Смешанная избирательная система как фактор восприятия легитимности органов власти

№75-2,

Политология

В статье проводится анализ существующих теоретических подходов к определению легитимности власти и отдельных ее разновидностей. Смешанная избирательная система рассматривается как механизм электоральной легитимности, а также как фактор восприятия внутренней и внешней легитимности органов государственной власти.

Похожие материалы

Залогом успешного развития государства является демократизация его политической системы, общественный поиск векторов и способов социально-экономического развития. Без участия населения в государственном и муниципальном управлении невозможно совершенствовать систему управления, контролировать власть, укреплять правовую основу государственной и общественной жизни [6]. Существенную роль в процессе демократизации и естественного совершенствования государственной власти играет ее легитимность.

В наиболее распространённом понимании, легитимность — это свойство государственной власти, которое характеризуется признанием населения неоспоримых оснований существования этой власти, её институтов и осуществляемой ими политики.

Рассмотрим более углубленное определение легитимности, которое предлагают авторы Мамычев А.Ю., Сухомлинов А.С. и Щеглов Б.С.: «Легитимность — качественная характеристика государственно-правовой организации общества, которая в свою очередь раскрывается и конкретизируется посредством ряда взаимосвязанных феноменов. Легитимность отражает качественную характеристику становления, развития и функционирования институционально-властной конфигурации органов, структур власти, должностных лиц, а также саму публично-правовую активность последних» [4, c. 136]. Одним из факторов становления и функционирование структур власти является тип избирательной системы, определяющий порядок формирования органов власти. В зависимости от того, насколько оптимальным и удовлетворяющим общественным интересам, является тип применяемой избирательной системы, меняются характеристики этой составляющей легитимности, или, по определению авторов, одного из феноменов, раскрывающих и конкретизирующих ее. Таким образом, роль избирательной системы в восприятии легитимности органов власти присутствует по определению. Далее мы более детально рассмотрим, в чем именно она заключается.

Легитимность можно представить в виде взаимосвязи своих четырех разновидностей, определяемых характером взаимоотношений государственной власти и общества: электоральная легитимность является основанием социокультурной, которая в свою лежит в основе политической легитимности, а завершением всех процессов организации системы является конституциональная легитимность. Каждой из перечисленных разновидностей легитимности присущ собственный механизм легитимации государственной власти [3, c.10]. Практическим воплощением электоральной легитимности является институт выборов в целом, а соответственно и тип применяемой избирательной системы в частности.

Восприятию легитимности власти среди населения способствует не только строгое соблюдение государственными органами и должностными лицами действующего законодательства, но также совершенствование этого законодательства с целью предоставления населению возможности в большей мере контролировать процессы формирования и функционирования органов власти. Основной упор при этом делается на демократизацию и прозрачность, т.е. легитимацию избирательных процедур [1]. Легитимация избирательных процедур включает в себя законность прохождения выборов, принятие общественностью сформированных органов власти, готовность выполнять их требования, а также признание авторитета кандидатов, их поддержка большинством.

В каждой стране демократизация политической системы, а соответственно и легитимация избирательных процедур, основывается как на международном опыте, так и на национальных особенностях. В современной России продолжается процесс политического реформирования, призванный создать эффективную систему власти, заботящуюся о людях и поддерживаемую обществом. Этот процесс в том числе затрагивает и поиск наиболее подходящей, удовлетворяющей общим принципам развития государственной власти и запросам общества, избирательной системы. Процессом такого поиска обусловлен, например, возврат к применению смешанной избирательной системы на выборах депутатов Государственной Думы в 2016 году. Аналогичный тип избирательной системы уже использовался на выборах с 1993 по 2003 годы, а вот в 2007 и 2011 годах депутаты Государственной Думы избирались по пропорциональной системе.

В научной литературе также принято разделение внутренней и внешней легитимность государственной власти. Внутренняя легитимность — добровольное признание основной частью населения результатов выборов представительных органов власти. Внешняя легитимность — это признание результатов выборов со стороны уполномоченных государственных органов иностранных государств и международных организаций. Таким образом, речь может идти о восприятии легитимности власти как внутри страны, так и за ее пределами.

Роль избирательной системы в признании внутренней и внешней легитимности власти государства очевидна. С одной стороны избирательная система оказывает непосредственное влияние на установление политического режима, действующего в государстве, с другой стороны, выбор оптимальной избирательной системы способствует повышению уровня адаптированности населения и его удовлетворенности этим политическим режимом. Готовность граждан поддерживать и выполнять требования представительной власти определяет ее жизнеспособность и эффективность реализации проводимого избранными должностными лицами политического курса. Получается, что избирательная система, функциями которой являются создание стабильных и эффективных органов власти, обеспечивает укрепление внутренней легитимности.

Внешняя легитимность власти в определенной степени определяется при помощи внутренней легитимности, т.к. международное признание государственной власти проистекает из характера политического режима, который в нем установился [5, c. 32]. Влияние избирательной системы на этот процесс уже обозначен выше. Помимо имеющейся роли в установлении политического режима, избирательная система влияет на внешнюю легитимность власти в зависимости от степени своего соответствия международным избирательным стандартам.

Необходимо отметить, что возможна и принудительная внешняя легитимация государственной власти, подменяющая волеизъявление граждан или контролирующая его, в том числе и внедрением неорганичной для населения, но удобной для внешнего бенефициара, избирательной системы. Такой вид внешней легитимация власти можно охарактеризовать как деструктивный по причине возможности лишения государственного суверенитета. Перспективы и устойчивость политической власти, которая главным образом опирается на внешнюю поддержку, будут являться недолгосрочными. Все это связано с тем, что в ходе «управляемых» выборов при вмешательстве иностранных государств и международных организаций формируются органы публичной власти, которые не выражают интересов народа.

Эффективная деятельность и продолжительное существование государственной власти возможно только при ее адекватном соответствии волеизъявлению населения. Основой такого волеизъявления и дальнейшего положительного отношения к власти должна быть уверенность народа в том, что решения власти направлены на реализацию законных жизненно важных интересов общества.

Стоит отметить, что реальные чаяния большей части населения лежат не в только в области справедливых выборов и строгого соблюдения властью действующих законов, но и в эффективности управления. Эффективность измеряется уровнем благополучия среднестатистического гражданина, который составляют прежде всего такие параметры, как безопасность, рост материального благосостояния и социальные гарантии [2].

Легитимность определяет характер отношения населения к власти. Власть может быть легитимной, в случае, когда население ее принимает и положительно оценивает, или нелегитимной, если население этой власти не доверяет. Таким образом, легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти и ее институтов. На основании этого следует рассмотреть процесс делегитимации власти и возможность возникновения кризиса легитимности. Под делигитимацией, очевидно, подразумевается процесс противоположный легитимации, сопровождающийся утратой доверия к власти. Под кризисом легитимности следует понимать падение реальной поддержки действующих органов государственной власти и открытое выражение недоверия к власти.

«Верхнюю» границу кризиса легитимности определяют факторы, которые можно охарактеризовать как текущие и динамичные изменения позитивного и негативного отношения к власти: повышение активности оппозиции; факты нарушения установленных правил политической игры действующей властью; непонимание населением целей проводимой властью политики; проявление социальной напряженности, связанной, например, с падением уровня жизни или ростом уровня преступности, и т.д. Свидетельством о переходе от «нижней» к «верхней» границе кризиса легитимности, которая ведет к распаду действующего режима или полной смене конституционного порядка, являются: высокий уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также результаты выборов или референдумов, выражающие недоверие режиму.

В настоящее время в России можно отметить проявление некоторых из перечисленных выше факторов, характеризующих процесс делегитимации и свидетельствующих о нахождении действующей власти в непосредственной близости от «верхней» границы кризиса легитимности. Стоит обратить внимание и на довольно специфическую особенностью такого положения государственной власти в России, которая заключается в прекращении выполнения национально-государственной идеей своих функций. или утрата этой идеи как таковой. Она прекратила быть фактором, консолидирующим общество и способствующим социальной интеграции, и не является доводом в пользу сложившегося политического режима и социального порядка.

Процесс делегитимации и кризис легитимности власти — явления обратимые. Для успешного урегулирование кризисов легитимности важно выявить, что именно привело к неудовлетворительной оценке органов государственной власти, кто или что является основным источником, транслирующим эту неудовлетворенность, и как ему можно противостоять. На основании вышеперечисленных действий можно сформулировать основные пути выхода из сложившейся кризисной ситуации, которыми могут стать: усиление и поддержание контактов с населением; просветительская деятельность и популяризация информации о своих целях; обновление законодательства для укрепления роли правовых методов в достижении этих целей; создание и поддержка общественных институтов, контролирующих различные уровни государственной власти; просветительская деятельность, способствующая преодолению политической апатии и пассивности населения и др.

Влияние избирательной системы на восприятие легитимности органов власти может быть двояким, т.е. сочетать в себе параметры способствующие как легитимации, так и делегитимации власти. Например, применение смешанной избирательной системы выполняет такие функции как сохранение связи избирателя с избранными депутатами и стимулирование процесса развитие многопартийности, которые призваны способствовать демократизации государственной власти и повышению уровня ее легитимности.

В то же время, один из недостатков этой избирательной системы, который заключается в определенной сложности для понимания простым избирателем механизма пропорционального распределения депутатских мандатов, может вызвать негативные последствия в виде снижения уровня доверия к выборам и отказе избирателей от участия в них. Снижение уровня явки на выборах, в свою очередь, стимулирует распространение дискуссий в общественно-политическом пространстве, оценивающих данное явление в качестве индикатора не достаточной легитимности и демократичности выборов. Формируется мнение, что выборы пройдут вне зависимости от того сколько людей придет и как они проголосуют. Таким образом, происходит укрепление пассивности избирателей, вместо повышения уровня их электоральной культуры, т.е. круг замыкается, ведь механизм пропорционального распределения мандатов так и не становится понятным для избирателя.

Такое двойственное влияние смешанной избирательной системы на восприятие легитимности власти возможно предотвратить. Для урегулирования возникшей ситуации, в первую очередь, необходимо определить значимость позитивного и негативного факторов для существующей политической системы и возможность их корректировки. В приведенном примере, очевидно, что преодоление негативного влияния легко корректируется сменой оценочного характера дискуссий на просветительский, с целью повышения уровня электоральной культуры, в то время как радикальные меры по изменению типа избирательной системы могут только усугубить ситуацию.

В завершение стоит отметить, что применение принципов оценки значимости и возможности корректировки факторов влияния на легитимность государственной власти целесообразно не только в отношении избирательной системы, но и в отношении иных факторов, воздействующих на интенсивность легитимности власти.

Список литературы

  1. Баранов П.П., Овчинников А.И. Конституционная легитимность: теоретико-методологический аспект // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 8. [электронный ресурс] URL: http://lawinfo.ru/catalog/contents-2015/konstitucionnoe-i-municipalnoe-pravo/8/
  2. Жилинская В.С. Легитимность государственной власти: теория и реальность // Lex Russica. 2016. № 9. С. 33
  3. Зайцева Г.А. Классификация и типология легитимности государственной власти // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 4. С. 9-11
  4. Мамычев А.Ю., Сухомлинов А.С., Щеглов Б.С. Уровни легитимности государственной власти и правового действия // Власть. 2009. № 12. С. 136
  5. Склифус С.В. Теоретический аспект изучения процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации на современном этапе развития // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №3. С. 32.
  6. Шиянова Е.Н. Гражданское участие в муниципальном управлении: практика реализации в российском обществе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 1. [электронный ресурс] URL: http://www.online-science.ru/m/products/social_sciense/gid305/pg0/