Влияние рынка труда на отношение студентов к учебе

NovaInfo 42, с.235-239, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Анализ статистических данных о трудоустройстве выпускников ВУЗов показывает, что большое число бакалавров и магистров вынуждены трудиться не по специальности на низкоквалифицированной работе. Такая ситуация приводит к слабой мотивации студентов учиться усердно, т.к. знания получаемые в университетах могут быть не востребованы в дальнейшем на работе не по специальности. Часть студентов предпочитает мошенничать во время учебы, а не тратить время на усердное изучение программы.

Ключевые слова

РАБОТА НЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ НЕЧЕСТНОСТЬ, ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Текст научной работы

Введение

Академическое мошенничество студентов – плагиат, списывание на экзаменах, покупка рефератов, контрольных, курсовых работ, и т.д. - сегодня достаточно широко распространено за рубежом [1, 2], встречается и в нашей стране [3, 4], не осуждается студентами [1, 5].

Имеется большое число публикаций, в которых исследуются мотивы девиантного (нечестного) поведения студентов. Рассматривается влияние таких факторов как недостаток времени, некомпетентность, стремление получать высокие оценки любой ценой [6], пол, возраст, вероисповедание [7, 8] и т.д. Ни один из факторов не признается определяющим. Небольшое число исследований изучает факторы за пределами студенческой аудитории, такие как состояние экономики и государственная политика в области образования [9], отсутствие рыночных отношений [10].

В этой статье автор рассматривает влияние состояния рынка труда для выпускников высших учебных заведений на отношение студентов к учебе.

Методы

Проводился анализ доступных статистических данных о трудоустройстве выпускников ВУЗов в России и за рубежом.

Результаты

Количество выпускаемых ВУЗами специалистов в большинстве стран превышает число рабочих мест, требующих соответствующей квалификации, на рынке труда. Например, 48 % выпускников ВУЗов США заняты трудом, не требующим высшего образования [11]. В Великобритании таких выпускников 47% [12]. Ситуация вынуждает бакалавров и магистров работать не по специальности. Например, в США среди водителей такси 15 % имеют высшее образование, среди работников розничной торговли – 24 %, среди пожарных – 18 %, хотя эти профессии и не требуют наличия высшего образования у работника [11].

В России ситуация аналогичная: выпускников ВУЗов больше, чем рабочих мест для них. Более 30 % выпускников ВУЗов в возрасте до 25 лет безработны, 20 % - фрилансеры [13], около 30 % работают не по специальности [14].

В таблице 1 приведены результаты исследования трудоустройства выпускников некоторых ведущих российских инженерных ВУЗов, проведенного одним из крупнейших российских рекрутинговых агентств [15].

Таблица 1. Трудоустройство выпускников

ВУЗ

Занятость по специальности, %

Индекс вариации зарплат

(отношение средней зарплаты работающих не по специальности к средней зарплате работающих по специальности)

НИУ «МЭИ». Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

30 - 45

1.12

МАИ. Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)

30 - 45

1.13

СПбПУ Петра Великого. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

30 - 45

0.76

МИФИ. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

30 - 45

1.09

МФТИ. Московский физико-технический институт (государственный университет)

15 - 30

1.29

МАМИ. Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

15 - 30

1.0

В качестве источника информации для исследования трудоустройства агентство использовало свою крупнейшую в России базу данных SuperJob.ru [15], содержащую более миллиона резюме российских специалистов.

В министерстве образования РФ используется иная методика [16]: факт работы выпускника устанавливается, если работодателем произведено, хотя бы одно отчисление в Пенсионный фонд РФ за год. При этом во всех федеральных округах оказываются трудоустроенными 81 – 88 % выпускников, кроме Северо-Кавказского, где находят работу только 62 % выпускников [16]. При использовании такой методики, бакалавры, обучавшиеся, например, по профилю 13.03.02 – 8 «Электрооборудование автомобилей и тракторов», работающие в автосервисе и цветочном магазине (из опыта автора) учитываются одинаково, как трудоустроенные.

Из Таблицы 1 следует, что профессиональные знания, которые можно получить в ВУЗе, не гарантируют трудоустройства по специальности. С другой стороны, с точки зрения величины зарплаты, нет смысла устраиваться на работу именно по специальности.

Получение диплома о высшем образовании оценивается молодыми людьми и обществом положительно. Типичный выпускник ВУЗа, в среднем, относительно интеллигентен, организован, надежен, поэтому работодатели предпочитают нанимать работников с высшим образованием даже на должности, где это образование не требуется.

В России учеба в ВУЗе, как правило, производится за счет бюджета, студенты даже получают небольшую стипендию, дается также законная отсрочка от призыва в вооруженные силы. В некоторых ВУЗах студентам после обучения на военных кафедрах могут присвоить воинские звания офицеров запаса.

Такая экономическая ситуация приводит часть студентов к убеждению, что поступление в ВУЗ и получение диплома о высшем образовании – разумно. Учиться упорно с целью приобретения профессиональных знаний – нет смысла. В будущей работе не по специальности эти знания едва ли понадобятся. Вот почему студенты учатся с минимальным усердием, чтобы только не отчислили, покупают контрольные и курсовые работы, мошенничают на экзамене. Навыки упорной учебы утрачиваются. Наблюдается постепенная утрата квалификации бакалавров и магистров от выпуска к выпуску, например, работодатели в России считают, что более 40 % выпускников инженерных ВУЗов нуждаются в переподготовке [17].

Администрация университетов и преподаватели борются с академической нечестностью студентов, но они могут только ограничить девиантное поведение студентов до приемлемого уровня, т.к. решение проблемы лежит за пределами учебных аудиторий.

Выводы

В большинстве стран число выпускников ВУЗов превышает количество вакансий на рынке труда, требующих от претендентов квалификации бакалавра или магистра. Выпускники работают не по специальности. У студентов ослабевает мотивация к интенсивной учебе, т.к. получаемые в университетах знания скорее всего будут не востребованы в их будущей низкоквалифицированной работе не по специальности. В этом случае студенты предпочитают мошенничать во время учебы, а не тратить время на усердное изучение программы. Решение проблемы лежит за пределами студенческой аудитории.

Читайте также

Список литературы

  1. Sattler S. The use frequency of 10 different methods for preventing and detecting academic dishonesty and the factors influencing their use // Studies in Higher Education, 2015, doi: 10.1080/03075079.2015.1085007.
  2. Ravasco G. Technology-aided cheating in open and distance e-learning // Asian journal of distance education, 2012, vol.10, №2, pp.71-77.
  3. Яковлев В.Ф. Академическая нечестность студентов на экзамене // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 30; [Электронный ресурс]. URL:http://novainfo.ru/archive/30/akademicheskaya-nechestnost-studentov-na-ekzamene.
  4. Силласте Г.Г. Списывание в студенческой среде: позиции преподавателей и студентов (по результатам социологического экспресс-исследования, кафедра социологии финансового университета при правительстве РФ, 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fa.ru/chair/socio/research/ Documents/Cписывание %20в%20 студенческой % 20среде.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
  5. Srikanth M. Modern cheating techniques, their adverse effects on engineering education and preventions // International Journal of Mechanical Engineering Education, 2014, vol. 42, №2,pp. 129-140.
  6. Keresztury B. New cheating methods in the electronic teaching era // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, vol. 93, pp. 1516–1520.
  7. Desalegn A. Cheating on examinations and its predictors among undergraduate students at Hawassa University College of Medicine and Health Science, Hawassa, Ethiopia // BMC Medical Education (Электронный журнал.) – 2014 г. – № 14(89); [Электронный ресурс]. URL: http://www.biomedcentral.com/1472-6920/14/89.
  8. Taderera E. Exploring management strategies to reduce cheating in written examinations: case study of Midlands State University // Journal of Case Studies in Education (Электронный журнал.) – 2014 г. – № 5; [Электронный ресурс]. URL: http://www.aabri.com/manuscripts/131528.pdf.
  9. Pabian P. Why ‘cheating’ research is wrong: new departures for the study of student copying in higher education // Higher Education, 2015. doi: 10.1007/s10734-014-9806-1.
  10. Kukushkin S. The problem of engineering creativity in Russia: a critical review // European Journal of Engineering Education, 2012, vol. 37, №5, pp. 500-507. doi: 10.1080/03043797.2012.718999.
  11. Vedder R. Why are recent college graduates underemployed? // Center for College Affordability and Productivity (Электронный журнал.) – 2013 г. – [Электронный ресурс]. URL: http:// centerforcollegeaffordability.org/ research/studies/underemployment-of-college-graduates
  12. (ONF) Office for National Statistics. Full Report - Graduates in the UK Labor Market 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/lmac/graduates-in-the-labour-market/2013/rpt-graduates-in-the-uk-labour-market-2013.html (дата обращения: 12.02.2016).
  13. SEMMUNA (The Southeast Michigan Model UN Association). Youth Unemployment in Developing Countries (Specifically Africa/India/Russia) 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.semmuna.org/uploads /2/4/2/3/24230689/_unesco_2_youthunemployment.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
  14. DW (Deutsche Welle). Young, educated and unemployed in Russia. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dw.com/en/young-educated-and-unemployed-in-russia/a-16635170 (дата обращения: 12.02.2016).
  15. SuperJob.ru. Рейтинг ВУЗов, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://www.superjob.ru/research/articles/496/rejting-vuzov/ (дата обращения: 12.02.2016).
  16. Реестр ВУЗов России: мониторинг трудоустройства выпускников, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/6541/файл/5605/Буклет_Public.pdf (дата обращения: 12.02.2016).
  17. Chuchalin A. Professional development of Russian HEIs' management and faculty in CDIO standards application // European Journal of Engineering Education, 2015. doi: 10.1080/03043797.2015.1085837

Цитировать

Яковлев, В.Ф. Влияние рынка труда на отношение студентов к учебе / В.Ф. Яковлев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 235-239. — URL: https://novainfo.ru/article/4644 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться