Перспективы применения электронных учебных изданий по техническим дисциплинам

№75-2,

Технические науки

Рассмотрены отличительные особенности электронных учебных изданий от печатных и актуальность использования электронных средств обучения.

Похожие материалы

С развитием информационно-коммуникационных технологий совершенствование образовательного процесса сопровождается внедрением в учебный процесс электронных средств обучения.

Использование электронных средств обучения позволяет трансформировать традиционный учебный процесс в познавательную деятельность обучающихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, а также таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач.

Основное отличие электронных учебников от традиционных учебных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между обучаемым и компьютером, который играет роль, схожую с ролью консультанта, помогающего организовать обучение. Электронный учебник формирует информационно-образовательную среду, которая реализует целостный процесс обучения от цели до результата, помогает обучающимся легче и производительнее овладеть ее содержанием.

Электронные учебные издания содержат в себе текстовую (аудио) часть, графику (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок. В отличии от традиционных учебных изданий имеют ряд преимуществ: возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации), что позволяет визуализировать сложные схемы, процессы и явления макро- и микромира.

Электронные средства обучения обладают компактностью и мобильностью; удобством и быстротой поиска желаемой информации; возможностью объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством встроенной системы тестирования.

Для создания электронных учебников используются различные программы, такие как: Sunrav Office, HTML-редакторы, Adobe Acrobat и др. Применение данных программ позволяет компилировать электронные издания в форматы «EXE», «CHM», «HTML», «RTF» и др. Формат HTML — наиболее распространённый формат, который подходит для отображения любого текста, графики, видео, анимации и др., и неограничен в использовании на каких-либо устройствах, так как является языком «Всемирной паутины». Для просмотра документов, написанных на языке HTML используются специальные программы, называемые браузерами, которые присутствуют на любом мультимедийном устройстве (смартфон, планшет, ноутбук и др.).

В качестве экспериментального электронного учебного издания, было разработано пособие по дисциплине «Механика». В качестве основного формата при создании этого учебного пособия был выбран язык HTML, который позволил включить в пособие текстовую часть (теоретический материал, задачи и др.), графическую часть (схемы, таблицы, рисунки и др.), анимацию, видеоматериал и систему тестирования (рис. 1).

Электронное учебное пособие по дисциплине «Механика»
Рисунок 1. Электронное учебное пособие по дисциплине «Механика»

Меню данного пособия выполнено горизонтально, с цель облегчения навигации, т.к. обучающиеся привыкли к данному расположению ссылок при просмотре интернет страниц. Внедрены функции возврата в начало главы или раздела. В каждой главе присутствуют гиперссылки, которые позволяют перемещаться со страницы на страницу, открывать видеофайлы, анимацию и др. Данное учебное пособие разработано как для локального доступа, так и для дистанционного. Локальная версия создана для работы на автономных устройствах и в локальной компьютерной сети. Дистанционная версия предполагает работу посредством глобальной информационной сети Интернет. Важной частью электронного пособия является наличие возможности контроля и самоконтроля при обучении. Пособие оснащено флеш анимацией с трёхмерными моделями. Автоматизированное самотестирование дает объективную оценку учебных достижений обучающихся. Система тестирования имеет банк вопросов и базу данных для регистрации результатов тестирования и возможностью их дальнейшего просмотра и анализа. При прохождении тестирования номера вопросов теста генерируются случайным образом, поэтому вероятность повторения одних и тех же вопросов не велика. После прохождения теста можно просмотреть в каких вопросах были допущены ошибки. При необходимости система предлагает пройти тест заново.

Большое преимущество электронного учебного пособия по дисциплине «Механика» — масштабируемость, гибкость структуры. Каждый из разделов и каждая тема в них может быть оперативно скорректирована и дополнена новой актуальной информацией. Над каждой темой могут удаленно работать в соавторстве несколько преподавателей, общаясь посредством Интернет. Необходимо отметить, что данное учебное пособие является обучающей программной системой комплексного назначения, предоставляющая обучаемому теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность. Интерактивность электронного издания позволяет значительно повысить заинтересованность к предмету, уровень ориентирования по теме и степень усвоения материала.

Электронные средства обучения являются перспективным направлением развития образования, способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментов при самостоятельной подготовке обучающегося.

Список литературы

  1. Легкова И.А., Зарубин В.П., Киселев В.В., Иванов В.Е., Покровский А.А. Инновационные технологии при обучении графическим дисциплинам. В сборнике: Пожарная и аварийная безопасность материалы IX Международной научно-практической конференции. 2014. С. 300-301.
  2. Иванов В.Е, Легкова И.А., Покровский А.А., Зарубин В.П., Кропотова Н.А. Внедрение 3D технологий в учебный процесс. Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». Смоленск. 2016. С. 37-39.
  3. Легкова И.А., Зарубин В.П., Иванов В.Е. Использование трехмерной графики при изучении устройства узлов механизмов. Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 85-летию Ивановской государственной сельскохозяйственной академии имени Д.К. Беляева. Иваново. 2015. С. 140-143.
  4. Киселев В.В., Иванов В.Е., Легкова И.А. Применение интерактивных форм обучения для развития профессионально-деловых качеств курсантов. В сборнике: Новейшие достижения в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. ООО «НОВАЛЕНСО». Смоленск. 2016. С. 133-135.
  5. Иванов В.Е, Легкова И.А., Покровский А.А., Зарубин В.П., Кропотова Н.А. Внедрение 3D технологий в учебный процесс. Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «НОВАЛЕНСО». Смоленск. 2016. С. 37-39.
  6. Кропотова Н.А. Интегрированные комплексные практические занятия на основе интерактивной технологии модерации. Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Международная научно–практическая конференция (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (8). - ISSN 2412-0529. - 11 стр.