«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты!» или история питания средневековой Англии

NovaInfo 70, с.84-93, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Исторические науки и археология
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается история питания в контексте повседневности средневековой Англии, анализируются особенности и гастрономические привычки людей, а также переосмысливается антропологический контекст еды в качестве критерия для социальной стратификации.

Ключевые слова

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ, ИСТОРИЯ ПИТАНИЯ, СРЕДНЕВЕКОВАЯ АНГЛИЯ

Текст научной работы

Пища является базовой потребностью человека, одним из главных условий для существования. Еда влияет не только на здоровье человека, его работоспособность, физическое и умственное развитие, но и на развитие и функционирования общества.

Средневековое общество Англии, в частности, и всей Европы металось от изобилия к голоду и наоборот. Для начала нашего повествования мы осветим вопросы, связанные с развитием и внедрением новых тенденций в питании средневекового общества.

Кризис сельского производства, начавшийся в III в. и обострившийся в IV-V вв. сопровождался упадком сельского хозяйства, отток населения из деревни и т.д. Можно сказать, что «чрезвычайное положение» несколько веков было обыденной реальностью для людей данной эпохи. В дальнейшем в V-VI вв. тоже не были благоприятны для европейцев: обильные дожди, вечный голод и междоусобицы также влияло неблаготворно на жизнь людей.

Римская культура, как и греческая, не слишком ценила первозданную природу. Поэтому явный приоритет отдавался земледелию: полеводство и садоводство были стержнем экономики и культуры как греков, так и римлян. Зерновые, виноград, оливы лежали в основе всего: триада экономических и культурных ценностей, которую эти цивилизации возвели в ранг символа своей собственной идентичности. Совсем иными были способы производства и культурные ценности «варваров». Кельтские и германские народы, веками жившие в окружении лесных массивов Центральной и Северной Европы, явно предпочитали использовать первозданную природу и невозделанные пространства. Охота и рыбная ловля, сбор лесных ягод, свободный выпас скота в лесу (в основном свиней, но также лошадей и крупного рогатого скота) — основные занятия, характеризующие их систему жизнеобеспечения [1, С. 14].

В VII-VIII вв. правящей верхушкой стали германские племена. Они сделали мясо важным и ключевым продуктом, посредством интеграционного орудия как власть. Именно в культуре правящих слоев значение мяса, его первостепенная ценность отмечается и утверждается с невиданной силой [1, С. 28]. Мясо становится символом власти в глазах людей, считавшие его источником телесной силы, мужества и боевой мощи, а эти качества в свою очередь узаконивают власть. И наоборот, воздержание от мяса — знак унижения и исключение из общества сильных.

Процесс христианизации Европы способствовал признанию статуса драгоценных и востребованных продуктов, таких как хлеб, вино и оливковое масло, особенно, в центральных и северных областях, где было проблематично их достать. Позже эти продукты принимают и сакральный замысел. Хлеб с XI в. приобретает решающее и главенствующее положение в рационе простонародья. Все остальное начинает восприниматься как дополнение, как некий гарнир, «сопровождающий» хлеб.

С принятием христианства изменилась и культура употребления пищи. Если греки и римляне высшим идеалом считалась умеренность. То германские и кельтские племена были прославлены как «едоки». Церковь же старалась уравновесить эту культуру употребления пищи и издавали различные предписания об употребление еды, но зачастую даже и в самой церкви не соблюдалось.

Если говорить о хлебопашестве, то римляне отводили пшенице место драгоценного продукта. Но после кризиса III в. отношение к злаковым культурам изменилась. Европейцы выращивали более стойкие культуры: рожь, ячмень, овёс, полбу, спельту, просо, сорго и многие другие.

В IX в. начинается процесс перелома и происходит процесс аграрной экспансии, связанный с окультуриванием леса. Но её активное начало совпадает с XI в., а потом это повторилось в XVI и XVIII вв. — с периодом возрастающих продовольственных затруднений, непреодолимых в рамках сложившегося равновесия разных отраслей производства.

В трактатах XII-XIV вв. в рацион европейцев проникают не только второстепенные злаки, но также и другие сельскохозяйственные культуры, такие как бобовые и каштаны. Ещё следует отметить что и второстепенные культуры, из которых изготавливалась мука также были используемы для производства хлеба. В общей сложности можно выделить 3 типа муки:

  1. Чистая пшеничная
  2. Смешанная», включающая в себя ржаную муку или отруби.
  3. Мука из бобов и пшеницы, также могли добавлять горох или овёс [6].

В XIII-XIV вв. мы можем наблюдать новую тенденцию, это пристрастие европейцев к пряностям. Появляются новые блюда — пироги, которые стали модны почти во всех странах, но и также не имеют аналогов в античной традиции. Пироги с начинкой, крайне разнообразные по составу и носящие самые разные названия, имели, по-видимому, необычайный успех: мясо, рыбу, сыр, яйца, зелень... все можно туда положить слоями, или кусочками, или однородной массой в виде паштета, а потом прикрыть корочкой из теста. [1, С. 86]

Примерно с 70-х гг. XIII в. экономический рост в Европе внезапно приостанавливается. Аграрная экспансия замедляется, площади обрабатываемых земель сокращаются, но это вовсе не признак достижения равновесия в питании. Повторяющиеся стрессы в области питания, которым подвергалось население Европы в первой половине XIV в., привели к массовому недоеданию и физиологической слабости, а это подготовило почву для эпидемии чумы, опустошавшей континент с 1347 по 1351 г. И тем не менее ясно, что образ жизни населения (гигиена, состояние жилищ, режим питания) играет важную роль.

После трагедии чумы положение оставалось неблагоприятным. Но после несколько лет неудач и неурожаев удача настигла европейцев. Многие свидетельства XIV в. сообщают нам об изобилие пищи. Например, некоторые вместо булочек и творога перед обедом подавали пироги с обильным содержанием сыра и хорошо присыпанные сахаром. Уровень потребления мясо зависел прямо пропорционально от социального положения. Естественно, что дела с едой за городом были напряжены.

С распространением поста в культуре европейцев, связана противоборствующая обстановка между мясом и рыбой. Если раньше главенствующая роль отводилась к мясу, то в дальнейшем эта роль перешла к рыбе. Изначально церковь даже не включала в рацион не постных продуктов, но это отношение изменилось в дальнейшем для жирных рыб, которые стали обыденной пищей для европейцев после XIII-XIV вв. Изменения произошли не только в рационе питания средневековых людей, а еще и в способе продолжительного сохранения пищи. Таким способом являлась — консервация. Изначально консервировалась пресноводная рыбы, а в дальнейшем и для других продуктов.

Но все же стоит помнить, что это время крайностей, если с одной стороны — это голод, то с другой стороны изобилие. Так, в Англии XIV в., мы можем видеть, как неблагоприятные условия осложнили жизнь людей. Чтобы выжить они готовы употреблять различные травы, сорняки, корешки, желуди, древесную кору и пр. Они идут и на преступления — воровство еды и скота при первой же возможности [4, С. 193].

А уже чуть позднее мы встречаем свидетельства о том, что люди не просто могут удовлетворить свои потребности в еде, но даже и изобилуют ей. На крестьянском пиру в Норт-Карри (Сомерсет) в 1314 году каждый житель округа должен получить по две буханки белого хлеба, столько эля, сколько может выпить, похлебку с говядиной, бекон с горчицей, еще одну похлебку — с курицей, сыр и свечи, «чтобы жечь, пока сидит и пьет».

Про традиционный ритм еды стоит забыть. В Англии XIV в. не питаются три раза в день, а только два, но и даже только один раз в день. Найдется всего лишь несколько избалованных богачей, которые завтракают. Домохозяин, встав поутру, может съесть немного хлеба с сыром, но до обеда, который является главным приемом пищи, по большому счету он не будет есть ничего. В зависимости от времени года обедают обычно между десятью и одиннадцатью часами утра. А уже в конце дня между четырьмя и пятью часами вечера, устраивают ужин, который в отличие от обеда более скромен. Следует отметить, что представления о правильном питании не отвечало нашим представлениям. Например, средневековый англичанин мог варить капусту, пока полностью не выйдет витамин C. С другой стороны, получая большое количество энергии ещё до полудня, у них есть много времени, чтобы в рабочее время сбросить набравшиеся калории.

Стоит также учитывать и влияние церкви на ритм еды. Церковь запрещает употребление мяса в такие дни как среда, пятница, суббота, Великий и Рождественский посты, это суммарно больше полугода, а в Великий пост запрещается есть даже яйца. Эти правила соблюдают все и даже король, поэтому их нарушение грозит прямое попадание в церковный суд. Этот грех будет мучить виновного до тех пор, пока он не исповедуется, купит индульгенцию или отбудет наложенную судом епитимью.

Следующая особенность ритма еды — доступность пищи в разное время года. Фрукты свежее всего осенью, во время сбора урожая у людей в изобилии хлеб и различного рода пироги. В конце осени много и мяса, но кормить скот зимой дорого, поэтому его забивают в День святого Мартина (11 ноября), его жарят и съедают в этот день или же засаливают на зиму. Огородные и садовые культуры являются самыми сезонными. Они стоят мало и их не перевозят на большие расстояния. Рыбу ловят в основном летом, когда море поспокойнее, а зимой её продают соленной или сушенной. Но и сам способ приготовления пищи зависит от сезона: летом её готовят на улице, в основном жарят, а в конце осени и зимой варят, так как она становится менее свежей.

Не только время года, день недели или время дня влияет на рацион питания, но и социальное положение. Богатый йомен с не одним десятком акров будет питаться лучше, чем какой-либо батрак.

Если посмотреть, чем питается йомен, то можно увидеть на столе хлеб нескольких сортов. В начале XIII века распространен ржаной хлеб, также хлеб из смеси ржи и пшеницы — «суржа». До 1350 г. вряд ли можно найти хороший белый хлеб. В зависимости от части Англии можно заметить, что люди в западных графствах употребляют ячменный хлеб, овсяный или «суржу», на севере присутствуют овсяные лепешки. Есть также «лошадиный хлеб», который готовят из муки гороха, бобов и отрубей, а в некоторых местах едят коричневый зерновой хлеб «турт», когда он черствеет, его режут на кусочки и используют в качестве тарелки или подноса, а после этого вымочив его в остатках обеда, скармливают свиньям.

Хлеб — важная часть диеты средневекового крестьянина, он является стратегическим продуктом для всей страны, поэтому цена на него регулируется «Законом о цене на хлеб», введенный в 1266 г. Хлеб покупают в городах, а йомены, живущие в сельской местности, пекут сами. Но и это не самый простой способ получить хлеб. Йомену надо отнести сначала зерно на мельницу, где он оставит некоторую часть мельнику в качестве платы за услугу (обычно шестнадцатую или двадцать четвертую), дальше, если у них есть каменная или глиняная печь, выпекают или отнесут пекарю.

Посоревноваться с хлебом за место самого популярного блюда может похлёбка. Они бывают разных видов от густой белой каши из овса и текучей зеленной гороховой похлебки до жидкого супа из лука-порея. Основные ингредиенты: мясной бульон, зелень, овёс и соль, но обычно кладут всё что угодно. «Загустителем» могут служить хлебные крошки, можно найти и некоторые овощи в похлебки — лук, чеснок, горох, бедные крестьяне обычно употребляют серый горох. Варят овощи до такой степени, чтобы ушел зелёный пигмент, так как сырые овощи вредны в представлении у средневековых людей.

Овощи и фрукты крестьянин выращивает сам, поэтому нельзя найти ни газонов, ни декоративных кустов. Сады и огороды выполняют две функции: обеспечивают пропитание и вкус еды. Мясо и молочные продукты занимают небольшое место в рационе крестьян. Мясо — пища богатых, оно служит символом статуса. Кто богат ест его много, чем кто беднее. Но есть и ещё одна причина животных не забивают, они полезны живыми. Животные дают молоко, масло, сыр и другие продукты. Мясной бульон же для похлебки хранится долго, чтобы его вкус не терялся приваривают к нему постоянно кости.

В поэме Уильяма Ленгленда «Видение Уильяма о Петре Пахаре» очень образно показано как питаются крестьяне. У них в рационе нет мяса, имеется пара животных, которые помогают им в пропитании, главные продукты, помогающие выжить — овощи и фрукты [2].

Но крестьянам разрешается охотиться на зайцев, расплодившись повсеместно, когда их завезли в XII в. Хозяин дома приготовил бы их по рецепту из книги «Hares in Padell»: «Возьмите зайцев» и снимите с них шкуры, отделите мясо от костей, нарежьте его на куски и сложите в горшок прямо с кровью, доведите до кипения. Затем положите мясо в холодную воду. Подлейте в бульон от зайца ещё мясного бульона, миндального молока и лука, мелко нарезанного и обданного кипятком. Поставьте на огонь и снова доведите до кипения. Добавьте порошка гвоздики, корицы и мускатной шелухи и немного уксуса. Возьмите хорошо промытое мясо и кости, хорошенько проварите в бульоне, затем подайте на стол» [5. P. 428]. Крестьяне приготовили бы это блюдо также, но без специй.

Специи тоже свидетельствовали о социальном положении. В эпоху, когда не было холодильников, они служили не только усилителем вкуса, но и средством консервации. Средневековый человек не жалел специй в блюдо, хотя они были и дорогостоящие. Только во времена Ренессанса пришла умеренность в количестве специй. [Food and Drink in Medieval England Susi Vaasjoki Spring 2001] Но некоторые можно купить, к примеру, перец, мускат, или дешевые смеси порошка-карри: powder forte («сильный порошок») смесь имбиря, перца и мускатной шелухи и powder douce («мягкий порошок», также известный как powder blanche, или «белый порошок») — смесь имбиря, корицы, муската и (иногда) сахара и гвоздики [3, С.205]. Можно найти разных видов сахара, который тоже используют как пряность.

Альтернативным источником белка может служить рыба, но и опять здесь не так просто. Церковь запрещает употреблять мясо в определенные дни, а это в свою очередь влечет увеличение спроса у аристократов, джентри и духовенства. Таким образом, рыба становится дорогим продуктом, особенно, учитывая сельских жителей, живущих далеко от моря. Купить её можно на рынках городах. Крестьяне обычно покупают солёную или сушенную сельдь и треску. Можно купить и угрей, они относительно недороги.

Крестьянину надо не только питаться, а также получать достаточное количество жидкости. Так, заглянув в глиняный кувшин мы увидит там эль. Эль — напиток, приготовленный из солода и ячменя или овса, но без хмеля (именно отсутствие хмеля и отличает эль от пива) [3, С. 201]. Эль тоже является стратегическим продуктом, поэтому его цена регулируется королевскими законами. Эль обычно некрепкий и сладковатый напиток. Это объясняется тем, что крестьяне считали пить воду, так как она переносчик болезней, а работать надо целый день, поэтому он и не крепок. А ещё хранится он недолго, из-за отсутствия того же самого хмеля.

На западе и юге страны пьют вместо эля сидр или медовые напитки: медовуха и «метиглен» (медовуха с травами). Сидр к тому же вдвое дешевле неплохого эля и при этом крепче. Хоть английские крестьяне имеют малое представление о спиртных напитках, они хорошо знакомы с пьянством.

Горожане тоже питаются по-разному. Если мы окажемся в маленьком городишке, то увидим, что йомен питается лучше. У йомена есть земля, которая ему помогает с едой. Но попав в дом богатого купца можно увидеть вафли и засахаренные фрукты как у аристократов. Все зависит от того какое место ты занимаешь в данной социальной стратификации. В среднем рацион стоит между рационом крестьянина и лорда.

Есть отличительная особенность в еде горожанина от крестьянина. Человек живущий в городе, особенно, в «сити» не беспокоится о своих запасах, йомену же поход на рынок — это трата как денег, так и времени. Город зависим от рынка, именно, он обеспечивает циркуляцию города. Здесь можно найти не только распространённые продукты по всей Англии, но и редкие — апельсины, инжир, гранаты, патоку и многое другое (правда только в некоторых «сити»).

Питание в городе в XIV улучшилось. Забивается много ягнят и козлят, чьё мясо нежнее и вкуснее. Горожане больше и больше потребляют белый хлеб. В сезонных периодах изобилует большое количество овощей и фруктов.

Но главные проблемы города заключается в отсутствии контроля над запасами и большом количестве посредников в поставках продовольствиях. Хоть это и омрачает картину в городе, здесь можно достать другие напитки, в частности, вино. Оно не по карману йомену, но его продают кружками в тавернах. Количество таверн в Лондоне с 1309 по 1334 гг. выросло до 354 [4, P. 50]. Таверны бывают разные, но, именно, они являются типичным элементом городской повседневности и культуры.

Самую лучшую еду можно найти в доме аристократа. Здесь настоящие изобилие пищи, постоянно приносят и уносят одни за одним подносы, пока лорд насыщается. Еда выражается не только в количественном, но и в качественном выражении.

Но и у лорда имеются свои особенные ограничения. Стареющий Эдуард III решил ограничить расточительность лордов, так в 1363 г. издаётся указ, согласно которому за обед полагается съесть лорду не более пяти блюд, джентльменам не более трёх, а слугам не более двух.

Обед аристократа сопровождается особым церемониалом от помыва рук до нескольких перемен блюд. Первая перемена из пяти блюд может выглядеть так: засоленная или запеченная свинина с соусом, мясная похлёбка со специями и травами, ещё одна похлебка, например, из курицы, тушенный фазан или лебедь и мясной фриттер (обычно из требухи).

Одно из популярных блюд «леш ломбар» (Leche Lombard). Его делают из свинины, яиц, перца, гвоздики, смородины, фиников и сахара, которые варят в пузыре (как телячий рубец), затем нарезают и подают с обильным соусом, также в это блюдо могли добавлять миндаль, шафран и вино [7, P. 54-71]. Другое блюдо — «мортрус» (mortrews): курица и свинина с хлебными крошками, powder forte, сахар, шафран и соль и готовить до тех пор, чтобы стояла в ней ложка [8].

Еду обычно готовят порциями (messes) на две-четыре персоны, но все забрать нельзя, надо оставить определённую часть, которую потом доедят бедняки. Обед длится около двух часов и из трёх перемен, поэтому надо стараться брать по небольшому кусочку, а каждая перемена блюд разделяется ещё и на «промежуточную» (обычно дают фрукты и орехи, которые не всегда едят).

Вторая перемена — это жаренное мясо оленя, аиста, лебедя, журавля, павлина, козлёнка, куропатки и пр. Но и каждое нужно разделывать по-своему. К примеру, «расслабляют» (unbrace) селезней, «испортить» (spoil) курицу, «расчленить» (dismemberment) цапель, «расшнуровывать» (unlace) кроликов и т.д. [3, С. 210]. На третьей перемены подают самые маленькие и нежные на вкус животные: жаренных кроншнепов, воробьёв и стрижей. И все это будет сопровождать фруктово-ягодными и ореховыми смесями. В конце подают сыр, заканчивается обед красным вином со специями и вафлями.

Такие блюда подают в мясные дни, а в остальные 194 и 195 дней года едят рыбу. Но её не едят скромно согласно религиозной природе обычая. В рыбный день подают множество видов рыбных блюд — это миногу, запеченную с уксусом, пирог с угрём, запечённую сельдь с сахаром, щуку с галантином и просто большое количество варёной, жаренной, запечённой рыбы от морского петуха до лосося и осётра. В королевском рационе популярны лещи и щуки, а в конце 90-х гг. XIV Генрих Ланкастер закупает карпов. Но лорды употребляют не только рыбу, но и китов, тюленей, омаров, мидий и других морских обитателей.

Все эти блюда, как уже заметно, сопровождают овощи и фрукты. Аристократы выращивают их много, но попадают на тарелку как ингредиенты для соусов.

Касаемо хлеба, то подают свежеиспеченный пышный белый хлеб, который называется pain demain («завтрашний хлеб»). Подчинённые лорду едят «вастель» — пшеничный хлеб чуть похуже, третий сорт хлеба называется «кокет» — круглая белая буханка.

В погребах лорда вина и эля больше, чем в запасах какой-либо таверны. Разнообразие вин и эля множество. Здесь можно найти рейнское, гасконское и испанское вина.

Для монастырей доставить еду и воду дело сложное, как и для аристократов. Хотя монахи и равным перед лицом Божьим, но и там присутствует своя иерархия. Если аббата можно сравнить с лордом, то монаха с крестьянином, но это сравнение поверхностное. Настоятель монастыря — избираемая должность, поэтому отношения настоятеля и монахов подчиняются другим правилам.

Монастырская трапезная — запретное зона, куда могут войти только монахи. Ещё одна особенность, связанная с употреблением мяса. Согласно уставу св. Бенедикта, монахам запрещается не только есть мясо в определённые дни, но и нельзя есть мясо четвероногих. Но и это правило нарушали. Мясо нельзя было есть трапезной, поэтому строили еще и второй обеденный зал — «мизерикорд» («место милосердия»).

В последующем Папа Римский Бенедикт XII (1334-1342 гг.) предложил компромисс. Если половина монахов ест в трапезной, то другой половине разрешается пойти в мизерикорд, но кроме среды, пятницы, субботы, и во время постов. Те, кто остался в трапезной, четвероногих есть не могут, но им разрешается мясо птицы и использовать в готовке печень и другие потроха [3, С. 215].

Члену религиозный можно выпить галлон эля, правда, служащим разрешается и больше, если они захотят. У некоторых монастырей имеются виноградники, что позволяет делать самим вино. Вино пьют в дни почитания святых, что влечет за собой превращения обеда в пиршество, к их счастью таких дней в году шестьдесят-семьдесят.

Здесь также не все завтракают, кроме аббата и главных служащих. Они могут с утра поесть хлеба и сыра. Другие удовлетворяются мессой, как говорится «причастие — лучший завтрак». Обед начинается с похлёбки, потом в зависимости от того, рыбный день или нет, требуху (umbles, овечьи потроха, варенные в эле с хлебными крошками и специями, — их часто подают зимой), шарлет (нарезанное мясо, яйца и молоко), доусет (заварной крем из молока, сливок, яиц, сахара и смородины) или сырный пирог. Бывает, что в некоторых монастырях подают и бекон с яйцами (bacon collops) [3, С. 216].

В рационе монахов немало рыбы. Её подают каждый день в трапезной и в различном виде. Едят рыбу только на обед, а на ужин моллюсков. Ещё надо учитывать, что монастыри имеют постоянные доходы или вовсе обладают собственными поместьями, а это в свою очередь влечёт постоянные поставки свежей рыбы.

У странствующих менестрелей есть один трюк, который вам наверняка пойдет на пользу. То, как именно принимать гостей в монастыре, решает раздатчик милостыни. Если он обойдется с вами плохо, или подаст очень маленькую порцию еды, или вы получите «гадкую и жесткую постель», то идите к аббату и расхвалите до небес щедрость его дома, особенно подчеркнув, насколько щедр был раздатчик милостыни.

Милорд, благодарю вас и ваш достойный монастырь за ту радость, что я испытал здесь, ведь вы, несомненно, сильно на меня потратились; ибо ваш добрый монах, раздатчик милостыни, прошлым вечером подал мне замечательный ужин с несколькими дорогими рыбными блюдами, а еще я отведал отменного вина. А сейчас, когда я ухожу, он подарил мне новую пару ботинок, отличную пару новых ножей и пояс [3, С. 217]. Но, поверьте, раздатчику милостыни потом придется очень долго объясняться.

Несмотря на то, что производство, переработка и потребление продуктов питания были первостепенными задачами средневекового населения, а общество постоянно металось от изобилия к голоду и наоборот, мы хотели показать, что исследование истории питания в культурно-антропологическом контексте позволяет нам вырисовывать социальную стратификацию средневекового общества.

Читайте также

Список литературы

  1. Массимо Монтанари. Голод и изобилие. История питания в Европе. – СПб.: «Александрия», 2009. – 279 с.
  2. Уилльям Ленгленд. Видение Уилльяма о Петре Пахаре. – Ленинград: Изд-во Академии наук СССР, 1941. – 276 с.
  3. Ян Мортимер. Средневековая Англия: путеводитель путешественника во времени. – М.: Эксмо, 2015. – 336 с.
  4. Charles Greighton, M.A., M.D. A History of Epidemics in Britain from A.D. 664 to the Extinction of Plague. – Cambridge: At the University Press, 1891. – 706 p.
  5. A Collection of Ordinances and Regulations for the Government of the Royal Household, Made in Divers Reigns – From King Edward III to King William and Queen Mary. Also Receipts in Ancient Cookery. – London: Society of Antiquaries of London, 1790. – 476 p.
  6. The history notes. Available at: http://www.historynotes.info/food-and-drink-in-the-middle-ages-2571/, accessed 05.01.2017.
  7. Hieatt, Constance B. "The Middle English Culinary Recipes in MS Harley 5401: An Edition and Commentary." Medium Ævum vol. 65, no. 1 (1996): P. 54-71.
  8. Hieatt, Constance B. and Sharon Butler. Curye on Inglish: English Culinary Manuscripts of the Fourteenth-Century (Including the Forme of Cury). London: For the Early English Text Society by the Oxford University Press, 1985. Available at: http://www.godecookery.com/goderec/goderec.htm, accessed 04.01.2017.
  9. Susi Vaasjoki. Food and Drink in Medieval England. Available at: http://www.ling.helsinki.fi/~vaasjoki/exlibris/medfood.html, accessed 05.01.2017.

Цитировать

Лазарев, С.С. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты!» или история питания средневековой Англии / С.С. Лазарев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 70. — С. 84-93. — URL: https://novainfo.ru/article/13874 (дата обращения: 29.05.2022).

Поделиться