Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста

№75-2,

Педагогические науки

Любая организация, существующая в современном мире, не может обойтись без различных видов оценок, которые позволяют определить эффективность работы самой организации, оценить внутренние составляющие данной организации. Актуальность темы обусловлена заинтересованностью любой компании в компетентном штатном составе, на формирование которого влияет компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.

Похожие материалы

Наиболее распространенным методом оценки персонала и оборудования в России является компетентностный подход. Именно он наиболее актуален для большинства предприятий. Любая организация, существующая в современном мире, не может обойтись без различных видов оценок, которые позволяют определить эффективность работы самой организации, оценить внутренние составляющие данной организации. Актуальность темы обусловлена заинтересованностью любой компании в компетентном штатном составе и исправном оборудовании, на формирование которого влияет компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста.

Для осуществления успешной профессиональной деятельности в определенной должности сотрудник должен обладать определённым набором качеств — набором компетенций.

Компетенция представляет собой личные характеристики и качества человека, его способности к осуществлению определенных функций и задач, типов поведения и социальных ролей.

Существует огромное количество различных определений понятия «компетенция». Однако, наиболее часто этот термин сводят к двум основным подходам понимания компетенции.

Американский подход. Он рассматривает компетенции в качестве описания поведения сотрудника. Компетенция — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе.

Европейский подход рассматривает компетенции как описание рабочих процессов или ожидаемых результатов работы. Компетенция — это возможность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, которые приняты в организации.

Отсюда следует, что европейский подход сконцентрирован на определении стандарта-минимума, который сотруднику необходимо выполнить. Американская модель определяет то, что должен сделать работник, чтобы добиться самой высокой результативности.

Модель компетенций — это полный набор характеристик в профессиональной подготовке специалиста, который позволяет сотруднику той или иной компании успешно выполнять задачи, соответствующие его должности. Для того, что бы модель была эффективной, она должна иметь несложную структуру, быть ясной и легкодоступной для понимания.

Выпускник технического вуза может успешно работать в новом для него производственном пространстве и состояться как специалист лишь тогда, когда в процессе его профессиональной подготовки и получения высшего образования были сформированы основы профессиональной компетенции [1].

По нашему мнению, преподавателям в современности необходимо использовать новейшие информационные и образовательные технологии для развития у студентов ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях.

Формирование информационно-технологической компетенции преподавателя высших учебных заведений является важной задачей профессиональной подготовки, решение которой призвано сформировать у студентов способность и готовность к использованию инновационных технологий в обучении [2].

Именно информационно-технологическая компетенция позволяет преподавателю организовывать профессиональную деятельность на технологическом уровне, владеть современными средствами технической поддержки и информационными технологиями.

Выделяют следующие основные виды компетенций:

  1. Корпоративные — это те, которые применимы к любой должности и профессии в компании. Корпоративные компетенции формируются из ценностей компании, которые фиксируются в таких корпоративных документах, как стратегия, кодекс корпоративной этики и т. д.
  2. Управленческие — они необходимы руководителям для успешного достижения целей. Такой вид компетенций формируется для сотрудников, которые заняты управленческой деятельностью (то есть административный персонал) и имеющих работников в своём подчинении.
  3. Профессиональные, так же их называют техническими. Они применимы в отношении определенной группы должностей. Составление профессиональных компетенций для всех групп должностей в организации является трудоемким и длительным процессом.

Идея компетентностного подхода — один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях [3].

Делая вывод, можно с уверенностью отметить, что теперь, когда глобализация достигла также сферы образования, высшие учебные заведения начали пересматривать внутреннюю политику компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалиста и предлагать новые методы оценки качества подготовки студентов, главной целью пересмотра системы компетентностного подхода является, в первую очередь, улучшение качества образования и уровня обучения специалистов, поскольку оценка качества обучения студентов служит механизмом обратной связи, позволяющий преподавателю объективно увидеть результаты деятельности и устранить имеющиеся недостатки. Грамотно разработанный компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста является фундаментом в укреплении репутации ВУЗа, и как следствие, является залогом успеха выпускников в их профессиональной деятельности [4].

Список литературы

  1. Кирсанов, А.А. Учебно-программное обеспечение профессионально-педагогической подготовки преподавателя технического вуза: учебное пособие / В.Г. Иванов, А.А. Кирсанов, Л.И. Гурье и др. – Казань, КГТУ. - 1997. - 464 с.
  2. Третьяков, П.И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования / П.И. Третьяков // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 221-227.
  3. Закиева, Р.Р. Экспресс-тестирование как эффективный метод оценки качества подготовки студентов технических вузов / Р.Р. Закиева, А.В. Леонтьев / Казанская наука. - 2014. - № 12. – С.223-225.
  4. Закиева, Р.Р. Новые информационные технологии и высшее электроэнергетическое образование / Р.Р. Закиева / В сборнике: Информационные технологии в электротехнике и электроэнергетике материалы X всероссийской научно-технической конференции. - 2016. - С. 295-296.