Форма сатирической частушки как феномен популярности «Окон сатиры роста»

№50-2,

Филологические науки

В статье даётся определение "Окон сатиры РОСТА" и выделяется специфика этой формы агитационного искусства. Анализируются различия и схожие черты "Окон РОСТА" и частушек.

Похожие материалы

«Окна сатиры РОСТА» (Окна РОСТА) — новаторская форма агитационного искусства. Это серия плакатов, созданная в 1919—1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Первые «Окна сатиры» делались в одном экземпляре и вывешивались в витринах и окнах пустующих магазинов. В выпусках московских "Окон РОСТА" участвовало около ста человек, самые известные автор - поэт Владимир Маяковский и Демьян Бедный. Как отмечает исследователь Сергей Стыкалин, «из-за того, что в Гражданскую войну было плохо с материально-технической базой, выход в свет многих журналов задерживался, из-за этого они теряли злободневность. Именно поэтому самым оперативным и действенным орудием сатиры в это пору стали "Окна РОСТА", плакаты, делавшиеся от руки, раскрашенные в два-три цвета, совмещающие на одном листе несколько взаимосвязанных эпизодов и сопровождаемые острым текстом». [6]

Диапазон тем был огромен: агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации. Плакаты призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, разъясняли события, агитировали за новое в быту.

«Образ персонажа в «Окнах РОСТА» легко узнается читателями. Он несложный, необъёмный, строится по одной схеме, в какой бы ситуации этот персонаж ни находился. Этих персонажей можно поделить на несколько групп. В первую входят карикатурные изображения, высмеивающие лидеров белогвардейцев: Деникина, Врангеля. Другая группа - это обобщенные образы вражеских систем: «буржуй», «капиталист», «меньшевик», «эсер», «кадет». Третья группа - условные враги советского общества - «тиф», «холод», «голод», «разруха». Последняя группа - положительные персонажи: «рабочий», «красноармеец», «крестьянин». Отличительный признак последних - их динамичность и революционный порыв к борьбе, а также слова-обращения («Эй!», «Смотрите!», «Слушайте!») [3]
Популярность "Окон РОСТА" объясняется тем, что плакаты были злободневными, оперативными, снабжались иллюстрациями с легко узнаваемыми героями. Кроме того, "в условиях низкого уровня грамотности огромной части населения для проведения агитационно-пропагандистской работы среди широких масс «Окна сатиры РОСТА» опирались на традиции лубка – так называемых, «народных картинок» [1], то есть плакаты были доступны для понимания малограмотным населением.

Отклик среди населения "Окна" нашли ещё и потому, что в их основе лежала форма сатирической частушки, которая была близка и понятна народу.

Владимир Маяковский в своей работе "Грозный смех" писал об "Окнах сатиры РОСТА": «Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки. Это новая форма, введенная непосредственно жизнью». [4]
В нашей работе мы попытаемся доказать, что у агитстихов "Окон РОСТА" и частушек много общих черт. Но четверостишия из «Окон РОСТА» частушками не являются, потому что частушки - это народное, устное творчество, а стихи в "Окнах РОСТА" создавались определёнными авторами и записывались на бумаге.

«Частушка - первый в истории русского устного песенного творчества жанр, опирающийся на рифму как главный структурообразующий фактор» [5]. Фольклорист В.Е. Гусев считает, что частушка - "это своеобразная ежедневная живая газета". [2]
Все перипетии народных настроений за время Первой мировой войны и революции нашли в частушках яркое выражение. Будучи откликом на события дня, «частушка обычно рождается как поэтическая импровизация». Частушке как жанру «свойственны обращения к определенному лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия». [7]

Таким образом можно выделить пять черт сатирических частушек : рифма, злободневность, обращение к определенному лицу или слушателям, прямота высказывания, экспрессия.

Эти черты нашли отражение и в текстах «Окон сатиры РОСТА»

Рифма

Как и частушки, тексты плакатов состояли из четырех строф.

План советской власти дан
Я доволен ею
Как велит советский план
Землю всю засею

Частушка:

Едет Ленин на коне,
Троцкий на собаке,
Комиссары испугались,
Думали – казаки.

Злободневность

Плакат, посвящённый посевной кампании:
Весь провел советский план,
Зря не тратил время я.
И за это сразу дан
Орден мне и премия!

Частушка:

Пришли в гости к нам японцы,
Чехи распрекрасные.
Угостили их что надо
Партизаны красные.

Обращение к определенному лицу или слушателю

Рабочий!
Глупость беспартийную выкинь!
Если хочешь жить с другими вразброд-
Всех по очереди словит Деникин
Всех сожрет генеральский рот.

Частушка:

Я на бочке сижу,
А под бочкой — каша,
Ты не думай, Колчак,
Что Расея ваша.

Экспрессия

На польский фронт
Под винтовку! Мигом!
Если быть не хотим
Под панским игом!

Частушка:

Ах, яблочко,
На порог, на порог!
А кадеты отступили
В Таганрог, в Таганрог!

Прямота высказывания

Вот это белых пушки,
Из них пока
Весь толк как от хлопушки
Два колпака.

Частушка:

Пароход идет
Между берегами,
Удирает Шкуро
С белыми ворами.

В нашей работе мы проанализировали черты сатирических частушек и тексты плакатов «Окон сатиры РОСТА" и доказали, что у них много общих черт: рифма, злободневность, обращение к определенному лицу или слушателям, прямота высказывания, экспрессия. Язык плакатов был понятен каждому, даже малообразованному гражданину, и "Окна сатиры РОСТА" эффективно работали, решая поставленные перед ними политические задачи.

Прав был Маяковский, когда писал, что «через годы над этими окнами будут корпеть ученые, охраняя от времени скверненькую бумагу». [4]

Список литературы

  1. Беспалова А.Г. «История отечественной журналистики XX- начала XXI вв.»
  2. Гусев В.Е. Эстетика фольклора Л., 1967.-319 с.
  3. Козлёнков В. А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х – 20-х годов: Окна РОСТА, Вестник КГУ им. Н.А. № 1, 2011.•Некрасова
  4. Маяковский В. Собр. соч. В 12 т. М., 1941. Т. 10. С. 321
  5. Мешкова О.В., 2000, с.9
  6. Стыкалин С.И., Кременская И.К. Советская сатирическая печать 1917-1963, 1963
  7. Шмидт О.Ю. Большая советская энциклопедия, М., «Сов. энциклопедия»