Сущность и характеристика семейно-нравственного воспитания школьников

№128-1,

Педагогические науки

Для понимания сущности семейно-нравственного воспитания школьников проанализировано понятие «семья». Семья осуществляет преемственность поколений, передачу норм поведения, моральных принципов, нравственных и духовных ценностей. Основным методом воспитания в семье является пример родителей. Статья содержит краткий исторический обзор идей семейного воспитания, а также нацеленность современного семейно-нравственного воспитания на формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности, совершенствованию его лучших проявлений и качеств.

Похожие материалы

Воспитание подрастающего поколения всегда являлось важной задачей государства. Одним из социальных институтов, призванных решать такие задачи является семья. Для понимания сущности семейно-нравственного воспитания школьников, необходимо проанализировать понятие «семья».

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «семья» имеет несколько значений. В контексте обозначенного исследования мы выбираем следующее значение: «семья — это группа живущих вместе близких родственников» [6, с.711].

На сегодняшний день в педагогической литературе также используется несколько определений данного феномена. Семью рассматривают как малую социальную группу, основанную на браке и (или) кровном родстве, члены которой объединены общим проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

В словаре «Семейное воспитание» понятие «семья» определяется как «устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательное и медицинское обслуживание» [2, с.95].

Доктор социологических наук С.В. Дармодехин пишет: «семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного хозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, включающую его защиту, формирование личности, обеспечение первичной социализации, удовлетворение духовных и иных, жизненных потребностей» [4, с.3]. Иными словами, семья является социальным институтом воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, передача норм поведения, моральных принципов, нравственных и духовных ценностей. В семье происходит социализация ребенка, механизмом которой является воспитание. В своем исследовании, обращенном к семейному воспитанию, М.В. Гурджиян выделяет следующие сущностные основы традиционной семьи: уважение к родителям и старшим, служение ближнему, почитание памяти своих предков и семейных святынь, выполнение семейных, профессиональных и гражданских ролей [3, с. 42].

Интерес к проблемам семейного воспитания проявлялся прогрессивными умами на протяжении тысячелетий. В этой связи обратимся к краткому историческому обзору идей семейного воспитания.

Среди античных философов, обращавших свое внимание к проблемам воспитания можно назвать Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Платона, Протагора, Сократа и др. Античные ученые пытались определить методы и средства воспитания детей, ими ставился вопрос о том, кто должен осуществлять их воспитание — государство или семья? В этой связи известны взгляды Аристотеля, который считал, что осуществление воспитания детей дошкольного возраста является прерогативой семьи, однако после семи лет воспитанием гражданина должно заниматься исключительно государство. В работе «Наставление оратору», древнеримский философ и педагог Квинтилиан убедительно отстаивает идею семейного воспитания.

В более поздних трудах, например, у Я.А. Коменского («Великая дидактика», «Материнская школа») идея семейного воспитания становится ключевой, особое внимание автор уделяет материнскому воспитанию. И.Г. Песталоцци также видел особую миссию матери в воспитании ребенка. О важной роли родителей в воспитании детей писали в своих работах Д.Локк, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо и др.

В народной педагогике первые представления восточных славян о воспитании детей, об отношении к родителям, к предкам родились из житейского опыта, эмпирическим путем. Эти идеи воплотились в обрядах, традициях и обычаях народа.

Одно из ранних обращений к подрастающему поколению в нашем государстве закреплено в литературном педагогическом памятнике «Поучение детям» князя Владимира Мономаха. В этом произведении князь дает нравственные наставления своим детям, указывает моральные нормы.

Калмыцкий народ уже более 400 лет пребывает в составе России. Но исторически имеет свои этнокультурные особенности, связанные с взаимоотношениями членов семьи, особым почитанием старших, воспитанием детей и пр. У калмыков строго соблюдались правила поведения в обществе, которые требовали неукоснительного соблюдения всеми членами семьи. Для детей существовала система запретов, касающаяся их повседневной жизни, например, запрещалось беспричинно плакать, проявлять излишнее любопытство, вмешиваться в разговор старших и т.п. Детей учили стойкости и дисциплине, что было напрямую связано с укладом жизни калмыцкой семьи. Наиболее подробно сведения о семье, воспитании и браке у калмыков представлены в трудах П.И. Небольсина и А.И. Житецкого, Д.Д. Шалхакова, У.Э. Эрдниева.

Принципы и правила воспитания сохранились у каждого народа в фольклоре: сказках, поговорках, пословицах. Они являлись, своего рода, кодексом нравственных норм и духовных ценностей, принятых в обществе.

Известны работы, посвященные проблемам семейного воспитания, таких отечественных ученых и педагогов, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, В.Ф. Одоевский, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и многих других.

Весомый вклад в развитие семейной педагогики внес К.Д.Ушинский. В своих работах он призывал родителей к чтению педагогической литературы, с особым вниманием относится к выбору воспитателей и учителей для своих детей, направлять их в выборе жизненного пути. Центральной фигурой в семейном воспитании ученый и педагог отводил матери, считая, что воспитывая своих детей, она является воспитательницей народа.

В произведениях Л.Н.Толстого, посвященных проблемам воспитания, прослеживается направленность на воспитание нравственности. При этом писатель делал яркий акцент на отношениях между членами семьи, на взаимоуважении друг друга, тесном общении родителей и детей. Эта же идея поддерживается и в работах А.С. Макаренко. Главное условие успешного семейного воспитания он видел в полноценной, дружной семье, в которой имеют место четкий режим и трудовая деятельность.

В педагогических трудах многих ученых отмечается роль семьи в духовном становлении подрастающего поколения. Начиная с древних времен, человечество пыталось определить место человека в этом мире, осмыслить отношения между людьми, между человеком и природой.

В работах ученых и педагогов красной нитью проходит мысль о влиянии семьи на формирование нравственности человека. В произведениях древних философов мы видим обращение к названной проблеме, например, в рассуждениях Аристотеля отмечено, что «нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства…Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1, с. 251].

Воспитательная функция семьи, прежде всего, состоит в том, что именно через семью ребенок входит в общество. В семье он получает первичный опыт взаимодействия с окружающим миром, его осмысление. Посредством общения в семье происходит передача опыта поколений, закладывается фундамент взглядов и убеждений, основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества.

Важную роль в семейно-нравственном воспитании играет авторитет родителей. Родители для ребенка — пример поведения, и от того, каких убеждений, взглядов и жизненных принципов придерживаются родители, во многом зависит то, какая личность будет взращена в определенной семье. От родителей требуется проявление ответственности и нравственно-этической зрелости, умение общаться с детьми. Такие качества и умения родителей умения способствуют развитию индивидуальности детей. Нравственное воспитание в семье должно быть подчинено ценностному идеалу и направлено на формирование лучших качеств ребенка, на самосовершенствование его в стремлении стать полноценной высоконравственной личностью.

Одной из несомненных функций семейно-нравственного воспитания является сохранение, развитие, преобразование и передача последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи. Семейные ценности объединяют все поколения родственников в единую семью, определяют пути воспитания детей в этом сообществе.

Научные работы педагогов прошлого являются теоретическим фундаментом развития современной семейной педагогики, в разрезе которой семья является одним из важнейших факторов развития личности ребенка.

Сегодня семейно-нравственному воспитанию уделяется особое внимание. Современные государственные документы свидетельствуют о важности этого направления в развитии общества. Так например, в государственном документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указано, что «воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях», а одной из приоритетных задач в достижении поставленной цели является «обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей» [7; с. 3]. В документе прописаны основные направления развития воспитания, где уточняются, в том числе, меры по поддержке семейного воспитания. Среди таких мер можно отметить:

  • повышение социального статуса и общественного признания родительства;
  • развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
  • поддержка семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ и другие.

Документ обращен также к системе образования. Здесь предполагается:

  • обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
  • полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин;
  • разработка и реализация программ воспитания обучающихся, в том числе, направленных на формирование семейных ценностей и подготовку школьников к семейной жизни и другие [7, с.6].

Еще одним важным государственным документом в области семейного воспитания является Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года [5]. Она является ориентиром в области семейной политики и направлена на укрепление института семьи в нашей стране. В Концепции уделено внимание воспитательной стратегии семьи, стержневой основой которой является опора на духовно-нравственные и этические ценности. В Концепции указано, что «к традиционным семейным ценностям относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению» [5].

Федеральный государственный образовательный стандарты основного общего образования декларирует так называемый «портрет выпускника основной школы», в котором обозначены личностные качества, связанные с осознанием и принятием ценности семьи, ответственным отношением к ней во взрослой жизни.

Во всех перечисленных документах и научно-педагогических трудах отмечается, что содержанием семейно-нравственного воспитания являются ценности, которые передаются из поколения в поколение и аккумулируются в религиозных, этнических, культурных традициях. Названные ориентиры определяют вектор педагогической деятельности, направленной на оказание педагогической поддержки подрастающему поколению в обретении личностных смыслов, связанных с построением и сохранением семейных отношений.

Таким образом, семейно-нравственное воспитание нацелено на формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности, совершенствованию его лучших проявлений и качеств. С раннего детства ребенок усваивает те нормы и правила, которые транслируются в его семье, в ближайшем социуме. Основным методом воспитания в семье является пример родителей.

Список литературы

  1. Аристотель, Сочинения в 4-х томах/ Аристотель. Т.4. — М.: Мысль, 2004. — 360 с.
  2. Гребенников, И.В, Ковинько, Л.В. Семейное воспитание: краткий словарь / И.В. Гребенников, И.В. Ковинько. — М.: Политиздат, 1990. — 136 с.
  3. Гурджиян, М.В. Традиционная семья в российском обществе / М.В. Гурджиян // Общество: философия, история, культура. — 2016. — №4. — С.41
  4. Дармодехин, С.В. Семья и государство / С.В. Дармодехин. — М., Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, 2001. — 205 с.
  5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / http://www.pravo.gov.ru, 29.08.2014.
  6. Ожегов, С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, «Мир и образование», 1997. — 944 с.
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.