Наказание студентов за академическое мошенничество, опыт зарубежных университетов

№78-1,

педагогические науки

Наказания российских студентов за нарушение учебной дисциплины не проработаны на случаи академического мошенничества. В статье приводится обзор наказаний за академическое мошенничество, которые используются в зарубежных университетах. Отдельные шкалы наказаний разработаны за мошенничество с письменными работами и на экзаменах. Такой опыт был бы полезен и российским университетам.

Похожие материалы

В российских ВУЗах студенты за нарушение учебной дисциплины получают наказание в виде замечания, выговора или отчисления. Применение этих наказаний не достаточно конкретизировано в случаях академического мошенничества, т.е. списывания на экзамене, найма гострайтеров для выполнения учебных заданий и т.д. Преподаватели на практике периодически встречаются со случаями мошенничества студентов, поэтому было бы полезно ознакомиться с развитой шкалой наказаний за академическое мошенничество, действующей в зарубежных университетах.

В брошюре британского Manchester Metropolitan University (MMU, 36000 студентов) «Procedure for Handling Academic Misconduct» [1] подробно описаны наказания за академическое мошенничество для бакалавров, магистров и аспирантов. В Таблице 1, в качестве примера, приведены наказания для бакалавров за нарушения в письменных работах, здесь КМ — контрольное мероприятие, т.е. контрольная работа, защита лабораторной работы, реферат, эссе и т.д.

Таблица 1. Наказания в MMU за мошенничество в письменных работах

Проступок

Наказание

Первое нарушение. Плагиат и работа третьих лиц составляют менее 20 % выполненного задания

Запись в личном деле.

1 курс: Оценка КМ не понижается.

Последующие курсы: За КМ начисляют 40 % набранных баллов

Первое нарушение. Плагиат и работа третьих лиц составляют более 20 % выполненного задания

Запись в личном деле. Оценка КМ — 0 баллов без права пересдачи

Второе нарушение с любой степенью использования плагиата и работы третьих лиц

Запись в личном деле. Оценка КМ — 0 баллов без права пересдачи

Последующее нарушение с любой степенью использования плагиата и работы третьих лиц

Запись в личном деле. Оценки всех КМ, ранее полученные в семестре, обнуляются. За все последующие КМ семестра учитываются 40 % от набранных баллов

В Таблице 2 приведены наказания за мошенничество во время экзаменов у бакалавров.

Таблица 2. Наказания в MMU за мошенничество на экзаменах

Проступок

Наказание

Первое нарушение.

Запись в личном деле. За экзамен начисляется 0 баллов без права пересдачи

Второе нарушение за весь период обучения.

Запись в личном деле. За модуль начисляется 0 баллов.

Любое последующее нарушение за весь период обучения.

Запись в личном деле. Оценки за все модули, ранее полученные в семестре, обнуляются. За все последующие модули семестра учитываются 40 % от набранных баллов

Экзамены в западных ВУЗах проводят, как правило, письменно. Студенты отвечают на вопросы билетов, решают задачи под присмотром специальных сотрудников, прокторов, следящих за порядком в аудитории. После экзамена преподаватели оценивают письменные ответы студентов. Курсы, изучаемые студентами в зарубежных университетах, менее объемные, чем в российских ВУЗах. Например, дисциплина «Электротехника» в российском ВУЗе изучает и цепи постоянного тока, и цепи синусоидального тока, и переходные процессы, и электрические машины, и т.д. В иностранных ВУЗах тот же материал разбит на несколько менее объемных модулей (unit) со своими контрольными мероприятиями. После консультации с тьютором студент обычно выбирает для изучения 16 — 18 модулей в семестр.

В MMU отчисляют студентов и приостанавливают обучение на срок до года, но не в качестве наказания за мошенничество на экзаменах или с письменными работами, а в связи с академической неуспеваемостью. Студенты возмещают университету материальный ущерб, если он возникает вследствие мошенничества.

В Georgia Institute of Technology (Georgia Tech, Атланта, США, 25000 студентов) шкала наказаний за академическое мошенничество проще [2], чем в MMU, здесь не подсчитываются проценты плагиата (Табл.3):

Таблица 3. Наказания в Georgia Tech за академическое мошенничество

Проступок

Наказание

Первое нарушение.

Запись в личном деле. Контрольное мероприятие проводится повторно

Второе нарушение за весь период обучения.

Запись в личном деле. За модуль начисляется 0 баллов. Приостановка обучения как минимум на семестр

Любое последующее нарушение за весь период обучения.

Запись в личном деле. За модуль начисляется 0 баллов. Приостановка обучения как минимум на год или отчисление

В University of South Africa (UNISA, Претория, ЮАР, 350000 студентов обучаются дистанционно) за академическое мошенничество студент платит штраф, его обучение приостанавливается на срок 1 — 5 лет [3]. Как правило, величина штрафа равна стоимости модуля, на котором произошло нарушение, примерно 1000 рэндов (80 долларов США).

В Anadolu University (Эскишехир, Турция, 30000 студентов обучаются очно, 2690000 — дистанционно) студент, уличенный в мошенничестве на экзамене, приостанавливает учебу в течение семестра [4].

Приведенные примеры наказаний за академическое мошенничество показывают, что администрация ВУЗа при желании всегда может воздействовать на студентов в нужном направлении. Отметим, что наказания применяют не автоматически, а после разбора каждого нарушения компетентной комиссией во главе с деканом [1 — 4]. При принятии окончательного решения учитываются сопутствующие обстоятельства и поведение студента: признал вину, раскаялся, всё отрицает, агрессивен и т.д. Например, в UNISA [3] у 84.8 % виновных в мошенничестве на экзамене обучение приостанавливается на минимальный срок 1 год и только для 3.2 % на 5 лет.

Администрации российских ВУЗов без крайней необходимости стараются не отчислять студентов, т.к. и бюджетное и внебюджетное финансирование является подушевым. Отчисленные студенты в большинстве случаев имеют право продолжить образование, может быть и в менее престижном университете. На сайте Организации Экономического Сотрудничества и Развития (Organization for Economic Co-operation and Development, OECD) [5], в разделе Graduation rate приведен процент первокурсников, которые в итоге получают диплом о высшем образовании, хотя бы и через годы после поступления в ВУЗ, в различных странах OECD. В таблице 4 эта информация представлена для стран с наименьшим и наибольшим значениями параметра, России и стран, обучение в которых популярно в России.

Таблица 4. Доля первокурсников, получающих высшее образование

Стана

Показатель в %

Люксембург

24.5

Германия

38.7

Великобритания

44.2

Среднее по OECD

50.5

США

54.9

Россия

84.9

Судя по данным из Таблицы 4 в России или учиться в университетах легче, чем в других странах OECD, или российские студенты более способны к обучению.

В разделе Adult education level содержится информация о процентной доле лиц с высшим образованием среди населения в возрастной группе 25 — 64 лет в странах OECD, часть этой информации приведена в таблице 5.

Таблица 5. Доля лиц с высшим образованием среди взрослого населения

Стана

Показатель в %

Мексика

16.8

Германия

28.3

Среднее по OECD

35.7

США

45.7

Великобритания

46.0

Россия

51.26

Канада

56.3

Успешная работа российских ВУЗов позволяет иметь образованную рабочую силу, потенциально более квалифицированную, чем в большинстве стран.

Выводы

Используемая в иностранных университетах шкала наказаний за академическое мошенничество позволяет эффективно с ним бороться. Этот опыт полезен для российских ВУЗов.

Даже и без использования зарубежного опыта борьбы с академическим мошенничеством студентов отечественные университеты имеют хорошие показатели по сравнению с ВУЗами других стран OECD.

Список литературы

  1. Manchester Metropolitan University. Procedure for Handling Academic Misconduct. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mmu.ac.uk/academic/casqe/regulations/assessment/docs/academic-misconduct.pdf (дата обращения: 29.01.2018).
  2. Georgia Institute of Technology. Academic Misconduct Sanctioning Model. - [Электронный ресурс]. - URL: http://facultygovernance.gatech.edu/ASAFGF2014-042214-A-Attach3e.pdf (дата обращения: 30.01.2018).
  3. Mokula D., Lovemore N. Forms, factors and consequence of cheating in university examination: insight from open and distance learning students // Turk-ish Online Journal of Distance Education. 2014. vol.15, №4. C. 259-280.
  4. Anadolu University. Examination Rules and Procedures. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.anadolu.edu.tr/en/open-education/examinations-2/examination-rules-and-procedures (дата обращения: 30.01.2018).
  5. Education – OECD – Data. - [Электронный ресурс]. - URL: https://data.oecd.org/education.htm (дата обращения: 1.02.2018).