Проблемы мотивации сотрудников

№122-1,

экономические науки

В статье рассмотрены мотивационные процессы и их значение в управлении производительностью труда; изучены основные стимулы для мотивации сотрудников; представлены факторы, ведущие к проблемам в системе мотивации; даны некоторые рекомендации руководителям предприятий по устранению этих проблем.

Похожие материалы

Проблемы мотивации сотрудников довольно хорошо исследованы, но недостатком является единое представление о мотивационных факторах организационного поведения. Связи с этим в данной статье рассмотрим особенности процессов мотивации сотрудников и факторы производительности труда, напрямую зависящие от этих процессов.

Для достижения целей предприятия атмосфера, царящая в коллективе, организованность сотрудников, следование в одно направление являются ценными ресурсами. Благодаря улучшению навыков персонала компания может ставить более глобальные цели, повысить эффективность и процветать.

Мотивация трудовой деятельности — это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации [1]. Причиной трудовой деятельности любого человека может служить удовлетворение потребностей, которые возможно оплатить определенными благами. Блага непосредственно зарабатывают работая: иные на себя, другие наемными сотрудниками. Важен процесс и результат получения благ. Основные мотивы сотрудника, побуждающие работать [3]:

  • стабильность и повышение заработной платы;
  • самовыражение, возможность быть услышанным, принятым;
  • хорошая рабочая атмосфера;
  • готовность передать опыт следующему поколению;
  • удобный рабочий график;
  • похвала и признание от начальства;
  • интерес к работе, развитие и др.

У каждого из нас разные взгляды на мир, и в силу этого разные ценности и ориентиры. Из-за этого чаще возникают проблемы с мотивацией. У отца, кормящего целую семью, и молодого холостого, желающего заработать капитал на свой стартап, разные мотивы. Скорее первый предпочтет стабильную заработную плату, когда как второй не прочь будет заработать побольше, чего бы этого ни стоило. Важнейшей проблемой при построении системы мотивации для руководителей является то, что персонал одного уровня имеет разные потребности, соответственно, мотивы. Для выявления потребностей сотрудников руководителю необходимо тщательно изучить их резюме, почаще обедать, ужинать в коллективе, поддерживать хорошие взаимоотношения.

Несмотря на разные потребности, работа, которую выполняет коллектив предприятия, объединяет всех сотрудников. Поэтому следует в первую очередь удовлетворить общие потребности, к ним относятся: взаимоотношения внутри коллектива, размер заработной платы и премии, саморазвитие каждого, карьерный рост, интерес. Успех реализации этих нужд для всех сотрудников является основополагающим фактором для производительной работы.

Если кто-то с кем-то не ладит в коллективе, возникают проблемы, которые впоследствии могут разделить коллектив на два лагеря. Именно поэтому руководству необходимо отслеживать взаимоотношения между сотрудниками, чтобы вовремя пресечь подобное явление. Предприятию необходимо вкладывать время и силы на создание благоприятной для работы атмосферы.

Предприятия в Российской Федерации, сохранившиеся со времен СССР, используют устаревшие модели системы мотивации работников. На сегодняшний день ведение бизнеса в экономике страны показывает недостаток в подкреплении труда сотрудников [2]. Материальное вознаграждение играет немаловажную роль для повышения производительности труда. Однако, когда это становится единственной стимуляцией, внутри коллектива возникает напряжение и как следствие атмосфера ухудшается. Каждый отвечает "сам за себя", нет общих целей. В итоге все приходит к тому, что возникает текучка кадров, в основном уходят те, кто не смогли заработать наравне с другими коллегами. Руководителю целесообразно анализировать работу подчиненных и отмечать хорошие результаты, при этом поддерживая атмосферу внутри коллектива на положительной стороне. Справедливое вознаграждение является одним из важнейших факторов мотивации.

Важно сформировать и поддерживать у коллектива чувство безопасности. Работники редко прилагают максимум усилий, не чувствуя себя защищенными. Чувство защищенности определяется не только уверенностью в наличии работы, но и ощущением уважения коллектива.

Список литературы

  1. Данилюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. / А. А. Данилюк. — Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Университета, 2015. — 304 с.
  2. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. С. Ю. Трапицына. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 314 с.
  3. Краковецкая И. В., Телегина И. П. Подходы к оценке мотиваций профессиональной деятельности работников высшей школы на основе инноваций / И. В. Краковецкая, И. П. Телегина // Вестник Томского государственного университета. — 2010.