Разработка автоматизированного рабочего места менеджера по продаже автомобилей

№62-2,

технические науки

В данной работе рассматривается проектирование, разработка и отладка программного продукта, предназначенного для автоматизации процесса управления контактами менеджера по продаже автомобилей.

Похожие материалы

Введение

Процесс автоматизации и компьютеризации основных бизнес-процессов на предприятиях и организациях в настоящее время идет очень быстро. Его реализация позволяет существенно повысить качество, уменьшить время, усилить контроль и, как следствие, снизить издержки на всех этапах производства и функционирования. А это является одной из основных целей деятельности любого коммерческого и некоммерческого предприятия.

Одним из направлений автоматизации является создание автоматизированных рабочих мест, которые позволяют упорядочить деятельность сотрудников за счет интеграции всех реализуемых им бизнес-процессов в единое целое. Подобная интеграция позволяет централизованно хранить всю необходимую для работы информацию и на ее основе производить анализ эффективности деятельности каждого отдельного сотрудника, отдела или всего предприятия в целом.

Программный продукт "Автоматизированное рабочее место менеджера по продаже автомобилей" (далее — АРМ) является многопользовательским решением по автоматизации процесса управления контактами на всех этапах процесса продаж автомобилей в дилерском центре.

Полноценное применение данного АРМ на дилерском предприятии позволит обеспечить эффективный процесс продаж и увеличить продажи за счет качественной работы с Клиентом и Клиентской базой на каждом из этапов продаж.

Целью данной работы является проектирование, разработка и отладка программного продукта, предназначенного для автоматизации процесса управления контактами менеджера по продаже автомобилей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • анализ предметной области (исследование основных бизнес-процессов менеджера по продаже автомобилей);
  • проектирование концептуальной и логической структуры базы данных, необходимой для реализации проекта;
  • нормализация отношений и построение физической модели базы данных;
  • проектирование и программирование интерфейса АРМ менеджера по продаже автомобилей;
  • реализация механизма авторизации пользователей;
  • отладка приложения;
  • разработка руководства пользователя проекта.

В качестве инструментов разработки были выбраны система управления базами данных MS Access и интегрированная среда разработчика Delphi 7[1]. Выбор данных инструментов был обусловлен их распространенностью, доступностью и удобством использования.

Основные требования к функциональным возможностям АРМ:

  • графический, интуитивно понятный пользовательский интерфейс, не требующий долгого времени на освоение;
  • поддержка многопользовательского режима работы;
  • минимальные требования к аппаратной части;
  • минимальная загрузка компьютерной сети;
  • контроль работы менеджеров со стороны администратора дилерского салона;
  • легкая расширяемость функционала приложения.

Исследование предметной области

Бизнес-процессы в деятельности дилерского салона по продаже автомобильной техники достаточно многогранны. В задействовано большое количество различного персонала: от руководителя до технических работников и обслуживающего персонала. Однако основная деятельность, которая напрямую влияет на итог работы салона, сосредоточена вокруг трех основных должностей: администратор салона (руководитель отдела продаж), менеджер по продажам автомобилей и диспетчер торгового зала. Этими работниками реализуется основные бизнес-процессы всего салона.

Первичный контакт клиента чаще всего происходит с диспетчером торгового зала по телефону, электронной почте и персональном визите. Во время этого контакта собираются и заносятся в единую базу данных основные сведения о клиенте: персональные данные, адрес, телефон, электронная почта и т.д. Результатом первого контакта является новый рабочий лист, в котором сохранена вся информация о клиенте. После этого клиент (рабочий лист) закрепляется за одним из менеджеров торгового зала.

Менеджер торгового зала сопровождает закрепленного клиента до заключения сделки или расторжения контракта. Основные стадии работы с клиентами могут быть описаны следующими пунктами:

  • первичный контакт — реализуется обычно диспетчером;
  • выявление потребностей — реализуется менеджером;
  • презентация (тест-драйв) — реализуется менеджером;
  • предложение — реализуется менеджером;
  • договор — реализуется менеджером;
  • выдача автомобиля — реализуется менеджером;
  • расторжение договоренностей — реализуется менеджером.

Основными событиями, сопровождающими каждую из стадий работы с клиентом со стороны менеджера являются:

  • исходящий звонок клиенту (для согласования отдельных позиций и условий договора);
  • встреча с клиентом;
  • презентация автомобиля;
  • тест-драйв автомобиля;
  • заключение договора;
  • выдача автомобиля;
  • расторжение контракта.

Информация о планируемом времени, реальном времени каждого события а также о результатах каждого события заносится в единую базу. В последующем она используется для формирования плана деятельности каждого менеджера, контроля за этой деятельностью и составлении отчетов о деятельности.

Руководитель отдела продаж (администратор торгового зала) контролирует деятельность менеджеров и оперативно помогает решать возникшие трудности:

  • согласование разногласий;
  • перераспределение нагрузки на менеджеров;
  • оценивание деятельности менеджеров.

Построение концептуальной модели

Исходя из результатов анализа предметной области можно выделить следующие основные сущности: пользователь системы, рабочий лист, клиент, потребности клиента, стадии рабочего листа, события рабочего листа. Рассмотрим каждую из сущностей подробно.

Пользователь системы. Эта сущность содержит основные сведения о пользователях системы и используется для реализации механизма авторизации и разграничении ролей в системе. Каждый пользователь характеризуется следующим набором параметров:

  • фамилия и имя пользователя;
  • должность пользователя;
  • логин пользователя;
  • пароль пользователя;
  • дата создания учетной записи пользователя;
  • дата последнего входа пользователя в систему;
  • признак активности учетной записи пользователя.

Рабочий лист. Эта сущность является интегративной информацией о ходе работы с каждым конкретным клиентом и содержит сведения о всех контактах и их результатов. Рабочий лист характеризуется следующими параметрами:

  • дата создания рабочего листа (первичного контакта с клиентом);
  • информация о клиенте;
  • менеджер, обслуживающий клиента;
  • пожелания клиента;
  • события, связанные с данным клиентом;
  • дата закрытия рабочего листа;
  • результат деятельности с данным клиентом.

Поскольку один и тот же клиент может совершить несколько сделок с дилерским центром (купить несколько автомобилей), то с целью нормализации отношений в базе данных (устранении избыточности) информация о клиенте была выделена в отдельную сущность (клиент). Эта сущность была наделена следующими атрибутами:

  • фамилия;
  • имя;
  • отчество;
  • телефон;
  • мобильный телефон;
  • электронная почта;
  • адрес;
  • пол;
  • дата рождения.

По той же причине пожелания клиента также были выделены в отдельную сущность:

  • тип автомобиля;
  • модель автомобиля;
  • комплектация автомобиля;
  • тип двигателя;
  • способ оплаты;
  • комментарии (дополнительные пожелания).

Следующая сущность — стадии рабочего листа:

  • тип стадии работы;
  • дата начала стадии;
  • дата завершения стадии;
  • комментарии к стадии.

Каждая стадия работы с клиентом может сопровождать одним или несколькими событиями. Поэтому еще одна сущность базы — событие:

  • тип события;
  • планируемая дата события;
  • планируемое время события;
  • реальная дата наступления события;
  • реальное время наступления события;
  • результат события.

Построение логической модели

Результат проектирования сущностей и нормализации отношений между ними (вплоть до третьей нормальной формы), приведен на рисунке 1.[2]

Рисунок 1. Логическая модель базы данных.

Список литературы

  1. Избачков Ю. И. Информационные системы : учеб. пособие для студ. вузов / - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 655с. : ил. - (Учебное пособие). - Библиогр.:с 637-638.- алф. указ.: с.639-655.-(в пер.).
  2. Кузнецов С.Д.. Основы баз данных : учебное пособие - 2-е изд., испр. - М. : Интернет - Университет Информационных Технологий : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 484 с.
  3. Хусаинова Г.Я.- Базы данных: Учеб.-метод. пособие. Стерлитамак, Риц СФ БашГу, 2013. – 80 с.
  4. Хусаинова Г.Я., Хусаинов И.Г. Применение компьютерной технологии для автоматизации инвентаризации программных продуктов на предприятии. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 1. № 6. С. 10-13.