Перспектива развития средств массовой коммуникации в свете общей истории и теории СМК

№40-1,

Филологические науки

В развитии печати можно выделить несколько этапов: революция в образовании, появление цензуры, редактирование. Интернет проходит те же самые этапы, только в обратном порядке. Но вместо качественного улучшения образования на последнем этапе может произойти снижение интеллектуального уровня человечества и отпадёт необходимость в образовании.

Похожие материалы

Исходные положения:

  1. В периоды избытка информации возрастает значение навигации – управления информационными потоками, установление связей.
  2. Основной опыт в этой области накоплен за 500 лет развития печати.

Проблема: Какое значение имеет этот опыт для становления и развития навигационных процессов в Интернете?

Гипотеза: Социальная информация в Интернете проходит те же этапы организации и управления, что и печать.

Цель: предсказать последующие этапы движения социальной информации в Интернете.

Метод: сопоставить основные исторические этапы развития печати и Интернета, выделяя управление социальной информацией.

Форма работы: историко-теоретическое исследование.

Эпоха Возрождения, великие географические открытия, научно-техническая революция, капиталистическое промышленное развитие — эти всемирно-исторические процессы требовали разнообразных знаний и сведений, распространявшихся убыстряющимися темпами, все полнее и нагляднее.

Решающую роль здесь сыграло появление книгопечатания. Преимущества книгопечатания по сравнению со всеми существовавшими ранее способами передачи языковой и речевой информации заключаются, во-первых, в значительном облегчении изготовления печатной формы, которая составляется из заранее подготовленных технических элементов и деталей, во-вторых, в возможности неоднократного повторного их использования, в-третьих, в общем, упрощении и облегчении всего процесса накопления и передачи информации. [3, с. 400]

Изобрел книгопечатание Иоганн Гутенберг. Ф. Энгельс, перечисляя факторы, обусловившие возрождение науки в 15 - 16 вв. «после тёмной ночи Средневековья», называет среди них и изобретение печатного станка. По словам Энгельса, духовенство «в результате изобретения книгопечатания и роста потребностей всё более расширяющейся торговли лишилось монополии не только на чтение и письмо, но и на более высокие ступени образования».

В середине XV века – на момент изобретения печатного пресса Гутенбергом – только богатые и образованные люди могли себе позволить книги, так как они были роскошью. В 1522 году из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера, цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести. Так, резко увеличив тираж пассивных носителей информации – книг, благодаря книгопечатанию впервые создаются информационные предпосылки ускоренного роста производительных сил. За последовавшие три столетия интенсивного роста производительных сил был подготовлен тот основной научно-технический задел, который привел к первой промышленной революции. [4]

"Печатный станок изменил мир даже для тех миллионов людей, кто, например, во времена Мартина Лютера оставался неграмотным и, быть может, никогда реально не имел дела с книгой", – отмечает американский ученый Дж. Вейценбаум в книге "Возможности вычислительных машин и человеческий разум". [2]

Таким образом, на первой стадии в результате возникновение печати произошла как революция в образовании (оно становится массовым), так и технологическая революция (печатный станок). Вследствие этих процессов появилось большое количество читающих людей.

Второй этап развития управления информации - появление цензуры.

Первые попытки установить предварительную цензуру для произведений печати явились вскоре после изобретения книгопечатания. Первым известным литературным произведением, уничтоженным церковниками, была поэма «Талия» ересиарха Ария, преданная огню по решению Никейского собора в 325 г. В 405 г. папа Иннокентий I составил первый список еретических писаний, подлежавших уничтожению. Преследование крамольной литературы в средние века не представляло особой проблемы, так как грамотных людей было мало, а сочинений и того меньше. Но с началом книгопечатания, воспринятого церковниками как «дьявольская затея», проблема сразу осложнилась. [5, с. 448]

В 1486 году цензура была установлена там, где зародилось самое искусство книгопечатания - Майнце. В этом году Бертольд, архиепископ Майнцкий, издал приказ, печатать переводы на немецкий язык, особенно богословских книг, без предварительного рассмотрения и одобрения их духовными властями. [6]

Таковы первые опыты учреждения цензуры над произведениями печати. Инициатива принадлежала представителям духовной власти, которые чувствовали себя особенно заинтересованными в том, чтобы установить контроль над произведениями мысли.
Кроме цензуры католическое духовенство прибегало нередко еще к другому средству борьбы с печатью, a именно - к изданию каталогов или списков запрещенных книг. С изданием первого римского индекса в 1559 г. цензура всех книг, выходящих в католических странах, была сосредоточена в руках папской инквизиции. Павел IV вообще запретил печатание каких-либо книг в папских владениях без предварительной цензуры инквизиции. Он обязал продавцов книг сообщать инквизиции обо всех получаемых ими новинках и запретил торговать ими без особого на то разрешения «святого» судилища. Инквизиторы подвергали периодическим проверкам не только книжные лавки, но и частные библиотеки. Изъятые ими книги торжественно сжигались на публичных аутодафе. В XVIII в. - веке Вольтера, просветителей и энциклопедистов, безжалостно обнажавших пороки церкви, конгрегации Индекса пришлось работать с немалым напряжением, но еще с большей энергией пришлось этому учреждению трудиться в нашем XX в., когда Ватикан ополчился против коммунизма и научного прогресса. Однако все неугодные церкви книги в наше время не вместились бы ни в какие Индексы, будь они даже гигантских размеров. Чтобы справиться со своей задачей, ватиканская цензура была вынуждена несколько «рационализировать» свою работу. Запрещены отдельные произведения Ф. Бэкона, Пьера Бейля, Иеремии Бентама, Генриха Гейне, Гельвеция, Э. Гиббона, Виктора Гюго, Эммануила Канта См.: Шульгин М. И. [9, с. 413-422]

Третий этап – редактирование. Книгопечатание началось, когда собственно редакционно-издательских процессов не существовало, не было и редакторов. Подготовка книги к выпуску в свет заключалась в том, чтобы выполнить набор и печатание. Эту работу поначалу проводил типограф, один или с помощником. Набор самых первых печатных книг производился с книг рукописных.

Редактирование зародилось, прошло становление, развилось, приобрело профессиональные признаки и качества, сформировалось как сфера профессиональной деятельности под влиянием потребностей человека и общества и в связи с условиями общественного развития. В ходе и в результате развития редактирования сформировались его цели и принципы, разработаны собственные профессиональные метод и приемы, очерчен объект, установлены содержание и границы, найдено определение понятия, закреплено название. В числе немногих древних рукописных книг Руси, дошедших до наших дней, интерес представляет Остромирово Евангелие. Книга датирована временем переписки (1056-1057 годы), но можно считать, что существовали и более древние книг. Несмотря на отсутствие документальных свидетельств, можно все же с достаточной уверенностью предполагать, что редактирование древних рукописных книг производилось. В XVI веке был составлен крупный 12-томный памятник русской национальной культуры - Великие Четьи Минеи (месячные чтения) («Собрание всех книг чтомых на Руси»). Оно вобрало в себя множество популярных светских сочинений. Написанные разными авторами, они требовали согласования и огромной правки. Под руководством митрополита Макария все сочинения были заново просмотрены. Было проведено их тщательное редактирование и сведение в единое целое. Таким образом, можно констатировать, что редактирование явилось, прежде всего, составной частью подготовки текста и было направлено, как сказали бы сегодня, на подбор адекватных средств выражения содержания информации. Развиваясь, усложняясь, редактирование начинает обеспечивать преобразование текста в произведение литературы, имеющее определенные признаки завершенности. Далее при редактировании осуществляется поиск средств дополнительного оснащения текста для наилучшего его понимания и удобства использования. А затем редактирование становится важнейшим элементом процесса подготовки отдельной книги или серии книг. Причем оно проявляется не только в творческой, литературной, но и в организационной работе, что в дальнейшем станет одним из главных направлений редакторской деятельности.

Чем больше было книг, тем больше возникала необходимость выработки критериев их качества и соответствие интересам той или иной социальной группы. В связи с этим появлялись жанры, которые помогали ориентироваться читателю в «океане» все новых и новых книг. [1]

С начала 1960-х годов, начались первые работы по передаче информации по сетям. Прообразом Интернета стала сеть ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network), разработанная в 1969 году Агентством перспективных исследований Департамента обороны США. Суть технологии, на которой была основана эта сеть и которая затем принесла успех Интернету, заключается в том, что отдельные файлы разбиваются на более мелкие куски и передаются через сеть. Первоначально Интернет был доступен небольшому числу пользователей, занимающихся научной и политической деятельностью, а также некоторым государственным структурам особого профиля. Вся информация и необходимые сведения передавались по определенным каналам связи, доступным только пользователям, непосредственно участвовавшим в процессе. Однако по мере развития сети пользователей и увеличения сферы интересов, охватываемых сетью, стали появляться различные информационные ресурсы, накапливающие в себе возрастающий объем информации. Компьютеры стали проще в использовании, людей, знающих, как на них работать и способных обучить компьютерной грамотности других, становилось все больше. “Компьютерная грамотность” — это совокупность теоретических и практических знаний в области работы с компьютерными системами, которая позволяет не только оптимально использовать основную для пользователя компьютерную систему, но и быстро обучатся работе в другой компьютерной системе. Как следствие сложные технические термины входили в обиход упрощенными(ICQ- аська, флеш кард-флешка, e-mail- мыло) и появлялся компьютерный сленг (лайкать, чекиниться, чаттиться, фолловить). А появление поисковиков типа Google, Рамблер,Яндекс облегчили работу с информацией. Так если раньше человек должен был идти за нужной информацией в библиотеку, теперь можно одним нажатием мышки вбить в поисковик интересующий вопрос и незамедлительно получить ответ. Для понимания логики навигации пользователей в Интернете и принципов эффективной работы в Сети, а, тем более, для использования ее ресурсов в коммерческой деятельности, необходимо хорошо представлять существующие виды web-сайтов и выполняемые ими функции.

Исходя из выполняемых web-сайтами функций, их можно разделить на две основные группы:

  • навигационные сайты;
  • конечные сайты.

Такое деление обусловлено общей логикой навигации пользователей в среде Интернета. Вначале пользователь с помощью серверов первой группы должен найти требуемые ресурсы, и только после этого он может ими воспользоваться. Если посмотреть на эту ситуацию глазами владельца сайта, то для эффективной работы его сайта должны быть решены две задачи. Во-первых, сначала требуется привлечь посетителей на него. Эта задача решается с помощью сайтов первой группы. Во-вторых, требуется обеспечить максимальное количество его повторных посещений. Эта задача решается за счет предоставления пользователям услуг, информации, обеспечения их интересного времяпровождения — всего, что может удовлетворить те или иные потребности посетителей сайта. Поисковые системы состоят из трех основных частей:

Поисковая машина — ее еще называют пауком, гусеницей или роботом (Spider, Crawler, Robot) — программа, которая посещает web-сайты, считывает и индексирует полностью или частично их содержимое и далее следует по ссылкам, найденным на сервере. Поисковая машина регулярно, например, каждый месяц, возвращается на сайты и повторяет индексацию страниц. Аналогичную поисковым системам функцию выполняют серверы-каталоги, с той разницей, что поиск осуществляется пользователем по их иерархически организованной тематической структуре. [8]

Появление лайков и рейтингов как новых способы оценки качества и популярности позволяет интернет-пользователю найти лучшее и интересное среди множества предлагаемых ему видео, фильмов, текстов и т.д. Конечно, возникла потребность в редактировании лент и сайтов, чтобы сэкономить время и упростить нахождение информации для пользователей. Одной их функции редактора является цензурирование. Как на локальном уровне устанавливается цензура, так и на государственном. Одной из мер государственной цензуры стал реестр запрещенных сайтов, принятый в 2012 году. 7 июня 2012 года в Государственную думу был внесён проект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет».
Подобные меры вызывают у общества как позитивные, так и негативные отклики. Ряд экспертов высказал опасения, что данные меры будут использоваться для цензуры Интернета, Билл Гейтс считает, что нет никакой опасности для мира в целом, если кто-то будет пытаться ограничить свободное распространение информации через Сеть. Он считает, что контролировать Интернет невозможно. Создатель Facebook Марк Цукерберг уверен, что должны существовать механизмы, позволяющие фильтровать контент.

Упрощение поиска информации ведет не к росту уровня образования, а к снижению интеллектуального уровня. Фантасты, которые задолго предсказали появление телефонов и компьютеров, сейчас предвещают прямое соединение мозга с каналами передачи цифровой информации. Если это произойдет, то это может привести к тому, что отпадет потребность в образовании, появится семантический Интернет, который будет не только обслуживать, но и управлять интересами человека. «Будущее – за смешанным типом управления, например, жест плюс голос», - говорит руководитель группы интерактивных 3-D технологий Кембриджской лаборатории компании Microsoft Шарам Изади. [10]

Фантасты, пишущие на эту тему (Азимов, Иванов, Панов), считают, что управлять компьютерами и людьми станут люди читающие, книжные, не подключенные к Сети.

Таким образом, мы видим зеркальное развитие печатной и компьютерной эволюций.

Гипотеза подтверждается: этапы управления социальной информацией повторяются, но вырисовывается дополнительная закономерность – повторение в обычном порядке, то есть замыкаются циклы между технологическими революциями. При этом нынешний этап требует перемен в компьютерных технологиях, в системах образования.

Список литературы

  1. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. М.: МГУП, 1999.
  2. Вейценбаум Д. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. М.: Радио и связь, 1982.
  3. Говоров А.П., Куприяновa Т.Г. История книги: учебник для вузов. М.: Светотон, 2001. 400 с.
  4. Громов Г.Р. От гиперкниги к гипермозгу: информационные технологии эпохи Интернета. М.: Радио и связь, 2004.
  5. Григулевич И.Р. Инквизиция.: М.: Политиздат, 1976. 448 с.
  6. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. СПБ.: Allpravo.Ru, 2004.
  7. Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы //Методологические проблемы филологических наук. - М.: Знание, 1987. С. 222 - 252.
  8. Успенский И.В. Интернет-маркетинг. Учебник. СПб.: СПГУЭиФ, 2003.
  9. Шульгин М. И. Из папского «Индекса запрещенных книг». Вопросы истории религии и атеизма. М., 1956, т. 4. С. 413-422.
  10. "Пока обманывать мозг получается средне", "Известия" от 1 декабря 2012 г.