Демотивация персонала: причины, факторы

№122-1,

экономические науки

В статье представлено определение "системы мотивации". Определены основные признаки демотивации персонала; задачи, возникающие перед руководством при возникновении демотивации сотрудников; факторы, ведущие к нерабочей системе мотивации; основные этапы проявления демотивации.

Похожие материалы

Механизм управления персоналом напрямую влияет на достижение предприятием намеченных целей. Итог этого процесса зависит от различных параметров, основной из которых является система мотивации.

Система мотивации — это то, что может предложить работодатель сотруднику взамен на выполнение работы качественно и в сроки. Демотивацию персонала чаще всего вызывает система мотивации, которая направлена на увеличение отдачи сотрудников без премирования (материальной и нематериальной) по результатам выполнения работы или с премированием, несоответствующего размера. Подобные проблемы с персоналом чаще возникают как следствие из-за некомпетентности руководителей в отношении системы мотивации.

Признаки демотивации сотрудников:

  • безответственное и безынициативное отношение к работе;
  • пребывание на рабочем месте как свободное времяпровождение.

Демотивация сотрудников поначалу может привести к смене настроения. Далее если негативная атмосфера продолжится, то это приведет к увольнениям по собственному желанию. Как правило, среди первых кто покинет, будут наиболее квалифицированные специалисты.

Если обнаружены первые признаки демотивации, перечисленные выше, то перед руководителем стоят следующие задачи:

  • установление причин демотивации сотрудников;
  • указание мер по их ликвидации;
  • создание стратегии по изменению системы мотивации в соответствии с выявленными недостатками в работе с персоналом.

Существуют две основные причины демотивации: материальное и психологическое недовольство.

Для указания мер по ликвидации причин демотивации следует начать с отправной точки ее возникновения. Отправной точкой чаще всего выступает период адаптации работника. Демотивационные признаки возникают и в период длительного пребывания. Также могут быть и другие случаи:

  • несоблюдение негласной договоренности;
  • неприменение потенциала работника, которые он сам ценит;
  • пренебрежительное отношение к идеям со стороны сотрудника;
  • отсутствие чувства причастности к компании;
  • отсутствие похвалы со стороны руководительского состава;
  • отсутствие перспективы карьерного роста.

Неверно составленная система мотивация является одним из главных признаков демотивации сотрудников. Такое возможно если в системе мотивации:

  • отсутствие систематизации;
  • существует только материальная стимуляция сотрудников, без нематериальной составляющей (поздравления на праздниках, сокращенные рабочи дни, оплата проездов, страховок, корпоративов, путевки в лагеря детям и т.д.);
  • нововведения в сфере мотивации не сопровождаются формулировкой ожидаемых результатов от персонала.

Во избежание демотивации персонала систему мотивации всегда нужно контролировать и улучшать, обновлять ее при постановке новых целей и задач.

Многие специалисты сходятся во мнении и выделяют следующие этапы проявления демотивации:

I-ый этап характерен тем, что у сотрудника начинается череда неудач на рабочем процессе, а он, в свою очередь, недоумевает в чем причина. Этот этап обычно наблюдается у новых сотрудников в период адаптации.

II-ой этап — раздражение работника, которого толком ничему не обучили, но требуют как с сотрудника с опытом на данной должности в этой компании.

III-ий этап — возникновение конфликтов между сотрудником и начальством, и как следствие — игнорирование замечаний. На этом этапе связь между руководителем и сотрудником окончательно обрывается.

IV-ый этап — для отдалившегося от руководства сотрудника единственно верным способом кажется уход с места работы.

Если отношения между сотрудником и начальством перешли на последний этап, то трудно будет удержать работника на рабочем месте. Поэтому руководству следует своевременно проводить оценку организации труда, затем создать атмосферу позитивного настроения, ведущей к максимальной продуктивности.

Список литературы

  1. Андреева Т.С. Почему уходят лучшие: проблема демотивации персонала // Управленец. 2009 г., №7, С. 30-32.
  2. Бахарев А. Факторы демотивации персонала. http://www.hrm.ru/faktory-demotivacii-personala-chast-i (дата обращения 20.12.2011)
  3. Критерии мотивирующей организации труда. URL: http://www.perefid.ru/index.php?categories=158&articles=1031 (дата обращения 4.02.2012)
  4. Модель демотивации персонала. URL: http://www.bikr.ru/informatsiya/kak_upravlyat_personalom/motivatsiya_na_razvitie_ /model_demotivatsii_personala_ (дата обращения 10.01.2012)
  5. Мотивация персонала. URL: http://www.hrjournal.ru/articles/research/research_788.html (дата обращения 20.02.2012)