев (директоров) компаний. При этом инфографика не занимает много места.

Таким образом, инфографика сводит сложное к простому, визуализирует данные, при информационной насыщенности экономит место на полосе и предоставляет читателям выбор — воспринимать текстовую или визуализированную информацию.

Список литературы

  1. Грей Д. Пособие по журналистике данных // Режим доступа: https://ria.ru/files/book/_site/index.html
  2. Мирошниченко А. Будущее инфографики: наведение эмоций, теплые баблы, абсолютный кайф // Slon, 2013