Криминалистическая профилактика предупреждения дорожно-транспортных происшествий

№77-1,

юридические науки

В статье анализируются причины дорожно-транспортных происшествий и профилактические шаги по их предупреждению, как одной из задач государственной программы по повышению безопасности дорожного движения.

Похожие материалы

Для разработки конкретных мер по предупреждению преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации автотранспорта необходимо анализировать причины, вызывающие автодорожные происшествия (далее ДТП).

За восемь месяцев 2017 года в Российской Федерации произошло 133 203 ДТП, в результате которых погибли 16 600 человек, среди них детей 582, а 168 146 человека получили ранения различной тяжести [4]. Основной причиной ДТП является нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения (около 85 %). Средний возраст виновных — до 25 лет и более 65 лет, когда практические навыки вождения начинают утрачиваться. Из них 12 326 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. За прошедший год погибло 846 детей, а 20 869 детей получили ранения [3, с. 118].

«За 8 месяцев 2017 года в Чувашии зарегистрировано 865 дорожно-транспортных происшествий (снижение на 3,9%), в которых погибли 95 человек (снижение на 16,7%), ранено 1096 человек (снижение на 5,8%). Основными видами ДТП остаются столкновение (41,1% от общего количества происшествий), наезд на пешехода (32%), опрокидывание (8,3%), наезд на препятствие (4,6%)»[5].

По данным медицинской статистики, смертность от травм, полученных при ДТП, среди мужчин трудоспособного возраста почти втрое выше, чем среди женщин. В каждом восьмом ДТП погибает или получает увечья ребенок. Проведенный мониторинг показал, что максимальный уровень травм у детей регистрируется во время школьных каникул. У взрослых он связан с состоянием дорог и неблагоприятными погодными условиями.

Российский порядок учета количества погибших в ДТП многие годы был основан на семидневном правиле, слегка «улучшавшем» национальную статистику: если участник ДТП умирал в больнице на восьмой день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. В некоторых (наиболее аварийных) странах пользуются еще более брутальной нормой «sur place»: погибшим в ДТП там считают только того, кто скончался непосредственно на месте аварии. С начала 2009 г. отечественный порядок был приближен к международно-принятым нормам: погибшим стал считаться участник ДТП, умерший не позднее 30 дней после аварии [2].

В широком смысле слова профилактическая работа по предупреждению автопроисшествий включает все возможные мероприятия, имеющие целью повышение безопасности движения. Среди них можно выделить:

1. Меры, относящиеся к объективным условиям движения транспорта:

  • улучшение состояния проезжей части дорог и проездов, своевременный ремонт пути и т.д.;
  • реконструкция трудных участков, ликвидация перекрестков путем строительства пересечений на разных уровнях;
  • устройство подземных или надземных переходов, ограждений и т.п.;
  • совершенствование системы регулирования уличного движения, отвод интенсивных транспортных потоков за пределы жилых кварталов, устройство ограждений, островков безопасности и т.д., совершенствование дорожной сигнализации;
  • совершенствование конструкции транспортных средств, устранение тех или иных конструктивных недостатков, могущих явиться причиной автодорожных происшествий; — повышение надежности и долговечности механизмов автомобиля, особенно таких, как рулевой, тормозной механизмы, ходовая часть, освещение.

По материалам расследования органы ГИБДД и следственные органы в результате тщательного анализа вносят в соответствующие государственные инстанции конкретные предложения по улучшению объективных условий движения. Отметим, что перечисленные мероприятия часто требуют больших капиталовложений и времени, но обладают большой эффективностью;

2. Меры воспитательного характера как среди водительского состава, так и среди населения:

  • разбор случаев нарушения трудовой дисциплины работниками транспорта на общих собраниях коллективов парков, депо, гаражей;
  • показательные судебные процессы на местах;
  • систематический контроль автоинспекции за техническим состоянием транспорта и подготовкой водительского состава;
  • использование СМИ для показа тяжелых последствий, к которым приводят нарушения правил безопасности движения;
  • использование кино для пропаганды безопасности движения;
  • широкое ознакомление населения с правилами, обеспечивающими безопасность движения;
  • организация занятий и бесед в школах и других учебных заведениях по изучению правил движения и обязанностей пешеходов на улицах и дорогах;
  • массовое привлечение общественности для контроля за соблюдением пешеходами и водителями правил уличного движения.

На государственном уровне в целях безопасности дорожного движения принята государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [1].

Одна из задач Государственной программы — повышение безопасности дорожного движения. Для решения задачи, направленной на снижение смертности и травматизма в результате ДТП, в том числе за счет реализации федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг., предназначена задача — «Повышение эффективности выполнения специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения».

В комплексе с мероприятиями федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» реализация подпрограммы направлена, в том числе и на сокращение числа погибших в ДТП.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Собрание законодательства РФ. 05.05.2014. № 18 (часть IV). Ст. 2188.
  2. Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 859 «О внесении изменений в Правила учета дорожно-транспортных происшествий» // Российская газета. № 245. 28.11.2008.
  3. Маркелов А.Г. Особенности квалификации и предмета доказывания по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях по законодательству России / В.А. Купцов, А.Г. Маркелов // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 1 (27). С. 117-121.
  4. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. http://www.gks.ru/
  5. С начала 2017-ого года в Чувашии в ДТП погибли 95 человек // http://www.cheboksary.ru/crimen/78505_s_nachala_2017-ogo_goda_v_chuvashii _v_dtp_pogibli_95_chelovek.htm