Проблема негативного отношения студентов к занятиям физической культурой и пути ее решения

№81-1,

педагогические науки

В статье рассмотрена проблема негативного отношения студентов к занятиям физической культурой в вузе, а также проведено исследование среди студентов, позволяющее выявить причины такого отношения. На основании результатов проведенного исследования, были предложены пути решения данной проблемы. Уделяется внимание формированию мотивации к занятиям физической культурой, методам и приемам повышения их эффективности.

Похожие материалы

Один из важнейших элементов в процессе развития положительного отношения к занятиям физической культурой современной студенческой молодежи является осознание личностью необходимости данных занятий. Именно осознание определяет его отношение к себе и своему здоровью [3].

Особую тревогу в наши дни вызывает негативное отношение студентов к занятиям физической культурой, нежелание посещать занятия и частые прогулы. Основная часть студенческой молодежи воспринимает физическую культуру не очень положительно. У них отсутствует осознание связи физической культуры с общей культурой [1]. Ведь как для будущих профессионалов, регулярные занятия физической культурой и поддержание здоровья крайне необходимы. У студентов не присутствует полное понимание того, что труд в наше время требует значительного напряжения интеллектуальных способностей, а также психических и физических сил [2]. Так, любая профессия устанавливает собственную степень развития психофизических качеств, собственный перечень теоретических и практических профессиональных умений и навыков. Таким образом, физическая культура в высших учебных заведениях является неотъемлемым элементом воспитания в личности таких характеристик, которые, без сомнений, пригодятся в будущей профессиональной деятельности.

В наше время произошла смена целеполагания в сфере физического воспитания обучающихся, а именно заключается эта цель в эффективной подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

При анализе осознанной направленности личности к занятиям физической культурой, можно сказать, что негативное к ним отношение наблюдается именно в период студенчества [4].

Так, в результате опроса студентов (45 человек) высших учебных заведений (Российский государственный профессионально педагогический университет и Уральский федеральный университет) об их отношении к занятиям физической культурой, мы получили следующее:

На вопрос «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой в университете?» больше всего студентов выбрали вариант «Нейтрально» (32,5%). Вариант «Негативно» выбрали 25% опрошенных; 22,5% не посещают занятия по причине освобождения и лишь 20% выбрали вариант «Положительно».

Итак, в чем же причина не положительного отношения студентов к занятиям физической культурой. Именно такой вопрос мы задали студентам, которые выбрали варианты «Негативно» и «Нейтрально». На данный вопрос можно было выбрать несколько ответов.

Больше всего опрошенных ответили, что после других занятий у них не остается сил на занятия физической культурой (37,9%), а 34,5% студентов выбрали вариант «Лень». Достаточно много обучающихся ответили, что считают занятия бесполезными и скучными или у них есть другие, более важные дела.

Следующий вопрос звучал так: «Что Вам приносят занятия физической культурой?». Ответы оказались следующими:

  • Ничего» ‑ 28,2%
  • Только усталость» ‑ 23,1%
  • Положительные эмоции» ‑ 20,5%
  • Энергию» ‑ 17,9%
  • Здоровье» ‑ 10,3%

После всех выше указанных вопросов, для того, чтобы найти пути решения проблемы негативного отношения студентов к данным занятиям, был задан последний вопрос: «Чего Вам не хватает на занятиях физической культурой?». Под данным вопросом можно было так же выбрать несколько вариантов ответов.

На выше указанный вопрос большинство опрошенных ответили следующее: «Комфорта во время занятий (зимой и в плохую погоду заниматься в зале, а не на улице)» (61,5%). Большое количество студентов так же выбрали варианты «Учета интересов студентов» (43,6%) и «Индивидуального подхода» (38,5%). Меньшее число опрошенных ответили: «Больше игровой активности» и «Больше времени до и после занятия».

Таким образом, следуя результатам данного опроса, нам необходимо выявить пути решения проблемы негативного отношения достаточно большого количества студентов к занятиям физической культурой. В первую очередь, о причинах подобного отношения мы можем сделать достаточно выводов из полученных ответов:

  1. большому количеству студентов тяжело заниматься физической культурой после других занятий в университете;
  2. многие обучающиеся считают, что данные занятия не приносят им никакой пользы;
  3. внушительное количество опрошенных недовольны тем, что занятия в плохую и холодную погоду проводятся на улице;
  4. обучающимся не хватает учета их интересов и индивидуального подхода во время занятий физической культурой;
  5. достаточному количеству студентов просто лень заниматься физической культурой;

Так, нам необходимо выявить пути решения обозначенной нами проблемы, исходя из полученных результатов опроса.

  1. Без формирования интереса, мотивации к занятиям физической активностью, а также целенаправленности в данном виде деятельности невозможно ожидать положительного отношения большинства обучающихся к данному виду деятельности. Так, необходимо проводить определенные мероприятия, направленные на повышение мотивации студентов.
  2. Повысить эффективность и посещаемость занятий физической культурой возможно, если активно учитывать интересы к тому или иному виду спорта или другой физической активности (фитнес, аэробика).
  3. Необходим индивидуальный подход к студентам во время занятий физической культурой. Например, студенты, не занимающиеся физической культурой дополнительно или имеющие лишний вес, не могут заниматься и выполнять нормативы на уровне с другими студентами. Из-за этого интерес к физической культуре у таких студентов может пропасть, и желание ходить на занятия у них не возникнет. Необходимо давать выбор и учитывать желания и возможности обучающихся. К примеру, норматив «Бег 1000 метров» под силу далеко не каждому студенту, а значит следует рассмотреть альтернативные варианты подобных нормативов для тех студентов, которые не желают выполнять данный норматив или знают, что уровень их физической подготовки не достаточен для его выполнения
  4. Распределение учебных часов должно учитывать наличие занятий по физической культуре в тот или иной учебный день. Так, в те дни, когда проводятся эти занятия, рекомендуется сократить количество часов по другим предметам в целях сохранения энергии и сил у студентов.
  5. Необходимо учитывать погодные условия и проводить занятия в зале плохую погоду. В условиях нехватки места (недостаточное количество залов) в университете, можно рассматривать проведение теоретических занятия, которые также необходимы, например, для повышения мотивации студентов к физической культуре.

Таким образом, применение не только традиционных методов во время занятий физической культурой в вузе является более целесообразным. Традиционные методы не могут учитывать индивидуальные способности и желания студентов. Необходимо усиливать интерес обучающихся, побуждать их к физической активности и учитывать их мнения при планировании занятий. Ведь данные занятия направлены не только на развитие личности в физическом плане, но и развитие его как будущего профессионала. Необходимо вызывать у обучающихся уверенность в своих способностях, помогать им в становлении правильной самооценки и побуждать к самоконтролю и самовоспитанию. Именно для этого повышение мотивации к занятиям физической культурой и улучшение условий данных занятий так необходимо.

Список литературы

  1. Горелов А.А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – №1. – С. 3-4.
  2. Жован Г.Ф. О проблеме повышения квалификации преподавателей физической культуры, работающих в специальном учебном отделении / Г.Ф. Жован, О.Г. Румба // Теория и практика физической культуры. – М., 2015. – №2. – С. 85-91.
  3. Закирова К.Р. Отношение студентов к физической культуре и спорту / К.Р. Закирова, В.Г. Мещеркина, Е.Ф. Проскурина // Студенческая наука XXI века: материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (9). – С. 93-95.
  4. Кондаков В.Л. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза / В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, Н.В. Балышева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-v-obrazovatelnom-prostranstve-sovremennogo-vuza