Практика репрессивной политики послевоенного времени (1946-1953 гг.)

NovaInfo 68, с.104-109, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Исторические науки и археология
Просмотров за месяц: 94
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье речь идет о практике политических репрессий в мирное послевоенное время. Автор рассматривает их на примере репрессий в отношении еврейской интеллигенции, членов Союза советских писателей, кинематографа.

Ключевые слова

СТАЛИН, СОЮЗ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, ЕВРЕЙСКИЙ АНТИФАШИСТСКИЙ КОМИТЕТ, РЕПРЕССИИ

Текст научной работы

После окончания Великой Отечественной войны и выхода из нее СССР с победой И. В. Сталин был непросто лидером и вождем страны, но и настоящим «спасителем», национальным героем. В связи с этим культ его личности достиг апогея. Перенесшие трудности и лишения войны люди мечтали о переменах к лучшему и верили, что именно сталинское руководство обеспечит им эти перемены. Когда война закончилась, советское руководство начало реконструкцию прежней политической системы. Главную роль в укреплении позиций тоталитарного режима играли репрессивные органы, контролируемые И. В. Сталиным и Л. П. Берией. В послевоенное время репрессиям подверглись целые «народы-предатели», бывшие военнопленные, так как И. В. Сталин опасался их усилившегося влияния, участники националистических движений, деятели культуры и искусства и многие другие. Репрессиям подверглись те, кто в годы войны увидели, что есть «свободный мир», как он живет; почувствовали, что и у них есть возможность что-то изменить. Теперь все эти люди могли представлять опасность для правящего режима, и от них нужно было «избавиться».

Развитие культуры в СССР после войны также характеризовалось ужесточением борьбы со всеми отклонениями от задач советского государства и социалистического строительства. Как известно, Вторая Мировая война и «большой террор» 1930-х гг. нанесли тяжелейший удар по интеллигенции, поэтому в 1940-е — начале 1950-х гг. СССР столкнулся с дефицитом образованных специалистов. Борьба с космополитизмом конца 1940-х — начала 1950-х гг, целью которой было разоблачение и наказание всего антисоветского и антисоциалистического, не допустить никаких взаимоотношений советских деятелей культуры и искусства и деятелей культуры западных стран, отрицательно сказалась на развитии советской культуры [1, с. 85]. Английский публицист А. Верт весной 1949 г. писал: «В России космополитизм стал теперь философской концепцией и занимает видное место в словаре русской политической литературы наряду с формализмом, буржуазным национализмом, антисоветскими настроениями» [2, с. 42]. Все это приводило к существенному уменьшению количества новых качественных произведений искусства. Таким образом, начался новый этап «чистки» страны от всего «ненужного» — новый виток репрессивной политики. Отличительной чертой этого этапа стало то, что он сопровождался ужесточением антисемитизма, который зрел уже очень долго. Борьба с космополитами на данном этапе проявилась в критике работы театров, а потом и в других сферах культуры и общественной жизни и выразилась в расправе с еврейской интеллигенцией. В 1948 г. было открыто следственное дело в отношении группы еврейских общественных и культурных деятелей — дело еврейского антифашистского комитета, упоминаемого нами ранее. И. В. Сталину везде и во всем мерещилась американо-сионистская направленность, а так как члены ЕАК активно сотрудничали с Западом, с 1946 г. деятельность комитета стали проверять органы государственной безопасности и принимать всяческие меры, чтобы найти причину его закрыть. В 1946 г. ЕАК был выведен из Советского информбюро и был передан под контроль ОВП. В ЦК ВКП(б) неоднократно поступали различные записки из Министерства госбезопасности СССР о националистических и антисоветских действиях ЕАК [3, с. 18]. В январе 1949 г. руководство партии дало приказ на арест высокопоставленных покровителей комитета — члена ЦК ВКП(б), дипломата С. А. Лозовского и жены В. М. Молотова П. С. Жемчужиной [4]. В последующие месяцы организовывались допросы арестованных, а кто отказывался давать «признательные» показания подвергались физическим мукам. Следственные органы пытались добиться от обвиняемых признания в еврейском буржуазном национализме и сговоре, активном сотрудничестве с западной разведкой, создании антисоветского подполья и измене Родине. На этих допросах обвиняемых мучали пытками сами следователи. Один из арестованных впоследствии следователей писал: «Арестованные буквально дрожали передо мной, они боялись меня, как огня. …Сам министр не вызывал у них того страха, который появлялся, когда допрашивал их лично я» [3, с. 42].

К концу 1949 г. был подготовлен итоговый обвинительный материал по делу ЕАК, но со второй половины 1949 г. МГБ было занято рассмотрением «ленинградского дела», поэтому допросы по делу ЕАК ненадолго прекратились. Вердикт арестованным был вынесен 25 марта 1950 г. В обвинительном заключении было указано 29 человек, среди которых была П. С. Жемчужина, партийный деятель, жена В. М. Молотова. 22 ноября 1950 г. к расстрелу были приговорены члены ЕАК — Мирра Железнова, литературный критик и журналист, С. Персов, писатель. По данным следствия, они намеревались издать материалы, в которых содержались секретные сведения. Литературный критик Исаак Нусинов, не выдержав истязаний, умер в тюрьме, знаменитый еврейский поэт и переводчик Самуил Галкин получил 10 лет лагерей и т. д. Был загублен «цвет» еврейской интеллигенции, из 29 человек осужденных выжила лишь Лина Штерн — биохимик, академик АН СССР, которая была осуждена на 3,5 года лагерей. Все остальные были приговорены к смертной казни [4].

Члены ЕАК просили о помиловании, но эти просьбы были отклонены. 12 августа 1952 г. приговор в отношении их был исполнен, этот день вошел в еврейскую историю как «ночь казнённых поэтов» [5].

Необходимо отметить, что дело ЕАК стало лишь небольшим звеном во всех многочисленных делах и репрессиях в отношении еврейской интеллигенции. После дела ЕАК арестам и гонениям подверглось и все руководители Еврейской автономной области.

В память о деятельности и судьбе ЕАК в 1992 г. в Иерусалиме был возведен памятник расстрелянным членам ЕАК, а на здании, где работал ЕАК в Москве, была установлена мемориальная доска. Исследователи расценивают дело ЕАК как организованное сверху начало официальной антиеврейской политики в СССР. Так как именно члены еврейской интеллигенции в основном имели высокий уровень образования и связи с Западом, на которых в начале войны настаивал сам И. В. Сталин, репрессиям подверглись именно они. Российский историк, доктор исторических наук Г. В. Костырченко отмечает, что главным виновником разжигания государственного антисемитизма в СССР и превращения МГБ в исполнителя этой политики был лично И. В. Сталин. Г. В. Костырченко поддерживает и другой исследователь — доктор исторических наук А. Соколов [3].

Также в послевоенное время активизировалась работа Отдела агитации и пропаганды (Агитпроп), который открыто начал критиковать работу Союза Советских писателей (ССП) и театров. В 1948 г. были подвергнуты критике театральные деятели — Сафронов, Суворов, Ромашов, за их пьесы. В конце ноября 1948 г. в Москве под руководством Комитета по делам искусств и комиссии по драматургии ССП прошла творческая конференция, посвященная разбору спектаклей, которые были подготовлены к годовщине Октябрьской революции московскими театрами. На конференции было сказано, что театры переживают глубокий кризис, драматургия последних лет безыдейна и художественно беспомощна, драматурги и театральные режиссеры работают «не правильно». 4 декабря 1948 г. в «Литературной газете» был напечатан отчет об этой конференции, в котором было указано на эти ошибки драматургов и режиссеров, деятельность некоторых из них была приостановлена.

В декабре 1948 г. генеральный секретарь ССП был обвинен в том, что издательство «Советский писатель» выпустило книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», которые показывали искаженную советскую действительность, а руководителей страны изображали с буржуазных позиций как высокомерных и глупых людей [6]. Начатая травля перешла в затяжную кампанию, коснувшуюся многих членов творческой интеллигенции. Советский русский поэт Н. С. Тихонов, входивший ранее вместе с М. Зощенко в литературную группу «Серапионовы братья», сняли с поста председателя правления ССП СССР; поэта Р. Рождественского запретили печатать только потому, что в молодости он жил в одной комнате с Н. С. Тихоновым. Замечательные стихи О. Берггольц также не допускали к печати, оправдывая это тем, что она однажды высказывалась за присуждение Сталинской премии А. А. Ахматовой. За недостаток «идейности», «искажение образов советских людей» критике и осуждению были подвергнуты произведения А. Твардовского, В. Некрасова, В. Гроссмана и др [1, с. 158].

В киноиндустрии также продолжалось и усиливалось давление партии. В 1946-1947 гг. был установлен жесткий план на производство кинофильмов. В нем Политбюро ЦК ВКП(б) призывало исключить из репертуаров «безыдейные» и бесполезные картины. Таковыми были названы фильмы режиссера В. Пудовкина «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов» и мн. др [7].

Министерство кинематографии СССР полностью контролировалось партийными спецслужбами. Оно давало списки тех кинокартин, которые нужно было исключить из плана производства. Такая политика в области кинематографа и театра резко привела к сокращению числа новых спектаклей и фильмов: в 1945 г. было выпущено 45 полнометражных художественных фильмов, а в 1951 г. — всего 9. Важнейшей чертой лучших спектаклей, посвященных победе в войне, которые по всем параметрам подходили для показа, по мнению партии, являлся гуманизм, борьба советского народа с фашизмом и преувеличенные заслуги партийного руководства [8, с. 97]. Как отмечалось ранее, культура военных лет была призвана помочь в поддержании духа русского человека, русского солдата на фронте. В связи с этим необходимо отметить творчество и судьбу российской и советской певицы, заслуженной артистки РСФСР, исполнительницы русских народных песен Л. А. Руслановой (настоящее имя — Прасковья Андриановна Лейкина-Горшенина), которой не удалось избежать репрессий [9, с. 128]. Она была одной из самых известных и популярных певиц СССР, ее исполнение народных песен считалось эталонным. В 1942 г. под Волоколамском Л. А. Русланова познакомилась со своим будущим мужем генералом-майором В. Крюковым, который являлся соратником Г. К. Жукова. Как известно, после войны И. В. Сталин подверг дискредитации Г. К. Жукова и его окружение, боясь его политического веса в обществе. Были расстреляны почти все приближенные к Г. К. Жукову генералы, в 1948 г. был арестован и муж Л. А. Руслановой В. Крюков, а вскоре и сама певица. От них добивались дачи показаний против Г. К. Жукова, Л. А. Русланову обвиняли в антисоветской пропаганде, все ее песни были запрещены. Также ей было предъявлено обвинение в том, что, находясь в Германии, она занималась грабежом и присвоением трофейного имущества. Естественно, что все обвинения она отвергала. Во время следствия была подвергнута мучительным допросам. 28 октября 1949 г. Л. А. Русланова была проговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и конфискации имущества. На свободу Л. А. Русланова и В. Крюков вышли только после смерти вождя в 1953 г.

Таким образом, рассмотрев репрессивную политику советского руководства военного и послевоенного времени на примере репрессивных мер в отношении деятелей культуры и искусства, можно сделать вывод о том, что ужесточение данных мер особо прослеживается в самом начале Великой Отечественной войны в 1941-1943 гг. и после ее окончания, 1945-1950 гг. Если обратиться к причинам, по которым арестовывали и ссылали членов творческой интеллигенции (а к таковым относились: антисоветская деятельность, шпионаж, сотрудничество с западной разведкой), когда враг в лице Германии подступил к советским рубежам, то можно понять, что данные репрессивные мероприятия нередко «вырастали» из боязни изменников. В каждом произведении и фильме пытались усмотреть «вредительство», которое может заставить советское общество усомниться в правильности действий партии. И это зачастую доходило до абсурда — расстрелов и физических пыток ни в чем не виновных людей. Репрессивная политика послевоенного СССР была связана прежде всего с опасениями руководства по поводу того, что деятели культуры и искусства увидели, что есть «свободный западный мир» и почувствовали, что и у них есть возможность что-то изменить. Теперь все эти люди могли представлять опасность для правящего режима, и от них нужно было «избавиться». В результате этого культуре СССР был нанесен непоправимый ущерб, был загублен «цвет» интеллигенции. Кто не был убит и замучен, тот потратил десятки лет в лагерях, вместо того, чтобы в это время принимать участие в культурном строительстве победившего СССР.

Читайте также

Список литературы

  1. Сергеев, А. С. Культура России: XX век [Текст] / А. С. Сергеев. – М.: Прогресс, 1999. – 230 с.
  2. Верт, Н. Террор и беспорядок. Сталинизм как система [Текст] / Н. Верт. – М.: РОССПЭН, 2010. – 447 с.
  3. Костырченко, Г. В. Сталин против «космополитов»: власть и еврейская интеллигенция в СССР [текст] / Г. В. Костырченко. – М.: РОССПЭН, 2010. – 415 с.
  4. Еврейский антифашистский комитет. О его разгоне и репрессиях властей. [электронный ресурс] // URL: http://old.ort.spb.ru/nesh/jewworld/eak.htm (дата обращения: 16.05.2017)
  5. Костырченко, Г. В. Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР [электронный ресурс] // URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/202/1/kostyrchenko_2.pdf (дата обращения: 05.05. 2017)
  6. Куманев, В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции [Текст] / В. А. Куманев. – М.: Наука, 1991. – 294 с.
  7. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь» от 04.09.1946 г. [электронный ресурс] // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/USSR/cinema.htm (дата обращения: 09.02.2017)
  8. Лысков, Д. Ю. «Сталинские репрессии». Великая ложь XX века [Текст] / Д. Ю. Лысков. – М.: ЭКСМО, 2009. – 274 с.
  9. Михеенков, С. Е. Лидия Русланова [текст] / С. Е. Михеенков. – М.: Молодая Гвардия, 2009. – 320 с.

Цитировать

Люцай, И.А. Практика репрессивной политики послевоенного времени (1946-1953 гг.) / И.А. Люцай. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 68. — С. 104-109. — URL: https://novainfo.ru/article/13743 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться