Разработка сайта для использования его в обучении

№69-1,

технические науки

В данной работе рассматривается разработка сайта по обучению дисциплины «Администрирование информационных систем» для облегчения работы преподавателя и улучшения обучаемости студентов.

Похожие материалы

Цель данной работы — разработать сайт по обучению дисциплины — «Администрирование информационных систем». Для выполнения работы были поставлены следующие задачи:

  1. Написать сайт без использования "чужих" платформ.
  2. Заполнить сайт лекциями.
  3. Используя программу «CamtasiaStudio», создать видеоуроки по лабораторным работам.
  4. Создать тест по проверке знаний, пройденных темы.
  5. Создать личный кабинет с показателями успеваемости.

Объектом работы является автоматизация и облегчение работы преподавателя, а также улучшение обучаемости студентов [1, 2]. Предмет исследования — разработка сайта по обучению дисциплины «Администрирование информационных систем», содержащий лекции, задания лабораторных работ, видеоуроки и тесты по темам предмета. Обучающие сайты — актуальная тема в решении вопроса по автоматизации, облегчению работы преподавателя и улучшению обучаемости студентов.

В ходе работы над созданием данного сайта были использованы веб-сервер Apache, язык программирования Python, база данных «PostgraSQL», язык программирования «Parser 3» и веб-интерфейс «PhpMyAdmin» [3]. Далее применено программное обеспечение для разработки сайтов, а именно, редактор html кода и локальный веб-сервер «Denwer». При разработке видеоуроков использована программа «CamtasiaStudio», также изучены основные и новые её функции.

Сайт создан без использования сторонник ресурсов, а именно, разнообразных конструкторов и систем для созданий веб-сайтов, таких как: «Joomla», «ModX», «uCoz» и других. Большой помощью при создании сайта являлось программное обеспечение для создания локального веб-сервера «Denwer», эта программа сочетает в себе такие нужные дистрибутивы как «Apache» веб-сервер, PHP5 с умением работать вместе с «MySQL», «PhpMyAdmin» — система, управляющая MySQL через веб-интерфейс. При написании самого кода сайта использовалась программа «Notepad++». Программа умеет подсвечивать индекс, обладает множеством полезных функций, а также удобными горячими клавишами, которые так же, в свою очередь, выполняют маленькие, но очень удобные функции, помогающие быстро и правильно программировать сайт.

Видеоуроки были созданы с помощью программы «CamtasiaStudio», она позволяет захватывать видео с экрана персонального компьютера и не только. После того, как сделана запись, её можно отредактировать, добавить эффект и оформить. Так же при создании видеоуроков немалую роль играет сценарий, он был написан специально для лабораторных работ, для подробного объяснения и выполнения работ по заданной теме.

Тест так же написан без использования конструкторов. После прохождения теста баллы за этот тест становятся основной оценкой за одну конкретную лекцию, по которой был пройден тест. Все данные об отметках хранятся в личном кабинете. И не только данные об отметках, но и то, какие лекции прочел ученик, а также графу выполнения лабораторных работ, которую заполняет преподаватель после принятия или же неприятия лабораторной работы.

Таким образом, студенты имеют возможность проходить весь курс обучения по дисциплине, изучив лекции, выполнив лабораторные работы, руководствуясь видеоуроками и показав знания на тесте. Преподаватель не только значительно облегчает для себя процесс подачи и проверки знаний, но и делает его более интерактивным и интересным.

Сайт имеет логическую и физическую структуру. Для лучшего понимания работы и устройства сайта ниже приведены [4]:

  • карта сайта;
  • логическая структура сайта;
  • связи таблиц в базы данных.
Карта сайта
Рисунок 1. Карта сайта

На рисунке 1 изображена схема главной страницы, без входа на сайт. Сайт ограничивается лишь данной структурой, такой же структурой сайт обладает и при аутентификации на сайте через профиль студента, но при входе на сайт от имени преподавателя структура сайта меняется (рис.2).

Карта сайта. Профиль преподавателя
Рисунок 2. Карта сайта. Профиль преподавателя

Описание значения и применения модулей и страниц сайта по обучению дисциплины «Администрирования информационных систем» описывается в таблице 1.

Таблица 1.

Имя файла

Описание

index.PHP

Содержит в себе модуль входа и выхода, содержит навигацию по сайту, список занятий в форме доступной не авторизованным пользователям.

addLesson.PHP

Страница которая отвечает за выбор файлов и установки прочей информации для добавления занятия

addTest.PHP

Модуль добавления вопросов.

addTestName.PHP

Модуль пересылающий название теста в базу данных и перенаправляющий на страницу addTest.PHP

go.PHP

Модуль добавления результата конкретного теста, конкретного человека в базу данных.

head.PHP

Модуль подключаемый шрифт, а так же каскадные таблицы стилей CSS

menu.PHP

Модуль меню отображает либо состояние входа при удачной авторизации либо форму входа в противном случае

profile.PHP

Страница содержащая в себе команды которые отображаются для преподавателя один образом а для студента другим.

students.PHP

Страница содержащая в себе список студентов и информацию об их успеваемости

test.PHP

Страница генерирующая вызов вопроса из базы данных

upload.PHP

Модуль загрузки файлов на сервер, при удачном добавлении файлов(Лекция, лабораторная, видеоурок) на сервер, заносит в базу данных всю введенную информацию преподавателем

view.PHP

страница отображения занятие, контент которой генерируется по выбранному занятию.

.htaccess

содержит правила отображения текст, то есть отобразит содержимое сайта в указанной в нем кодировке.

Правильно созданные и спроектированные связи ключевые поля и взаимодействия базы данных, это ключ к хорошей и правильной работоспособности сайта, а также в случае, когда базы данных огромных размеров, правильная их настройка повышает скорость работы с сервером. На рисунке 3 изображено взаимодействие и связи базы данных сайта по обучению дисциплины «Администрирование информационных систем».

Связи таблиц базы данных
Рисунок 3. Связи таблиц базы данных

Архитектура данного сайта, многогранна и сложность её разработки можно заметить на связях, показанных на рисунке 3. Исходя из всего вышесказанного, хочется отметить что на этапе проектирования был лишь простой сайт, позволяющий просматривать лекции и видеоуроки, после чего предполагалось пройти тест. Получился же сайт, с куда большим функционалом, чем предполагался, в ходе работы был добавлен интерфейс преподавателя, автоматизированное добавление лекций видеоуроков и тестов.

Список литературы

  1. Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2006. – 318 с.
  2. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии// Информатика и образование. – 2000. - №2. – C. 70 – 78
  3. Хусаинов И.Г. Использование новых технологий в автоматизации рабочего места // В сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии» (ИТСиТ-2014) Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово. 2014. С. 442–443.
  4. Хусаинова Г.Я., Хусаинов И.Г. Разработка автоматизированного рабочего места менеджера по продаже автомобилей. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире.Санкт-Петербург, 2014. Т. 1. № 7. С. 126-128