Компьютерное моделирование и его значение для профессиональной деятельности обучающегося

№109-1,

педагогические науки

В статье рассматривается концептуальная обоснованность компьютерного моделирования для профессионального становления специалиста в области пожарной безопасности. Данная проблема находит решение на стыке двух дисциплин «Начертательная геометрия. Инженерная графика» и «Детали машин».

Похожие материалы

В связи с глобальным развитием информационной среды в современном обществе появляется мотивация на модернизацию всех уровней развития, в том числе образовательной деятельности.

Ссылаясь на практические данные из опыта работы в образовательном учреждении, следует отметить следующие изменения в образовательном процессе обучающихся:

  • изменились формы, виды и методы обучения: используется чередование очного и дистанционного обучения (обучающийся выполняет задание преподавателя в соответствии с запланированным временем, отведенным в индивидуальном плане-графике);
  • электронный тестовый контроль как форма контроля усвоения учебного материала: появилась возможность провести самооценку усвоения пройденной темы в виде электронного теста с моментальной объективной оценкой результата, по мнению обучающихся, это мотивирует на повышение уровня знаний, прежде чем преподаватель оценит знания и умения, полученные при самостоятельном изучении;
  • внедрение новых средств контроля уровня знаний сопровождается развитием информационно-коммуникативным технологий в образовательном процессе;
  • свободное планирование графика (тренировки, соревнования, командировки, участие на выставках и т.п. возможно без отрыва от образовательного процесса, а это в свою очередь создает условия для развития навыка самообразования как одного из интегративных качеств личности человека [2].

В результате активного использования электронной информационной образовательной среды обучающийся и профессорско-преподавательский состав имеют возможность выстраивать собственную траекторию успешности, формируя потребность в самообразовании, развитии готовности к непрерывному обучению.

Компьютерное моделирование представляет различные возможности для обучающихся, чтобы получить доступ к математическим и инженерно-технологическим в реальном мире.

Внедрение на достаточно высоком уровне компьютерного моделирования, способствует развитию критического и пространственного мышления, принятию решений в нестандартных ситуациях, логике, основ программирования. Цель состоит в том, чтобы подготовить профессионалов, способных решать задачи, выполняя производственно-технологические виды профессиональной деятельности. Обосновывая важность компьютерного моделирования для повышения профессиональной квалификации обучающихся, приводится пример его изучения с применением имитационного моделирования как учебного ресурса на уровне высшего профессионального образования по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика».

Практический опыт показывает, что обучающиеся могут справиться с материалом любой сложности, если их работа командная. Работа в команде, организуется за счет действий лидера, как правило, определяемых за счет коммуникативных качеств личности и задатков командного начала. Затем происходит деление основного состава группы по действенным качествам: поисковая группа (занимается практически поиском информации, причем сопоставляя с ранее имеющимися решениями, с решениями аналогичного характера за рубежом, поиск новых решений), исполнительская группа (осуществляет разработку собственных решений), отчетная группа (оформляет и представляет отчет, как правило, это активные и коммуникабельные личности, способные защитить свой проект).

Одной из новых направлений реализующих такую форму проведения учебных занятий в высшей школе может быть дисциплина «Начертательная геометрия. Инженерная графика». Выполнение компьютерной модели в строго определенное время на учебном занятии часто сопровождается сложностями у одних и вызывает восторг у других обучающихся. Таким образом, объединяя курсантов в рабочие микрогруппы (до трех человек) мы получаем на выходе не только компьютерную модель исследуемого объекта, но и возможность заслушать ее историю разработки и современные взгляды на ее применение на производстве и видоизменение в связи с внедрением новых возможностей нанотехнологий. Продолжая данное исследование на дисциплине «Детали машин» данная микрогруппа, имеет возможность провести прочностной расчет с помощью составленной 3D-модели, заложив в основу расчета материал детали и основную нагрузку.

Таким образом, заложив основы компьютерного моделирования, обучающиеся становятся активными участниками проектного обучения. Причем этот процесс способен мотивировать самого неактивного и даже незаинтересованного участника, поскольку способен формировать роли данного процесса, подстраиваясь под личностные качества каждого обучающегося. Следовательно, преподавателями достигается не только образовательная цель, но и воспитательная, и развивающая и профессионально-ориентированной на формирование уникальных специально-значимых компетенций обучающихся.

Список литературы

  1. Кропотова, Н.А., Горинова, С.В., Малый, И.А. Анализ адаптационной составляющей в подготовке специалистов РСЧС для работы в сложных климатических условиях. / Пожарная и аварийная безопасность: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции, посвященной Году гражданской обороны, Иваново, 29–30 ноября 2017 г. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С. 815-818.
  2. Кропотова Н.А. Реализация адаптивного профессионально-ориентированного подхода при подготовке специалистов пожарной охраны. // Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию высшего аграрного образования в Ивановской области, Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА, — 2018. — С. 1247 — 1249.
  3. Кропотова Н.А., Легкова И.А. Адаптивность управления профессиональной подготовкой специалистов. // Актуальные проблемы обеспечения пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 26 апреля 2019 года, г. Железногорск. ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. — С. 540-545.
  4. Кропотова Н.А., Легкова И.А. Логистизация управления и адаптивная система автоматического контроля формируемых компетентностей. // Общенаучные проблемы инженерной подготовки кадров МЧС РФ: сборник трудов секции № 16 ХХIХ Международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь», 21 марта 2019 года. — Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России. — 2019. — С. 67-72.