Человеческий капитал в условиях высшего образования

NovaInfo 77, с.202-205, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Рассмотрена проблема формирования и развития человеческого капитала. Большое внимание уделено ретроспективному анализу обоснования значимости инвестиций в образование. Показан особый взгляд на процессы формирования, привлечения, использования, вовлечения, развития, удержания и высвобождения человеческих ресурсов. В современных условиях для организаций, работающих в системе высшего образования, это достаточно актуальный вопрос, так как любой университет должен уметь подстраивать имеющийся человеческий потенциал под изменения, происходящие на глобальном рынке образовательных услуг. Раскрываются вопросы формирования человеческого капитала в сфере образования. Рассматриваются основные проблемы сферы образования в РФ, важнейшие направления ее реформирования, даются рекомендации для повышения эффективности и качества человеческого капитала через реформирование сферы образования. Выявлена и обоснована значимость высшего образования в развитии человеческого капитала.

Ключевые слова

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Текст научной работы

Современный человеческий капитал — важный фактор развития, который неразрывно связан с человеком. Он формируется под воздействием вложений в воспитание, здоровье, образование и другие сферы развития человеческой натуры.

Актуальность вопроса человеческого капитала в условиях высшего образования РФ объясняется тем, что в условиях современной и высокоразвитой экономики сфера национального производства и сфера услуг не обходятся без образованных и высоквалифицированных работников, от которых зависит развитие государства в долгосрочной перспективе.

Образование, являясь важной функцией, составляет одно из условий существования общества. Оно обеспечивает выработку норм и правил, преемственность и систематизацию знаний, умений, навыков и опыта, накопленного человечеством за историю существования, а также возможность использования этих компонентов в профессиональной деятельности. Образование позволяет развивать потенциал, дающий обществу прогрессировать в различных сферах, в том числе в экономической.

Доказано, что образование — основная среда формирования человеческого капитала. Значимость образования обуславливается растущей ролью технологий и инноваций при снижении роли материального производства. Именно высшее образование подготавливает высококвалифицированных специалистов, которые должны принимать нестандартные решения, быстро подстраиваться к изменениям на рынке труда, генерировать новые инновационные идеи и т.д.

Однако в системе образования РФ, несмотря на то, что созданы все условия для непрерывного образования, посредством реализации различных дополнительных программ, возможности двойного образования и получения практического опыта во время учёбы, существует много проблем, препятствующих воспитанию интеллектуального ресурса, а именно:

  • Увеличение стоимости образования;
  • Расширение масштабов предоставления платного высшего образования;
  • Преобладание гуманитарного направления обучения;
  • Необходимость реформирования системы финансирования ВУЗов;
  • Низкая оплата труда преподавателей.

Эти многочисленные проблемы обусловлены тем, что происходит недостаточное финансирование системы образования, низкой заработной платой педагогов и связанный с этим отток квалифицированных кадров в коммерческие учреждения, это приводит к снижению количества и качества образовательных услуг.

В связи этим большое значение имеет финансирование системы образования из бюджета, а так же повышение статуса педагога, так как уровень и качество знаний зависят от качества условий труда, определяющихся уровнем заработной платы и оптимальной загрузкой.

Источником финансирование в сферу образования и науки РФ может стать приток бюджетных и частных инвестиций. Как было выяснено, человеческий капитал зависит от инвестиций, их рост приведет, не только к росту человеческого капитала, но и к росту всего человеческого потенциала страны.

Совокупность всех структурных элементов, а именно организационный, потребительский и человеческий капиталы и интеллектуальная собственность, образующих интеллектуальный капитал формируют главный результат деятельности вузов — выпускника, будущего специалиста, бакалавра, магистра и т.д.

Научно-педагогический персонал вуза повышают стоимость своего выпускника (его интеллектуального капитала), увеличивают его будущую оценку на рынке высококвалифицированного труда, путем создания и наработки новых знаний и передачи их будущим специалистам, а так же, стимулируя дополнительный рост совокупного дохода общества.

Постепенное изменение объёма рынка образовательных услуг и реформирование системы высшего профессионального образования приводят к необходимости выбора стратегий развития университетов, призванных повысить их результативность. При этом стратегия управления человеческим капиталом является важной составляющей общей стратегии развития вузов.

Таким образом, приоритетными направлениями в этой области должны являться:

  • Мониторинг характеристик человеческого капитала;
  • Целенаправленный характер реализуемых программ развития профессорско-преподавательского состава;
  • Оптимизация численности и структуры персонала;
  • Целевой подход к выбору и найму персонала на основе многоуровневой системы оценки претендентов на вакантные должности;
  • Использование системы мотивации.

Читайте также

Список литературы

  1. Седова Т.В. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ПЕРСОНАЛА УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ/ Седова Т.В. // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистрантов Института управления в экономических, экологических и социальных системах ЮФУ. Под редакцией доктора технических наук, профессора В.В. Петрова: «Общество, культура, наука: проблемы конвергентного развития» Ростов-на-Дону – 2014. – С. 89-96.
  2. Седова Т.В. Интеллектуальный капитал, как основа формирования организации в экономике знаний. // Креативная экономика,2012. - N2. - с. 3 - 10.
  3. Сундукова, Г. М. КАК СОХРАНИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВУЗОВ/ Г. М. Сундукова // Вестник университета (ГУУ) – № 6 – 2015. – С. 289–292.
  4. Форрестер С. В. Сущность, формирование и роль человеческого капитала в экономике знаний/ Форрестер С. В. // Интернет-журнал «Науковедение» Том 7, №3(2015) [Электронный ресурс], – http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3

Цитировать

Седова, Т.В. Человеческий капитал в условиях высшего образования / Т.В. Седова, А.А. Плужникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 77. — С. 202-205. — URL: https://novainfo.ru/article/14568 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться