Введение
Академическая нечестность студентов (academic dishonesty) — списывание на экзаменах, заказ контрольных, курсовых работ, рефератов и т.д. — сегодня достаточно широко распространена за рубежом [1, 2], иногда встречается в нашей стране [3, 4], и не осуждается самими студентами [1, 5].
Составной частью обучения в высшей школе является периодическая проверка знаний студентов на экзаменах и зачетах. На экзаменах академическая нечестность студентов проявляется в попытках списать. При этом могут использоваться и достижения современной техники.
В Британских университетах, где образование традиционно считается престижным у наших соотечественников, половина студентов рассчитывает списать на экзаменах [1].
![Британский студент списывает на экзамене [1].](/res/7b43bk71o1.jpg)
В университетах Великобритании в 2009 — 2010 г.г. зафиксировано более 17000 случаев мошенничества студентов во время учебы: списывание, плагиат, покупка контрольных и рефератов и т.д. [2].
В финансовом университете при правительстве РФ [4] более 75% студентов одобрительно относятся к списыванию на экзаменах, а 6.3% считают, что списывание не снижает качества приобретаемых знаний. Опрос [4] показал, что списывают на экзаменах 20 — 87.5% студентов в зависимости от факультета, в среднем по вузу — 60.4%. Как показывают различные исследования число студентов, мошенничающих во время учебы, постоянно увеличивается [1, 2, 3, 4, 5, 6].
В этой статье автор исследует как глобальный отрицательный тренд — академическое мошенничество — проявляется в среде студентов Самарского технического университета (СамГТУ), конкретно — как студенты списывают на экзамене. Сегодня СамГТУ — добротный опорный ВУЗ с числом студентов более 22000, вероятно, полученные результаты будут применимы и к другим техническим высшим учебным заведениям.
Методы
В этой статье автор делится опытом проведения экзаменов по электротехнике в условиях, когда часть студентов пытается списывать, используя как привычные шпаргалки, так и современные технические средства.
Для получения информации использовалось анкетирование студентов и наблюдение за их поведением во время экзамена.
Результаты
Автор в декабре 2015 г.провел анонимный опрос части своих студентов с помощью социальной сети «В контакте» (83 человек) на двух факультетах, изучающих электротехнику, с целью выяснить какие технические средства, в том числе и современные электронные, они планируют использовать при списывании на экзамене. Результаты опроса приведены в таблице 1, они не сильно отличаются от ранее полученных с российскими [4] и британскими [1] исследованиями.
Средства списывания | Число студентов | % к опрошенным |
Учебники, закачанные в телефоны, смартфоны и т.д. | 5 | 6 |
Поиск ответа на вопросы билета в интернете с помощью телефона, смартфона и т.д. | 8 | 9.7 |
Шпаргалки | 20 | 24.1 |
Микронаушники | 2 | 2.4 |
Экзамен сдается честно | 48 | 57.8 |
Итого | 83 | 100 |
Опрос показал, что бумажные шпаргалки до сих пор востребованы. Они по-своему даже полезны. Чтобы компактно поместить материал из учебника на маленьком листочке, нужно его прочесть, понять, структурировать, выделить самое главное. После этого можно сдавать успешно экзамен уже и без шпаргалки.
Некоторые студенты закачивают учебники из интернета в свои смартфоны, айфоны и т.д.. После закачки проверяют, открывается ли файл, и на этом подготовка к экзамену зачастую заканчивается. Все знания остаются в сотовом телефоне, в голову не попадают.
Учебники из интернета можно скачать обычно в формате PDF или DjVu. На небольшом экране смартфона работать с такими документами очень неудобно и в спокойной обстановке. Еще тяжелее студенту отыскать и использовать нужный материал во время экзамена, в неудобной позе, когда преподаватель мешает списывать.
Нерадивые студенты учебников не читают и структуру изучаемого предмета не знают. Если на переэкзаменовке дать такому студенту в руки рекомендованный учебник по курсу электротехники и предложить найти в нем ответы на вопросы билета, скорее всего он не сможет. Вот почему большая часть списывающих с телефонов студентов использует интернет. В поисковую программу Goggle или Yandex загружается текст вопроса из билета, остается только списать с дисплея ответ.
Традиционную процедуру сдачи экзамена или зачета следует сделать более защищенной от списывания и фальсификации.
Преподаватель может сильно осложнить студентам процесс списывания. Для этого все студенты группы одновременно получают экзаменационные билеты и рассаживаются в аудитории, готовят конспекты ответов на вопросы билета, преподаватель наблюдает за порядком. Через определенное время листки с конспектами ответов у всех собираются.
При такой фронтальной процедуре проведения экзамена списать гораздо сложнее, чем при традиционной, когда преподаватель опрашивает одного студента, а несколько человек сидят и готовятся.
Во время экзамена телефоны прячутся где-нибудь в одежде и иногда со стуком падают на пол. Удалять такого студента с экзамена бессмысленно. Перед переэкзаменовкой он не будет готовиться, читать учебник, и придет с теми же знаниями.
Студенты болезненно относятся к попыткам изымать у них сотовые телефоны на экзамене [7]: в Пакистане были случаи стрельбы в преподавателя, в Индии преподавателя могут побить, в США и Европе студенты обращаются с судебными исками по поводу вторжения в частную жизнь.
Студенты, понадеявшиеся списать с телефонов или шпаргалок, на фронтальном экзамене сдают, как правило, пустые листы, только со своими фамилиями.
На экзамене некоторые студенты применяют беспроводные микронаушники, разновидность Bluetooth гарнитуры, используемой скрытно. Продажа микронаушников учащимся — это целая индустрия сегодня, в интернете можно найти многочисленные описания оборудования, советы по его применению [8]. На рисунке 2 в качестве примера изображен комплект, содержащий сотовый телефон, микронаушник, и с гарнитуру Bluetooth в виде авторучки. Радиус действия гарнитуры до 10 метров.

Студент, использующий микронаушники, периодически покашливает или тихо говорит в микрофон, размещаемый вместе с гарнитурой Bluetooth на запястье, на шее под одеждой, в очках, в часах, в авторучке и т.д., связываясь со своим радистом, который может быть как за дверью, так и в другой стране.
Микронаушники действительно трудно обнаружить, студент может получать подсказки непосредственно во время ответа преподавателю, но символьную и графическую информацию через них не передашь.
Студенты, которые воспользовались беспроводными микронаушниками, сдают преподавателю характерные конспекты ответов на билет — несколько исписанных листов без схем, формул, векторных диаграмм. Не понятно на что они рассчитывают, используя такую технику на экзамене по электротехнике.
Преподавателям хотелось бы пресечь списывание и подсказки на экзаменах с использованием технических средств. Отключить сотовую связь в аудитории технически возможно. В продаже имеются портативные подавители сотовой связи (Рис.3) с радиусом действия 5 — 40 м [9].

Применять их законно преподавателю нельзя: работа микронаушников будет заблокирована, но при этом нарушаются права потребителей сотовой связи.
После того, как письменные ответы собраны, начинается индивидуальный опрос. Остальные студенты при условии соблюдения тишины могут оставаться в аудитории, работать с конспектами или учебниками. Только почему-то никто этого не делает и не пытается лучше подготовиться по своему билету. Что вспомнили, пока писали (если вспомнили), с тем и идут отвечать.
Автор предложил студентам, решившим сдавать экзамен честно (Т3), дополнительное анкетирование, чтобы выяснить, сколько времени они будут готовиться к экзамену (в сессию обычно дается 3 — 5 дней на подготовку к экзамену). Результаты приведены в Т2.
Средства списывания | Число студентов | % к опрошенным |
Буду готовиться по 2-3 часа в день, 2-3 дня. В это же время буду сдавать (пересдавать) и другие предметы | 8 | 19.5 |
Буду готовиться только по электротехнике, по 2-3 часа в день, 2-3 дня | 9 | 22 |
Буду готовиться только по электротехнике, по 2-3 часа в день, все дни, отпущенные на экзамен | 9 | 22 |
Буду готовиться только по электротехнике, по 4-6 часов в день, все дни, отпущенные на экзамен | 5 | 12.2 |
Буду готовиться только по электротехнике, по 8-10 часов в день, все дни, отпущенные на экзамен | 10 | 24.4 |
Итого | 41 | 100 |
Электротехника — сложный предмет. Чтобы подготовиться к экзамену на оценку «хорошо» или «отлично» нужно работать по 8-10 часов в день, по крайней мере, раньше студенты так и делали. Так собирались поступить только 12% от общего числа опрошенных студентов (83 человека), остальных устраивает и более низкая оценка.
Не позволив студентам списать на экзамене, преподаватель получает возможность по более достоверным результатам формировать необходимую администрации отчетность.
В многочисленных публикациях рассматриваются различные меры противодействия списыванию на экзаменах как воспитательного [1, 3], так и административного характера: удаление с экзамена; снижение оценки; денежные штрафы — например, в Оксфорде за использование шпаргалок на экзамене может быть наложен штраф в размере 100 фунтов стерлингов [2].
Большинство исследователей [1 — 5] сходятся во мнении, что для борьбы с мошенничеством студентов на экзаменах, помимо совершенствования самой процедуры, нужен комплекс мер как административных, так и воспитательных, направленных на повышение интереса к учебе.
Выводы
Академическая нечестность, списывание на экзаменах имеют распространение в среде российских студентов. Студенты пользуются шпаргалками, сотовыми телефонами (смартфонами) в режиме чтения файлов и поиска в интернете, микронаушниками.
Вероятность списывания уменьшается, если комбинировать письменный экзамен с устным опросом. Опытный экзаменатор, как правило, может определить факт мошенничества на экзамене по неестественной позе и движениям студента.
Для борьбы с академической нечестностью нужен комплекс административных и воспитательных мер.