Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.
Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий — наиболее перспективное и экономически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.
АИС в налоговой службе — это автоматизированная информационная система (АИС «Налог»), определяемая как совокупность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.
Эффективное и полноценное применение достижений информационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.
Так например, потоки информации на бумажных носителях, возрастающие в последнее время в инспекциях и связанные с усилением работы налоговой службы с физическими лицами, делают обязательным применение сканерных технологий для автоматического считывания деклараций о доходах граждан. Это позволит резко повысить производительность обработки деклараций и решить задачу налогообложения физических лиц на качественно новом прогрессивном уровне, принятом во многих развитых странах.
Широкое использование информационных технологий позволяет повысить производительность и качество работы с массивами данных о налогоплательщиках. Современные технологии — системы управления базами данных, аппаратно-технические средства, специализированное прикладное программное обеспечение — способны перевести работу сотрудников налоговых инспекций, занимающихся выявлением неплательщиков, на новый аналитический уровень [3].
Создание новой информационной системы налоговой службы и внедрение в нашу страну оказалось для нас новым явлением. Так как ранее в Монголии не было такой технологии.
Формирование модели сервисноориентированного администрирования предполагает развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.
Основополагающей задачей налоговой службы является процесс информатизации ее органов посредством использования современных информационных технологий, формирование эффективных систем информации для успешной работы структуры налоговых органов [2].
Если говорить об аспекте информационности, система должна представить информацию во всей полноте и достаточности для рациональной и оперативной работы налогового органа.
На начальном этапе образования налоговых органов в них была внедрена технология работы структур финансов. Главными составляющими подобной технологии являлись:
- получение информации в рамках личного контакта инспектора и налогоплательщика [1];
- обработка информации вручную и возможность ее хранения исключительно в форме бумажных носителей;
- сбор налоговых платежей, не имеющие регламентации;
- стихийное развитие системы информационных ресурсов.
Сам процесс информатизации в налоговом органе сводился к обеспечению работников достаточно дешевыми электронно-вычислительными машинами для использования стандартных вариантов текстовых и табличных редакторов и раздельно существующих систем управления бумажной документацией (СУБД), которые были не приспособлены к работе с постоянно возрастающим объемом входной информации с дальнейшей перспективой на интеграцию информационного пространства. Но такая система имела право на существование лишь при небольшом количестве плательщиков.
В результате было разработано несколько вариантов информационнопрограммных комплексов для реализации в условиях региональных и муниципальных налоговых органов, которые отнюдь не отличались единством возможностей на внедрение информационных систем ввиду различного состава технических средств [5].
Достаточно длительный период времени внедрение технологий и систем АИС осуществлялось каждым из регионов отдельно в рамках местного самоуправления и в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Это вызывало проблемы, связанные прежде всего с отсутствием единства в информационном пространстве, так как подобные технологии были несовместимы как между собой, так и с системой АИС «Налог». Кроме того, многие объекты учета были разделены между различными ведомствами со своими информационными системами. Соответственно, здесь потребовались еще и внедренные межведомственные информационные структуры (например, объект учета «недвижимость», состоящий из имущества и земельных участков, учитывает и производит регистрацию сразу в трех ведомствах). Поэтому использование технологии внедрения комплексов для взаимодействующих ведомств, обеспечивающих единство администрирования данных, связанных с налогообложением физических и юридических лиц, вызывает необходимость реализации таких категорий, как:
- учет плательщиков и поступлений от обязательных платежей уже с использованием автоматизации;
- постоянное взаимодействие в информационных процессах структурных подразделений самого налогового органа и внешних ведомств;
- освобождение от лишних ресурсов труда, которые заняты технической и непроизводительной работой;
- точность, достаточность и оперативность результатов аналитической и прогнозной работы по налоговым поступлениям.
Использование и внедрение информационных технологий для работы с налогоплательщиками и взаимодействия с иными ведомствами и службами имеет своей целью повышение результативности и эффективности процедуры сбора налогов и иных обязательных платежей посредством:
- снижения числа сотрудников в инспекциях районного и межрайонного уровня, задействованных в реализации операций ввода и обработки данных [2];
- нацеленности деятельности работников налогового органа на аспекты процесса налогового администрирования, требующие непосредственного, личного контакта с налогоплательщиком;
- устранения текущего влияния ситуаций пиковой загруженности на работу инспекций (связанных с исчислением конкретных налогов не в течение длительного периода времени, а в относительно короткие сроки);
- повышения количественных и качественных показателей, которые непосредственно связаны с камеральными и выездными налоговыми проверками.
Можно сказать, что в последнее время имеется тенденция смещения центра тяжести по приему документов и обработке их в процессе документооборота в центры обработки данных (ЦОД), использующие технологии сканирования для воспроизведения в электронном виде информации с бумажной документации. Подобные меры, несомненно, повышают результативность и ускоряют работу территориальных инспекций ФНС.
В подразделениях ФНС для реализации подобных процессов используется и постоянно дорабатывается система АИС «Налог», которая разрешает проблемы сбора, ввода и обработки информационных ресурсов в территориальных инспекциях [4].
Развитие электронных сервисов стало одним из основных факторов, способствующих повышению качества налогового администрирования. ФНС России постоянно модернизирует существующие сервисы, а также разрабатывает и внедряет новые. Сейчас на сайте ФНС России размещено более 30 интерактивных сервисов [4], посредством которых налогоплательщики могут узнать часы работы своей налоговой инспекции, ее адрес, записаться на прием, найти необходимую информацию для исчисления налогов и оплатить их, проверить своих контрагентов, ознакомиться с вышеуказанными реестрами, зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и т. д.
Развитие системы оказания государственных услуг в сфере налогообложения физическим и юридическим лицам способствует превращению налоговой службы из фискального органа в сервисную компанию. Результатом таких преобразований должно стать укрепление положительного имиджа налоговых органов, ассоциируемых с гарантией предсказуемости, единообразия и последовательности налоговой политики государства, а также установление партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками при соблюдении баланса интересов каждой стороны.