Эволюция идей непрерывного образования: предпосылки формирования единой концепции, современное состояние, тенденции развития

NovaInfo 27, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Обзор развития системы непрерывного образования в России, предпосылки формирования концепции, современное состояние, взгляд в будущее - темы рассмотрения в данной статье. Концепция непрерывного образования представляется современной универсальной моделью, обладающей высокими компенсаторно-адаптивными возможностями, способной встречать вызовы дня сегодняшнего и динамично развиваться. Также рассматривается роль преподавателя как транслятора научного знания и ключевой фигуры всей системы образования.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИКА, ОПТИМИЗАЦИЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВЕБИНАР, КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ, РАННЕЕ РАЗВИТИЕ, ЛИНГВИСТИКА, ДВУЯЗЫЧНЫЙ, РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Текст научной работы

Идеи непрерывного образования, получившие широкое распространение в современном обществе, интегрированные в единую концепцию транснационального образования сегодня, содержат в своей основе взгляды на обучение всех предыдущих поколений. Здесь нет и не может быть точки отсчета; невыполнимой представляется задача абсолютно точно обозначить время возникновения в человеческом социуме идей обучения в течение всей жизни — они существуют столько, сколько существует человечество. Поэтому тезис о новизне идей непрерывного образования не соответствовал бы реальности. Обращение к прошлому, ретроспективный обзор наиболее известных литературных памятников, летописей, философских трудов, выражений народной мудрости лишь свидетельствуют о неоспоримости данного утверждения. Ретроспекция изречений народной мудрости, к примеру, доказывает следующее. Во всех языках мира сохранились крылатые выражения, пословицы, поговорки, равные таким как: «ученье — свет, а неученье — тьма», «век живи — век учись». Например, в немецком языке существует пословица: “Man kann nie genug lernen”. В английском языке мы находим следующее: “Live and learn!” Во французском языке обнаруживается вариант русской пословицы: “On s'instruit à tout âge”. И в испанском: “Siglo vive, siglo aprende”.

Подобные изречения служат наилучшим иллюстративным материалом и подтверждением осознания человеком издревле необходимости регулярного обновления и пополнения своих знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций.

Знания суть не сумма, но система; не сумма знаний, собранных воедино фрагментов отдельных понятий, теорий и гипотез составляют прочную базу человеческих представлений об окружающем мире, но система, иерархическая лестница, градация, структуризация их.

Попытки построить единую, универсальную в своей основе, открывающую равные возможности для каждого систему образования предпринимались человеком всегда, во все времена, фактически во всех государствах. Безусловно, действия, направленные к осуществлению создания универсальной концепции, работы по достижению практического воплощения основных провозглашаемых идей первоначально не могли быть согласованными, являлись скорее разрозненными ввиду отсутствия единой выработанной межгосударственной стратегии. И также сложным было бы даже попытаться определить начало структурных преобразований в данной области — до наших дней дошли лишь официальные даты открытия, например, первых народных школ, профессиональных училищ, центров, мастерских, библиотек, читален в России. Однако стоит предположить, что многочисленные факты создания подобных учебных заведений, профессиональных и культурных центров не были зафиксированы в исторических источниках; соответственно утеряна возможность достоверно установить первопроходцев, основоположников, сподвижников идей непрерывного образования, обучения формального, неформального, информального, образования взрослых, обучения в течение всей жизни (lifelong learning ).

Таким образом, неоспоримым представляется утверждение, что необходимость передачи знаний следующим поколениям и непрерывного усовершенствования себя как личности и как профессионала — поскольку существенное, идущее зачастую резкими скачками обновление знаний происходит гораздо быстрее эстафет поколений — понимается человеком на протяжении всей истории человечества.

Равно и попытки создания единой концепции образования, универсальной по своей сути, охватывающую не широкие слои населения, но все слои населения, как указывалось выше, предпринимались постоянно и всюду. Рост грамотности населения, непрерывное появление новых форм обучения, форм информирования населения, технологий, ведущих к стремительному развитию коммуникации и предоставлению равных возможностей каждому в XIX-XXI вв., обусловили формирование, становление и развитие первых разрозненных поначалу образовательных стратегий, государственных систем образования, структур, форм обучения, таких как домашнее обучение, народные школы, квалификационные курсы, постдипломное образование, курсы повышения квалификации, курсы переподготовки и перепрофилирования работающих специалистов, обучение при помощи компьютерных программ, заменяющих учителя либо дублирующих его роль, дистанционное образование и т. д.

Все эти разобщенные, отдельные, разрозненные единицы национальных систем образования постепенно становились частями единого целого, способствовали выработке основных принципов и положений всеобъемлющей транснациональной концепции непрерывного образования, выросшей из давних представлений и понимания человеком необходимости и регулярного обновления и пополнения своих знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций, и совершенствования себя как личности.

Формирование единой транснациональной концепции, в свою очередь, способствовало улучшению культурного, социального, экономического взаимодействия стран, провозгласивших принятие концепции непрерывного образования, учения в течение всей жизни доминирующей моделью, эффективному разговору культур, развитию и усовершенствованию кросс-культурной коммуникации, коренным изменениям самого представления об образовании — не как об учебе, завершающейся по получении диплома, но как о непрерывном совершенствовании человека себя как профессионала и как личности.

В итоге рассматривавшиеся прежде скорее как философские идеи учения в течение всей жизни образовали единый стандарт, включив в себя все существовавшие ранее отдельные единицы национальных систем образования, скоординировав и определив место и значение каждой из них в единой и понимаемой ныне как преобладающая транснациональной концепции непрерывного образования (life-lerning education).

Экзистенциальная ретроспекция доминирующих моделей поведения человека в социуме подтверждает и известную идею о том, что преемственность знаний поколений не всегда движется по нисходящей — от родителей к детям; не родители детям, а, напротив, дети родителям помогают осваивать, к примеру, новые компьютерные программы, разнообразные современные технические новинки, гаджеты и девайсы. Модель поведения, передачи знаний по восходящей, человеческих взаимосвязей здесь вполне сопоставима с моделью поведения, скажем, начала XX в., в эпоху ликбеза в СССР — ликвидации безграмотности населения, проводимой правительством, когда дети помогали выполнять упражнения по русскому языку, математике родителям, не получившим образования в свое время. Давность порядка сотни лет — и модель поведения, человеческих взаимосвязей, передачи знаний, умений, навыков, компетенций по сути своей идентична сегодняшней. Что, однако, неудивительно, поскольку каждое новое поколение должно быть лучше предыдущего: грамотнее, прогрессивнее, социально и экономически активнее, образованнее. В этом залог развития цивилизации, базовое условие эволюции человека.

Естественное движение вперёд, связь знаний, существующая в объективном мире, преемственность культурных традиций, норм жизненного поведения, взаимосвязь ступеней познания — отражение требований уже сегодняшнего дня, а не реалий далекого будущего.

Если подрастающие ребята с самого раннего возраста понимают необходимость соответствовать всё повышающимся планкам норм профессиональной грамотности, равно как и социального поведения, культуры межличностного общения, например, политкорректности, кросс-культурной коммуникации, это может оказаться для них весомым преимуществом. Не останавливаться в своем личностном и профессиональном росте, совершенствовать свои знания, умения, навыки, профессиональные компетенции в течение всей жизни и составляет в действительности постижение смыслов, исходных, базовых тезисов всей современной системы обучения, принятой сегодня во многих странах мира, в том числе в России.

Если прежде система формального образования предполагала включение главным образом таких составляющих, как общеобразовательная школа, среднее специальное учебное заведение (профессиональное учебное заведение среднего профессионального образования — училище, колледж, техникум), высшее учебное заведение, то на сегодняшний день перечень значительно пополнен; согласно концепции непрерывного образования обучение начинается не с первого класса общеобразовательной школы, но с детского сада, и вбирает в себя все пути и варианты получения знаний: формальный, неформальный, информальный.

Они, в свою очередь, включают в себя разнообразные опции, формы, схемы, варианты получения образования, в том числе новые и новейшие, среди которых учреждения дополнительного образования, разветвленная сеть развивающих центров, семейных клубов, в том числе раннего развития, домашнее обучение, равно как и дистанционное образование, вебинары, открытые лекции образовательных центров, университетов, и т. д.

Отдельно отметим, что включение малышей ясельного возраста в активное обучение согласно принципам раннего развития открытием также не может быть названо по причине наличия опыта предыдущих поколений. Например, раннее обучение малышей иностранным языкам представляется, несмотря на конфликты интерпретаций, вполне обоснованным ввиду наличия многовекового опыта двуязычных семей, в которых дети воспринимают своё умение говорить на двух языках как естественную реальность. Сегодня разрабатывается множество программ раннего обучения иностранным языкам для детей не из двуязычных семей, где предусматривается структура, система занятий, принимается во внимание занятость родителей, которые должны присутствовать на занятиях; некоторые из подобных курсов существуют в формате школ выходного дня, другие — в формате ежедневных курсов.

Необходимо также отметить, что разработка и развертывание новых видов приобретения знания, равно как и фактическое устранение возрастных ограничений не могут не являться в некотором смысле провокативными, сложно говорить об их однозначной применимости к реалиям природного и социокультурного мира. Идеи раннего развития малышей, например, поддерживаются не всеми воспитателями, родителями и вызывают волну дискуссий в научном мире. Это тема отдельного исследования; однако в данной статье мы не могли обойти вниманием стремительное распространение идей и центров раннего развития как практического воплощения этих идей в рамках дополнительного обучения в системе непрерывного образования.

Таким образом, идеи раннего развития малышей, опирающиеся на опыт предыдущих поколений, не могут обозначаться как безусловно новаторские. Если для примера еще раз обратиться к модели раннего обучения детей иностранным языкам, то не только упомянутый выше многовековой опыт двуязычных семей свидетельствует о пользе раннего ознакомления с иноязычной речью. Практика найма воспитателей-иностранцев для обучения и воспитания своих детей, поощрения взрослыми ведения диалогов детьми на одном из иностранных языков существовала в России с незапамятных времен и существует по сей день.

Помимо того, и реалии сегодняшнего дня мотивируют родителей к раннему обучению детей — среди вызовов миграционный, туристический, коммуникационный, многие прочие. Поскольку речь реализуется преимущественно в устной форме в ситуации неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном взаимодействии партнеров коммуникации, чем раньше начать погружать ребенка в иноязычную среду, чем раньше ребенок сможет выражать свои мысли и изъясняться на иностранном языке, тем лучше, полагают многие родители, воспитатели, разработчики программ раннего лингвистического развития. Еще раз отметим, что раннее лингвистическое развитие понимается сегодня как одна из составляющих всеобъемлющей транснациональной, межгосударственной универсальной концепции непрерывного образования, учения через всю жизнь.

В докладе бывшего министра образования Франции Эдгара Фор (Edgar Faure) говорится: «Мы рассматриваем понятие непрерывного учения скорее даже не как систему образования, а как философский принцип, применяемый в организации обучения».

Мы можем говорить и о том, что в дошедших до наших дней литературных источниках находятся многочисленные сообщения, заверяющие существование и развитие идей непрерывного образования, пусть даже не называемых именно так. Ввиду бесчисленности и разнообразия подобных источников невозможно упомянуть их все в данной статье, ограничимся здесь лишь отсылкой к трудам корифеев русской литературы, наиболее ярко освещавших в своих произведениях проблемы непрерывного, как сегодня бы их назвали, обучения и воспитания — Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, Л. Н. Толстого, М. Зощенко, М. Горького.

В современном информационном пространстве проблема своевременного получения, обновления и пополнения знаний становится все более актуальной, диктуемой социокультурными, экономическими, общественно-политическими вызовами сегодняшнего дня.

Расширение возможностей и путей получения образования способствует реализации ключевых задач, в том числе:

  • подготовке, переподготовке и перепрофилированию специалистов с учетом меняющихся, уточняющихся, повышающихся требований рынка труда к знаниям, умениям, навыкам, профессиональным компетенциям;

  • демократизации общества и рынка труда;

  • оптимизации условий труда;

  • предоставлению равных возможностей для каждого.

Уровень профессиональной подготовки специалистов, с одной стороны, и уровень личностного развития каждого, с другой стороны, определяют влияние общества на экономику, задают социальный вектор развития; образование должно быть готовым меняться столь же быстро, как и современные технологии, и своевременно предлагать компенсаторно-адаптивные модели обучения в рамках концепции непрерывного образования.

В этой связи нельзя не отметить особую роль преподавателя как транслятора научного знания и как ключевой фигуры системы образования в целом.

Как путешественник, попавший в незнакомый город или страну, прибегает к помощи справочника-путеводителя, так и учащийся прибегает к помощи разнообразных форм образования, стремясь совершенствовать свою профессиональную подготовку. Задачи преподавателя многообразны и фактически бесчисленны, перечислим здесь только основные:

  • предоставлять учащемуся все возможные варианты обучения,

  • укреплять мотивацию учащегося к получению знаний, умений, навыков, профессионаьных компетенций,

  • способствовать успешному освоению им знаний,

  • задавать направление самообразования учащегося,

  • обозначать способы и методы систематизации знаний, обновления и пополнения знаний.

С другой стороны, вопрос, кто в большей степени способствует культурному становлению личности, школа или семья, так и остается открытым; однако влияние преподавателя на становление и развитие личности трудно переоценить.

Преподавателю сегодня приходится быть на шаг впереди; разрабатывать программы, востребованные реалиями требований современного рынка труда, принимать во внимание появление все новых и новых возможностей и путей обучения, равно как и быть готовым к стремительному устареванию разрабатываемых программ — то, что считается новым словом сегодня, завтра может оказаться общеизвестно и старо как мир.

Преподавателю приходится учитывать и базовый уровень подготовки своих учеников; базовый уровень зачастую является основным препятствием для обучения.

Базовый уровень, исходные и профессиональные знания, и общекультурный уровень учащихся нередко является причиной конфликта задач и условий для их реализации. Например, базовый уровень лингвистической подготовки учащихся всех возрастов в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Что ведет к неизбежному конфликту задачи обеспечить лингвистическую подготовку учащегося и его исходных возможностей.

Предусматривать возможные проблемы разрабатываемых программ — также в портфеле задач преподавателя. Современные пути решения обозначенных задач включают в себя использование новейших технологий обучения. Например, такие формы обучения, как дистанционное образование, вебинары, открытые лекции — помощники и преподавателю, и ученику.

Несомненными преимуществами дистанционных технологий можно считать охват учащихся, несопоставимый с количеством слушателей в обычных условиях, равно как и возможность выбора времени обучения, свободный график занятий и включения.

Недостатками подобных технологий можно назвать нередкую недостаточность взаимодействия всех слушателей, например, вебинара, а также тот же свободный график, который, таким образом, может считаться и преимуществом, и недостатком одновременно. Недостатком — поскольку мотивация учащегося к фактически самостоятельной работе, к относительно самостоятельному изучению предмета представляет собой отдельный вопрос.

Влияние на осознание учащимся той простейшей мысли, что он учится для себя, а не для родителей, воспитателей и учителей, не для формальных галочек, а для своего успешного настоящего и будущего, разъяснение и регулярное напоминание этого правила также входит в задачи не только родителей, но и преподавателей.

Сами по себе вызовы сегодняшнего дня могут мотивировать учащегося, способствовать осознанию им необходимости непрерывно совершенствоваться как личность и как будущий специалист (в рамках школ выходного дня, курсов и школ для юниоров, например); но в один из аспектов работы преподавателя входит также умение современно и интересно преподносить информацию, использовать все имеющиеся возможности технологии, заинтересовывать своих учеников вопросами по предмету, мотивировать их к познавательной и научной деятельности.

Таким образом, задачи преподавателя многообразны и многочисленны, его роль в системе образования и воспитания мыслящей, культурно-духовной личности трудно переоценить. Преподаватель сегодня в буквальном смысле работает на опережение, непрерывно разрабатывая все новые и новые программы — реалии сегодняшнего дня показывают не только растущую потребность в высококвалифицированных специалистах, но и закрытие вакансий для работников, владеющих достаточными какое-то время назад, но недостаточными ныне и завтра знаниями умениями и навыками. Прежде всего, безусловно, применительно фактически к любой специальности и специализации необходимо упомянуть необходимость компьютерной грамотности, знания одного иностранного языка как минимум, и т.д.

Интеграция Европы, принятие Болонской декларации, создание единого экономического пространства подразумевает и разработку единых требований, подчас довольно высоких, к знаниям, умениям и навыкам нанимаемых специалистов.

При недостаточности либо устаревании знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций работающие специалисты также обращаются к курсам компенсаторно-адаптационного обучения, предлагаемым в системе непрерывного образования — компенсаторно-адаптационная функция непрерывного образования по праву признаваема как одна из определяющих.

Концепция учения на протяжении всей жизни служит, таким образом, и культурно-духовному развитию личности, и профессиональному, вбирает в себя все варианты и пути обучения, воспитания, образования, признается востребованной обществом и актуальной на сегодняшний день. Концепция непрерывного образования понимается ныне как единственно реальная, универсальная, способная встречать требования дня, всеобъемлющая, не имеющая равных концепция будущего.

Научно-практические конференции, затрагивающие проблемы непрерывного образования, образования взрослых, дистанционного обучения, форм экстерната, ускоренного обучения, технической модернизации и современному оснащению учебных заведений, здоровьесберегающих технологий, способствуют уточнению социального заказа, разработке единых программ и стандартов обучения в системе непрерывного образования.

Золотые зерна научного знания, передаваемые из поколения в поколение, непрерывно обновляемые и пополняемые, составляли и составляют базис производительных сил общества и основу социально-экономических, политических явлений, опору для развития промышленности, межгосударственных связей, транснационального образования, эффективной кросс-культурной коммуникации.

Читайте также

Цитировать

Кузнецова, О.В. Эволюция идей непрерывного образования: предпосылки формирования единой концепции, современное состояние, тенденции развития / О.В. Кузнецова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2565 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться