Формирование мотивации у школьников к занятиям физической культурой и спортом

№78-1,

педагогические науки

В статье обосновывается значение формирования устойчивой мотивации детей к занятием физической культурой. Способы формирования интереса к занятиям спортом.

Похожие материалы

Формирование здорового образа жизни является одной из актуальнейших проблем на сегодняшний день. Задача школы состоит в том, чтобы развить внутреннюю индивидуальность школьника, согласно его склонностям, а также потребностям общества.

Школьный возраст можно определить в возрастных рамках от 6-7 до 16-18 лет. В течение этого времени ребенок проходит множество глубоких и достаточно серьезных изменений как физических, так и психологических. Одной из задач урока физической культуры в школе является компенсация происходящих изменений и стимулирования правильного развития и роста учащегося.

Чтобы поставленная задача была достигнута, необходимо вызвать у учащегося интерес к физической культуре, желание посещать урок. Заинтересованность к предмету способствует высокой познавательной и физической активности на уроках.

Интерес к физической культуре мы можем рассматривать как одно из непростых проявлений мотивационной сферы. По отношению к школьнику, мотивацию следует различать внутреннюю, внешнюю, общую и конкретную. Внешняя мотивация школьника может быть крайне неустойчива, так как она вызвана обстоятельствами или внешними стимулами. Какими бы не были обстоятельства и стимулы, интерес формируется лишь в том случае, если он вызван внутренней мотивацией. Внутренняя мотивация у школьника формируется тогда, когда его возможности согласуются с внешними целями и мотивами, когда ученик испытывает удовлетворения от занятий. Успешная реализация собственных целей вызывает интерес продолжать заниматься физической культурой. Характер взаимоотношений ученика с учителем и одноклассниками в процессе урока также играет немалую роль в формировании внутренней мотивации.

Мотивация школьников по отношению к физической культуре дифференцирована. Условно можно выделить общие и конкретные мотивы занятий физической культурой. Общие мотивы характеризуются желанием школьника заниматься физической активностью вообще, то есть, в данном случае, ему безразличен вид и характер активности. Данный мотив вызван потребностью в двигательной активности. Конкретные мотивы отличаются тем, что вид деятельности на уроке для ученика играет важную роль. Школьник отдает предпочтения одним упражнениям и играм, и негативно относится к другим. Как правило, младшие школьники предпочитают игры, а подростки отдают свое предпочтение конкретным видам спорта, например, гимнастика или волейбол.

Задача преподавателей физической культуры состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для учащихся с целью формирования интереса к занятиям.

Процесс формирования интереса к урокам физической культуры не является легким. Он включает в себя как и элементарные понятия о физической культуре, так и некоторые знания об физиологии человека, анатомии, психологии. Наиболее важной является практическая часть, которая базируется на теоретических знаниях. Следовательно, можно сделать вывод, физическая культура включает в себя не только повышение уровня физической подготовки школьников, но и образовательную направленность.

Урок физической культуры должен базироваться на применении модернизированных технологий. Педагогу необходимо использовать как общий так и индивидуальный подход к учащимся, оценивать уровень физической подготовленности каждого ученика.

Фронтальные методы воздействия на школьников во время урока физической культуры помогут педагогу заинтересовать учащихся, вызвать положительные мотивы к занятиям. В этом случае, игровые комплексы являются наилучшем выбором. Педагог может самостоятельно выстраивать комплекс игр, в зависимости от особенностей учащихся (возраст, физическая подготовленность и т.д.). Игровые комплексы, в свою очередь, могут включать набор игр, эстафеты, небольшие соревнования. Игровые комплексы вызывают интерес у школьников, доставляют им удовольствие и радость, что способствует хорошему настроению на уроках физической культуры. Во время игр, дети удовлетворяют свою двигательную активность, появляется возможность проявить инициативу, попробовать свои силы. Все выше перечисленное приводит к формированию устойчивой внутренней мотивации у учащихся к занятиям физической культуры.

В случае, если ребенок не проявляет ни малейшего интереса к уроку, выполняет все задания через силу, у него формируется негативное отношение к физической культуре. Причиной этому могут быть плохая организация урока, отсутствие эмоционального контакта между учителем и учениками, неправильно подобранные упражнения, урока, превышенная или малая физическая нагрузка.

Познавательный интерес играет немалую роль в освоении урока. Необходимо использовать средства наглядности, это могут быть карточки, картинки, стенды, плакаты, презентации, образовательные видеоролики. Наглядность является необходимым условием в успешном усвоении материала урока. Знакомство школьников с новыми, незнакомыми им видами спорта способствует повышению интереса к физичкой культуре.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании всех вышеперечисленных методов в совокупности, педагог может повысить интерес к предмету, способствовать повышению внутренней мотивации к занятиям физической культуры.

Список литературы

  1. Матковская, И. Роль мотива в достижении цели. // Учитель. – 2007. - №5. – С. 60-72.
  2. Кретти Дж. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1978.- 194 с.
  3. Нечаев А.П. Психология физической культуры. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков - М. : АСТ-Пресс, 2005. – 427 с.