Противодействие академической нечестности студентов на экзаменах

№41-2,

педагогические науки

Академическая нечестность студентов - списывание на экзаменах, заказ курсовых работ, рефератов и т.д. - сегодня широко распространена за рубежом, иногда встречается в нашей стране. Академически нечестные студенты пытаются списать на экзаменах. При этом могут использоваться и достижения современной техники. В этой статье автор делится опытом проведения экзаменов по электротехнике в условиях, когда часть студентов пытается списывать, используя современные технические средства

Похожие материалы

Введение

Академическая нечестность студентов (academic dishonesty) - списывание на экзаменах, заказ контрольных, курсовых работ, рефератов и т.д. - сегодня достаточно широко распространена за рубежом [1, 2], иногда встречается в нашей стране [3, 4], и не осуждается самими студентами [1, 5].

Составной частью обучения в высшей школе является периодическая проверка знаний студентов на экзаменах и зачетах. На экзаменах академическая нечестность студентов проявляется в попытках списать. При этом могут использоваться и достижения современной техники.

В Британских университетах, где образование традиционно считается престижным у наших соотечественников, половина студентов рассчитывает списать на экзаменах [1].

Британский студент списывает на экзамене

Рис.1. Британский студент списывает на экзамене [1].

В университетах Великобритании в 2009 – 2010 г.г. зафиксировано более 17000 случаев мошенничества студентов во время учебы: списывание, плагиат, покупка контрольных и рефератов и т.д. [2].

В финансовом университете при правительстве РФ [4] более 75 % студентов одобрительно относятся к списыванию на экзаменах, а 6.3 % считают, что списывание не снижает качества приобретаемых знаний. Опрос [4] показал, что списывают на экзаменах 20 – 87.5 % студентов в зависимости от факультета, в среднем по вузу – 60.4 %. Как показывают различные исследования число студентов, мошенничающих во время учебы, постоянно увеличивается [1, 2, 3, 4, 5, 6].

В этой статье автор исследует как глобальный отрицательный тренд – академическое мошенничество – проявляется в среде студентов Самарского технического университета (СамГТУ), конкретно – как студенты списывают на экзамене. Сегодня СамГТУ – добротный опорный ВУЗ с числом студентов более 22000, вероятно, полученные результаты будут применимы и к другим техническим высшим учебным заведениям.

Методы

В этой статье автор делится опытом проведения экзаменов по электротехнике в условиях, когда часть студентов пытается списывать, используя как привычные шпаргалки, так и современные технические средства.

Для получения информации использовалось анкетирование студентов и наблюдение за их поведением во время экзамена.

Результаты

Автор в декабре 2015 г.провел анонимный опрос части своих студентов с помощью социальной сети «В контакте» (83 человек) на двух факультетах, изучающих электротехнику, с целью выяснить какие технические средства, в том числе и современные электронные, они планируют использовать при списывании на экзамене. Результаты опроса приведены в таблице 1, они не сильно отличаются от ранее полученных с российскими [4] и британскими [1] исследованиями.

Таблица 1. Средства, планируемые к использованию на экзамене

Средства списывания

Число студентов

% к опрошенным

Учебники, закачанные в телефоны, смартфоны и т.д.

5

6

Поиск ответа на вопросы билета в интернете с помощью телефона, смартфона и т.д.

8

9.7

Шпаргалки

20

24.1

Микронаушники

2

2.4

Экзамен сдается честно

48

57.8

Итого

83

100

Опрос показал, что бумажные шпаргалки до сих пор востребованы. Они по-своему даже полезны. Чтобы компактно поместить материал из учебника на маленьком листочке, нужно его прочесть, понять, структурировать, выделить самое главное. После этого можно сдавать успешно экзамен уже и без шпаргалки.

Некоторые студенты закачивают учебники из интернета в свои смартфоны, айфоны и т.д.. После закачки проверяют, открывается ли файл, и на этом подготовка к экзамену зачастую заканчивается. Все знания остаются в сотовом телефоне, в голову не попадают.

Учебники из интернета можно скачать обычно в формате PDF или DjVu. На небольшом экране смартфона работать с такими документами очень неудобно и в спокойной обстановке. Еще тяжелее студенту отыскать и использовать нужный материал во время экзамена, в неудобной позе, когда преподаватель мешает списывать.

Нерадивые студенты учебников не читают и структуру изучаемого предмета не знают. Если на переэкзаменовке дать такому студенту в руки рекомендованный учебник по курсу электротехники и предложить найти в нем ответы на вопросы билета, скорее всего он не сможет. Вот почему большая часть списывающих с телефонов студентов использует интернет. В поисковую программу Goggle или Yandex загружается текст вопроса из билета, остается только списать с дисплея ответ.

Традиционную процедуру сдачи экзамена или зачета следует сделать более защищенной от списывания и фальсификации.

Преподаватель может сильно осложнить студентам процесс списывания. Для этого все студенты группы одновременно получают экзаменационные билеты и рассаживаются в аудитории, готовят конспекты ответов на вопросы билета, преподаватель наблюдает за порядком. Через определенное время листки с конспектами ответов у всех собираются.

При такой фронтальной процедуре проведения экзамена списать гораздо сложнее, чем при традиционной, когда преподаватель опрашивает одного студента, а несколько человек сидят и готовятся.

Во время экзамена телефоны прячутся где-нибудь в одежде и иногда со стуком падают на пол. Удалять такого студента с экзамена бессмысленно. Перед переэкзаменовкой он не будет готовиться, читать учебник, и придет с теми же знаниями.

Студенты болезненно относятся к попыткам изымать у них сотовые телефоны на экзамене [7]: в Пакистане были случаи стрельбы в преподавателя, в Индии преподавателя могут побить, в США и Европе студенты обращаются с судебными исками по поводу вторжения в частную жизнь.

Студенты, понадеявшиеся списать с телефонов или шпаргалок, на фронтальном экзамене сдают, как правило, пустые листы, только со своими фамилиями.

На экзамене некоторые студенты применяют беспроводные микронаушники, разновидность Bluetooth гарнитуры, используемой скрытно. Продажа микронаушников учащимся - это целая индустрия сегодня, в интернете можно найти многочисленные описания оборудования, советы по его применению [8]. На рисунке 2 в качестве примера изображен комплект, содержащий сотовый телефон, микронаушник, и с гарнитуру Bluetooth в виде авторучки. Радиус действия гарнитуры до 10 метров.

Микронаушник с гарнитурой

Рис.2. Микронаушник с гарнитурой.

Студент, использующий микронаушники, периодически покашливает или тихо говорит в микрофон, размещаемый вместе с гарнитурой Bluetooth на запястье, на шее под одеждой, в очках, в часах, в авторучке и т.д., связываясь со своим радистом, который может быть как за дверью, так и в другой стране.

Микронаушники действительно трудно обнаружить, студент может получать подсказки непосредственно во время ответа преподавателю, но символьную и графическую информацию через них не передашь.

Студенты, которые воспользовались беспроводными микронаушниками, сдают преподавателю характерные конспекты ответов на билет − несколько исписанных листов без схем, формул, векторных диаграмм. Не понятно на что они рассчитывают, используя такую технику на экзамене по электротехнике.

Преподавателям хотелось бы пресечь списывание и подсказки на экзаменах с использованием технических средств. Отключить сотовую связь в аудитории технически возможно. В продаже имеются портативные подавители сотовой связи (Рис.3) с радиусом действия 5 – 40 м [9].

Портативный подавитель сотовой связи

Рис.3. Портативный подавитель сотовой связи

Применять их законно преподавателю нельзя: работа микронаушников будет заблокирована, но при этом нарушаются права потребителей сотовой связи.

После того, как письменные ответы собраны, начинается индивидуальный опрос. Остальные студенты при условии соблюдения тишины могут оставаться в аудитории, работать с конспектами или учебниками. Только почему-то никто этого не делает и не пытается лучше подготовиться по своему билету. Что вспомнили, пока писали (если вспомнили), с тем и идут отвечать.

Автор предложил студентам, решившим сдавать экзамен честно (Т3), дополнительное анкетирование, чтобы выяснить, сколько времени они будут готовиться к экзамену (в сессию обычно дается 3 – 5 дней на подготовку к экзамену). Результаты приведены в Т2.

Таблица 2. Планирование времени для подготовки к экзамену

Средства списывания

Число студентов

% к опрошенным

Буду готовиться по 2-3 часа в день, 2-3 дня. В это же время буду сдавать (пересдавать) и другие предметы

8

19.5

Буду готовиться только по электротехнике, по 2-3 часа в день, 2-3 дня

9

22

Буду готовиться только по электротехнике, по 2-3 часа в день, все дни, отпущенные на экзамен

9

22

Буду готовиться только по электротехнике, по 4-6 часов в день, все дни, отпущенные на экзамен

5

12.2

Буду готовиться только по электротехнике, по 8-10 часов в день, все дни, отпущенные на экзамен

10

24.4

Итого

41

100

Электротехника – сложный предмет. Чтобы подготовиться к экзамену на оценку «хорошо» или «отлично» нужно работать по 8-10 часов в день, по крайней мере, раньше студенты так и делали. Так собирались поступить только 12 % от общего числа опрошенных студентов (83 человека), остальных устраивает и более низкая оценка.

Не позволив студентам списать на экзамене, преподаватель получает возможность по более достоверным результатам формировать необходимую администрации отчетность.

В многочисленных публикациях рассматриваются различные меры противодействия списыванию на экзаменах как воспитательного [1, 3], так и административного характера: удаление с экзамена; снижение оценки; денежные штрафы – например, в Оксфорде за использование шпаргалок на экзамене может быть наложен штраф в размере 100 фунтов стерлингов [2].

Большинство исследователей [1 - 5] сходятся во мнении, что для борьбы с мошенничеством студентов на экзаменах, помимо совершенствования самой процедуры, нужен комплекс мер как административных, так и воспитательных, направленных на повышение интереса к учебе.

Выводы

Академическая нечестность, списывание на экзаменах имеют распространение в среде российских студентов. Студенты пользуются шпаргалками, сотовыми телефонами (смартфонами) в режиме чтения файлов и поиска в интернете, микронаушниками.

Вероятность списывания уменьшается, если комбинировать письменный экзамен с устным опросом. Опытный экзаменатор, как правило, может определить факт мошенничества на экзамене по неестественной позе и движениям студента.

Для борьбы с академической нечестностью нужен комплекс административных и воспитательных мер.

Список литературы

  1. Henry J. Half of university students willing to cheat, study finds (The Telegraph, jun., 2010) [Электронный ресурс]. URL: http://www.telegraph.co.uk/education/ educationnews/7840969/Half-of-university-students-willing-to-cheat-study-finds.html (дата обращения: 15.02.2016).
  2. Barrett D. The cheating epidemic at Britain’s universities (The Telegraph, mar., 2011) [Электронный ресурс]. URL: http://www.telegraph.co.uk/education/educationnews/8363345/The-cheating-epidemic-at-Britains-universities.html (дата обращения: 13.02.2016).
  3. Сивак Е.В. Преступление в аудитории. Доминанты нечестного поведения студентов (плагиата и списывания). Препринт WP10/2006/06. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 44 с.
  4. Силласте Г.Г. Списывание в студенческой среде: позиции преподавателей и студентов (по результатам социологического экспресс-исследования, кафедра социологии финансового университета при правительстве РФ, 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru/chair/socio/research/ Documents/Cписывание %20в%20 студенческой % 20среде.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
  5. Ravasco G. Technology-aided cheating in open and distance e-learning. Asian journal of distance education, 2012, vol.10, №2, pp.71-77.
  6. Яковлев В.Ф. Академическая нечестность студентов на экзамене // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 30; [Электронный ресурс]. URL:http://novainfo.ru/archive/30/akademicheskaya-nechestnost-studentov-na-ekzamene
  7. Howell S. The new (and old) news about cheating for distance educators [Электронный ресурс]. URL: http://www.westga.edu/~distance/ojdla/fall123/howell123.pdf (дата обращения: 15.02.2016).
  8. Все виды микронаушников [Электронный ресурс]. URL: http://sdayka.ru (дата обращения: 27.01.2016).
  9. Подавители сотовой связи [Электронный ресурс]. URL: http://diktos.ru/clauses (дата обращения: 27.01.2016).