Оценка социально-экономического положения астраханской области как результата стратегического управления регионом

№75-2,

Экономические науки

Выявленные в ходе проведенного исследования тенденции и особенности социально-экономического развития Астраханской области, можно констатировать разнонаправленность развития и социальных, и экономических процессов, что свидетельствует, с одной стороны, о сложности и проблемах в действующей системе стратегического управления регионом, с другой стороны - о поиске наиболее оптимального пути развития, максимально учитывающего территориальные, исторические, культурные тенденции и особенности развития в современных условиях глобализации кризисов и процессов.

Похожие материалы

Учитывая высокую роль государства, определяющую ориентиры и финансовые возможности развития той или иной территорий (в системе государственных программ, сложившейся дифференциации российских регионов по уровню социально-экономического, экологического, интеллектуального развития в силу разных исторически сложившихся внешних и внутренних факторов), можно говорить об активном развитии всей системы государственного стратегического управления, ориентированной как на общемировые тенденции в публичных финансах и государственном управлении, так и институциональные основы конкретного региона и муниципального образования, требующие также дифференцированного подхода (по принципу «снизу-вверх») в определении приоритетов развития каждой территории.

Стратегическое управление — это наиболее широкое (комплексное) понятие, включающее в себя и стратегический маркетинг, стратегическое и долгосрочное планирование, контроль реализации стратегии. Рассмотрим некоторые концепции. К традиционным концепциям стратегического управления развитием городов относится используемая в СССР с середины прошлого века концепция построения Генеральных планов развития городов на основе пятилетних планов и основных направлений экономического и социального развития страны [1, с. 19]. Существуют концепции стратегического управления, базирующиеся на применении методологии программно-целевого планирования и управления. Благодаря работам академиков Н.Н. Моисеева и Г.С. Поспелова в СССР была сформирована отечественная научная теория программно-целевого планирования социально-экономического развития страны и регионов. Целевые программы рассматривались как метод реализации важнейших функций государства [3].

Проведя отбор показателей для расчетов и оценки достигнутого социально-экономического положения Астраханской области как одной из наиболее динамично развивающихся территорий Южного федерального округа, в работе были определены методы и результаты анализа:

  1. К показателям, участвующим в анализе, из материалов сборника Росстата «Регионы России-2016» [4] автором были отнесены: среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, валовой региональный продукт на душу населения, степень износа основных фондов, индексы производства по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство», величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, уровень безработицы, динамика объема государственного внутреннего долга Астраханской области;
  2. Основными методами количественного анализа, которые применялись к собранной статистической базе, являются трендовый анализ, коэффициентный, графический;
  3. К основным результатам исследования, полученным автором по итогам примененных методов, можно отнести:
  • в динамике заработной платы выявлены следующие тенденции: по сравнению с общероссийским уровнем, с ЮФО и другими регионами ЮФО в Астраханской области за 2005-2015гг. наблюдался наименьший прирост средней номинальной заработной платы, что является негативной характеристикой экономического развития региона, однако, проведя сравнение зарплаты с МРОТ и добавив сравнение с регионом-лидером ЮФО Краснодарским краем (табл. 1), можно констатировать, что и прирост зарплаты за 2014-2015 гг., и соотношение с МРОТ показывают положительные изменения; ещё одним результатом сравнения с МРОТ стала констатация превышения заработной платы над МРОТ в 4,12 раз в 2015 году, что должно обеспечить тенденцию роста МРОТ как государственного социального стандарта;

Таблица 1. Результаты сравнения МРОТ и средней номинальной начисленной заработной платы по регионам ЮФО

Показатели

2014

2015

Темп роста, %

Краснодарский край

МРОТ, руб.

7500

8027

107,0%

Средняя номинальная начисленная заработная плата, руб.

24063

25777

107,1%

Соотношение зарплаты и МРОТ

3,208

3,211

Астраханская область

МРОТ, руб.

5554

5965

107,4%

Средняя номинальная начисленная заработная плата, руб.

22736

24576

108,1%

Соотношение зарплаты и МРОТ

4,094

4,120

  • валовой региональный продукт за 2005-2014гг. по анализируемым территориям менялся разнопланово: по Астраханской области менялся вместе с ЮФО, а регионом-лидером является Краснодарский край, при этом среднегодовой прирост в 2014 году по Астраханской области, равный 15%, оказался выше общероссийского 12,4%;
  • динамика основных фондов в Астраханской области имела устойчивую тенденцию роста за период 2005-2015 (в среднем ежегодно на 1,1%), что схоже с общероссийской тенденцией. Однако по ЮФО и Краснодарскому краю однозначной тенденции не наблюдалось, и с лагом в 1 год (2013, по отношению к кризисному 2012 году) наблюдалось заметное снижение степени износа за счет экономических успехов мега-проектов Краснодарского края (Зимние Олимпийские игры 2014), эффект от которого закончился и циклично наблюдается очередной рост степени износа основных фондов экономики за 2013-2015 гг. (рис.1);
Динамика степени износа основных фондов по территориям РФ за 2005-2015 гг.
Рисунок 1. Динамика степени износа основных фондов по территориям РФ за 2005-2015 гг.
  • объем работ по виду экономической деятельности «строительство» в Астраханской области за 2015 год имеет достаточно высокие темпы в развитии и находится на одном уровне с регионом-лидером ЮФО Краснодарским краем.
  • за 2014-2015гг. в Астраханской области наблюдался заметный прирост прожиточного минимума в среднем на душу населения, при этом в сравнении с приростом МРОТ за этот же период можно констатировать тенденцию — прирост МРОТ заметно ниже (с 5554 руб. до 5965 руб.), чем прирост прожиточного минимума в регионе (с 6916 руб. до 8452 руб.);
  • в сфере занятости населения бюджетная политика Астраханской области направлена на сдерживание уровня безработицы и предотвращение напряженности на рынке труда, содействие в трудоустройстве гражданам. Уровень безработицы в Астраханской области в 2016 году снизился на 0,1% и составил 7,4%. К 2018 году планируется, что этот показатель достигнет значения 7,1% [2];
  • согласно Закону «О бюджете Астраханской области на 2016 год» от 28 декабря 2015 года № 99/2015-ОЗ предельный объем государственного внутреннего долга Астраханской области на 2016 год установлен в сумме 26 584,0 млн. руб. Верхний предел государственного внутреннего долга Астраханской области на 1 января 2017 года составил 26 584,0 млн. руб.; отмечена следующая динамика: если сам предельный объем государственного внутреннего дола региона вырос за 2015-2016гг. на 0,5%, то расходы на его обслуживание сократились за тот же период на 11,4% [2];
  • все перечисленные показатели, имеющие стоимостную основу, в проведенных оценках должны учитывать фактор роста цен и инфляции в регионе, по официальным данным в 2014 году потребительские цены выросли на 10,7%, в 2015 году — на 12,6%, в 2016 году — на 4,7% и прогнозируемый прирост на 2017 год +4,3%.

Выявленные в ходе проведенного исследования тенденции и особенности социально-экономического развития Астраханской области, можно констатировать разнонаправленность развития и социальных, и экономических процессов, что свидетельствует, с одной стороны, о сложности и проблемах в действующей системе стратегического управления регионом, с другой стороны — о поиске наиболее оптимального пути развития, максимально учитывающего территориальные, исторические, культурные тенденции и особенности развития в современных условиях глобализации кризисов и процессов.

Список литературы

  1. Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий: автореф. дис. д-ра экон. наук. – Екатеринбург, 2010. – 40 с.
  2. Министерство финансов Астраханской области [Электронный ресурс]. URL: http:// minfin.astrobl.ru
  3. Никонова Я.И. Организация стратегического планирования устойчивого развития крупных городов: теоретические и методологические аспекты / Я.И. Никонова, М.В. Каркавин, Е.С. Димакова; под ред. А.Г. Ивасенко. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 234 с.
  4. Сборник Росстата «Регионы России. Социально-экономические показатели - 2016» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16 14p/Main.htm