Разработка клиентского приложения для сервис-центра

№75-2,

технические науки

В данной работе рассмотрена разработка клиентского приложения для сервис-центра, приведены коды программ и продемонстрированы всевозможные варианты работы пользователя с программой.

Похожие материалы

В работе [1] подробно было рассмотрено создание концептуальной схемы информационной системы сервис-центра. А в данной работе разберем процесс разработки клиентского приложения для этой информационной системы.

Для этого необходимо решать несколько теоретических и практических задач:

  1. Установка приложения Embarcadero RAD Studio;
  2. Установка и настройка необходимых драйверов и прикладного программного обеспечения;
  3. Разработка формы приложения;
  4. Написание программного кода приложения [2].

При работе с компонентами ADO следует указать из какой базы данных нужно производить выборку данных, для этого в свойстве Connection String, во-первых, указывается поставщик данных, а во-вторых, так как база была создана в Microsoft Access, выбирается тип подключения, а именно OLE DB [3-5].

На рисунке 1 показаны возможные варианты подключения базы данных.

Возможные варианты подключений базы данных
Рисунок 1. Возможные варианты подключений базы данных

На рисунке 2 изображен следующий шаг работы с базой данных, где осуществляется задание источника данных.

Задание источника данных
Рисунок 2. Задание источника данных

При выборе источника данных появилась необходимость в установке дополнительного программного средства Microsoft.ACE.OLEDB.12.0, который позволяет подключить к компонентам ADO базу данных, созданную в приложении Microsoft Access.

Следующая задача, решенная в ходе реализации клиентской программы — это разработка формы приложения. Для начала создаем проект в приложении Embarcadero RAD Studio. Для этого воспользуемся пунктом меню File -> New -> VCL Forms Application — Delphi. Для того, чтобы не потерять необходимые файлы для разработки приложения, сразу, как только появляется главная форма, сохраняется новый проект в отдельную папку. Сохранив проект, на главной форме размещаем компоненты:

  1. DBGrid– специальная таблица для баз данных.
  2. DataSource — не визуальный компонент, представляющий собой источник данных, который обеспечивает связь между набором данных и компонентами отображения и редактирования данных.
  3. ADOQuery — компонент, позволяющий посылать SQL-запросы к базе данных.
  4. SkinManager– компонент для размещения скинов AlphfaControls.
  5. MainMenu– компонент, для добавления к программе главного меню.
  6. Image– компонент,предназначеный для отображения на форме графических изображений.
  7. Button — стандартная кнопка, имеющая на поверхности надпись.
  8. SkinProvider– компонент, преобразующий форму по выбранному скину.

Размещение перечисленных компонентов на форме проекта можно увидеть на рисунке 3.

Размещение компонентов на форме проекта
Рисунок 3. Размещение компонентов на форме проекта

Взаимодействие пользователя с системой осуществляется в диалоговом режиме. При запуске программы выводится окно главной формы:

Главная форма приложения
Рисунок 4. Главная форма приложения

Кнопка«Ремонт» позволяет управлять данными о ремонте, такими как дата ремонта, в чем заключался ремонт, кто клиент, кто из сотрудников выполнял ремонт, какие запчасти были использованы и стоимость ремонта.

Управление состоит в добавлении, редактировании, удалении информации, поиска и составлении отчета. Предусмотрена возможность печати и фильтрации данных. На рисунке 5 представлено окно «Ремонт».

Механизм быстрого поиска реализован следующим образом:

procedure TForm1.Edit1Change(Sender: TObject);
var help1,help2:string;
begin
  help1:='%'+Form1.Edit1.Text+'%';
  help2:=QuotedStr(help1);
  with Form1.ADOQuery1 DO
  begin
    Close;
    SQL.Clear;
    SQL.Add('select * from Ремонт where Название like'+help2+'or ДатаРемонта like'+help2 + 'or Стоимость like'+help2 + 'or Клиент like'+help2 + 'or Сотрудник like'+help2 + 'order by Название');
    Open;
end;
end;
Окно «Ремонт»
Рисунок 5. Окно «Ремонт»

Кнопка «Сотрудники». При выборе данной кнопки на экране появляется форма, которая позволит просматривать, редактировать, добавлять и удалять данные о сотрудниках: ФИО сотрудников, должность, образование, а также адрес, телефон и паспортные данные. Предусмотрена возможность печати и фильтрации данных. На рисунке 6 представлено окно «Сотрудники».

Механизм фильтрации по параметру статус «в процессе» реализован следующим образом:

procedure TForm1.sCheckBox2Click(Sender: TObject);
begin
if Form1.sCheckBox2.Checked=false then Form1.ADOQuery1.FILTERed:=false
else
begin
Form1.ADOQuery1.FILTERed:=false;
Form1.ADOQuery1.FILTER:='Статус like %процессе%';
Form1.ADOQuery1.FILTERed:=true;
end;end;
Окно «Сотрудники»
Рисунок 6. Окно «Сотрудники»

При двойном щелчке левой кнопкой мыши по кнопке «Добавить сотрудника» открывается форма добавления записи (Рис.7).

Окно «Добавление сотрудника»
Рисунок 7. Окно «Добавление сотрудника»

Кнопка «Запчасти» позволяет добавить, редактировать или просмотреть данные о запчастях (Рис. 8). Предусмотрена возможность печати списка запчастей.

Окно «Запчасти»
Рисунок 8. Окно «Запчасти»

Кнопка «Клиенты» позволяет добавить, редактировать или просмотреть данные о клиентах (Рис. 9). Предусмотрена возможность печати и поиск.

Окно «Клиенты»
Рисунок 9. Окно «Клиенты»

После реализации приложения в среде языка программирования Embarcadero RAD Studio следующим этапом стало тестирование и доработка программы. В ходе этого этапа работы над приложением были доработаны функции, позволяющие:

1. Экспортировать отчеты по таблицам в форматы rtf, pdf, xls (рис.10 и рис. 11).

Окно «Экспорт вPDF»
Рисунок 10. Окно «Экспорт вPDF»
Окно «Экспорт»
Рисунок 11. Окно «Экспорт»

2. Введена функция предварительного просмотра таблицы перед печатью:

Окно «Предпросмотр печати»
Рисунок 12. Окно «Предпросмотр печати»

Тестирование программы производилось в несколько этапов, сначала проверялась работа компонента DataSourse, возможности отображения компонентов в ComboBox, а затем проводились тесты на экспортирование файлов и печать.

Для того, чтобы не обрабатывать лишние данные, далее используется ADOQuery. Для работы с этим компонентом понадобились знания правильного написания SQL-запросов.

Были изучены различные способы запуска стороннего программного обеспечения, процедуры для работы с поиском и с фильтрацией.

Таким образом, в данной работе рассмотрена разработка клиентского приложения для сервис-центра, приведены коды программ и продемонстрированы всевозможные варианты работы пользователя с программой.

Список литературы

  1. Хусаинова Г.Я. Разработка концептуальной и логической схемы при создании базы данных // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2017 г. – № 75; URL: http: //novainfo.ru/article/14280
  2. Избачков Ю., Петров В. Информационные системы: Учебник для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
  3. Айнуров К.И. Использование информационных технологий в обучении. – Магнитогорск.: МГПУ, 2014. – 85 с.
  4. Викторов С.У. Развитие информационных технологий.– Пермь: ЛНА, 2011. – 74 с.
  5. Хусаинов И.Г., Рахимова Р.А. Роль интерактивных технологий на уроках информатики в развитии этического воспитания учащихся // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 488.