Сущность и характеристика семейно-нравственного воспитания школьников

NovaInfo 128, с.68-70, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Для понимания сущности семейно-нравственного воспитания школьников проанализировано понятие «семья». Семья осуществляет преемственность поколений, передачу норм поведения, моральных принципов, нравственных и духовных ценностей. Основным методом воспитания в семье является пример родителей. Статья содержит краткий исторический обзор идей семейного воспитания, а также нацеленность современного семейно-нравственного воспитания на формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности, совершенствованию его лучших проявлений и качеств.

Ключевые слова

ТРАДИЦИИ, КОНЦЕПЦИЯ, ФЕНОМЕН, ВОСПИТАНИЕ, ЦЕННОСТИ, СТРАТЕГИЯ, СЕМЬЯ

Текст научной работы

Воспитание подрастающего поколения всегда являлось важной задачей государства. Одним из социальных институтов, призванных решать такие задачи является семья. Для понимания сущности семейно-нравственного воспитания школьников, необходимо проанализировать понятие «семья».

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «семья» имеет несколько значений. В контексте обозначенного исследования мы выбираем следующее значение: «семья — это группа живущих вместе близких родственников» [6, с.711].

На сегодняшний день в педагогической литературе также используется несколько определений данного феномена. Семью рассматривают как малую социальную группу, основанную на браке и (или) кровном родстве, члены которой объединены общим проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

В словаре «Семейное воспитание» понятие «семья» определяется как «устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательное и медицинское обслуживание» [2, с.95].

Доктор социологических наук С.В. Дармодехин пишет: «семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного хозяйства, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, включающую его защиту, формирование личности, обеспечение первичной социализации, удовлетворение духовных и иных, жизненных потребностей» [4, с.3]. Иными словами, семья является социальным институтом воспитания, в котором осуществляется преемственность поколений, передача норм поведения, моральных принципов, нравственных и духовных ценностей. В семье происходит социализация ребенка, механизмом которой является воспитание. В своем исследовании, обращенном к семейному воспитанию, М.В. Гурджиян выделяет следующие сущностные основы традиционной семьи: уважение к родителям и старшим, служение ближнему, почитание памяти своих предков и семейных святынь, выполнение семейных, профессиональных и гражданских ролей [3, с. 42].

Интерес к проблемам семейного воспитания проявлялся прогрессивными умами на протяжении тысячелетий. В этой связи обратимся к краткому историческому обзору идей семейного воспитания.

Среди античных философов, обращавших свое внимание к проблемам воспитания можно назвать Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Платона, Протагора, Сократа и др. Античные ученые пытались определить методы и средства воспитания детей, ими ставился вопрос о том, кто должен осуществлять их воспитание — государство или семья? В этой связи известны взгляды Аристотеля, который считал, что осуществление воспитания детей дошкольного возраста является прерогативой семьи, однако после семи лет воспитанием гражданина должно заниматься исключительно государство. В работе «Наставление оратору», древнеримский философ и педагог Квинтилиан убедительно отстаивает идею семейного воспитания.

В более поздних трудах, например, у Я.А. Коменского («Великая дидактика», «Материнская школа») идея семейного воспитания становится ключевой, особое внимание автор уделяет материнскому воспитанию. И.Г. Песталоцци также видел особую миссию матери в воспитании ребенка. О важной роли родителей в воспитании детей писали в своих работах Д.Локк, М. Монтессори, Ж.Ж. Руссо и др.

В народной педагогике первые представления восточных славян о воспитании детей, об отношении к родителям, к предкам родились из житейского опыта, эмпирическим путем. Эти идеи воплотились в обрядах, традициях и обычаях народа.

Одно из ранних обращений к подрастающему поколению в нашем государстве закреплено в литературном педагогическом памятнике «Поучение детям» князя Владимира Мономаха. В этом произведении князь дает нравственные наставления своим детям, указывает моральные нормы.

Калмыцкий народ уже более 400 лет пребывает в составе России. Но исторически имеет свои этнокультурные особенности, связанные с взаимоотношениями членов семьи, особым почитанием старших, воспитанием детей и пр. У калмыков строго соблюдались правила поведения в обществе, которые требовали неукоснительного соблюдения всеми членами семьи. Для детей существовала система запретов, касающаяся их повседневной жизни, например, запрещалось беспричинно плакать, проявлять излишнее любопытство, вмешиваться в разговор старших и т.п. Детей учили стойкости и дисциплине, что было напрямую связано с укладом жизни калмыцкой семьи. Наиболее подробно сведения о семье, воспитании и браке у калмыков представлены в трудах П.И. Небольсина и А.И. Житецкого, Д.Д. Шалхакова, У.Э. Эрдниева.

Принципы и правила воспитания сохранились у каждого народа в фольклоре: сказках, поговорках, пословицах. Они являлись, своего рода, кодексом нравственных норм и духовных ценностей, принятых в обществе.

Известны работы, посвященные проблемам семейного воспитания, таких отечественных ученых и педагогов, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, В.Ф. Одоевский, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и многих других.

Весомый вклад в развитие семейной педагогики внес К.Д.Ушинский. В своих работах он призывал родителей к чтению педагогической литературы, с особым вниманием относится к выбору воспитателей и учителей для своих детей, направлять их в выборе жизненного пути. Центральной фигурой в семейном воспитании ученый и педагог отводил матери, считая, что воспитывая своих детей, она является воспитательницей народа.

В произведениях Л.Н.Толстого, посвященных проблемам воспитания, прослеживается направленность на воспитание нравственности. При этом писатель делал яркий акцент на отношениях между членами семьи, на взаимоуважении друг друга, тесном общении родителей и детей. Эта же идея поддерживается и в работах А.С. Макаренко. Главное условие успешного семейного воспитания он видел в полноценной, дружной семье, в которой имеют место четкий режим и трудовая деятельность.

В педагогических трудах многих ученых отмечается роль семьи в духовном становлении подрастающего поколения. Начиная с древних времен, человечество пыталось определить место человека в этом мире, осмыслить отношения между людьми, между человеком и природой.

В работах ученых и педагогов красной нитью проходит мысль о влиянии семьи на формирование нравственности человека. В произведениях древних философов мы видим обращение к названной проблеме, например, в рассуждениях Аристотеля отмечено, что «нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства…Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1, с. 251].

Воспитательная функция семьи, прежде всего, состоит в том, что именно через семью ребенок входит в общество. В семье он получает первичный опыт взаимодействия с окружающим миром, его осмысление. Посредством общения в семье происходит передача опыта поколений, закладывается фундамент взглядов и убеждений, основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества.

Важную роль в семейно-нравственном воспитании играет авторитет родителей. Родители для ребенка — пример поведения, и от того, каких убеждений, взглядов и жизненных принципов придерживаются родители, во многом зависит то, какая личность будет взращена в определенной семье. От родителей требуется проявление ответственности и нравственно-этической зрелости, умение общаться с детьми. Такие качества и умения родителей умения способствуют развитию индивидуальности детей. Нравственное воспитание в семье должно быть подчинено ценностному идеалу и направлено на формирование лучших качеств ребенка, на самосовершенствование его в стремлении стать полноценной высоконравственной личностью.

Одной из несомненных функций семейно-нравственного воспитания является сохранение, развитие, преобразование и передача последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи. Семейные ценности объединяют все поколения родственников в единую семью, определяют пути воспитания детей в этом сообществе.

Научные работы педагогов прошлого являются теоретическим фундаментом развития современной семейной педагогики, в разрезе которой семья является одним из важнейших факторов развития личности ребенка.

Сегодня семейно-нравственному воспитанию уделяется особое внимание. Современные государственные документы свидетельствуют о важности этого направления в развитии общества. Так например, в государственном документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указано, что «воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях», а одной из приоритетных задач в достижении поставленной цели является «обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей» [7; с. 3]. В документе прописаны основные направления развития воспитания, где уточняются, в том числе, меры по поддержке семейного воспитания. Среди таких мер можно отметить:

  • повышение социального статуса и общественного признания родительства;
  • развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
  • поддержка семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ и другие.

Документ обращен также к системе образования. Здесь предполагается:

  • обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
  • полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин;
  • разработка и реализация программ воспитания обучающихся, в том числе, направленных на формирование семейных ценностей и подготовку школьников к семейной жизни и другие [7, с.6].

Еще одним важным государственным документом в области семейного воспитания является Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года [5]. Она является ориентиром в области семейной политики и направлена на укрепление института семьи в нашей стране. В Концепции уделено внимание воспитательной стратегии семьи, стержневой основой которой является опора на духовно-нравственные и этические ценности. В Концепции указано, что «к традиционным семейным ценностям относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и (или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению» [5].

Федеральный государственный образовательный стандарты основного общего образования декларирует так называемый «портрет выпускника основной школы», в котором обозначены личностные качества, связанные с осознанием и принятием ценности семьи, ответственным отношением к ней во взрослой жизни.

Во всех перечисленных документах и научно-педагогических трудах отмечается, что содержанием семейно-нравственного воспитания являются ценности, которые передаются из поколения в поколение и аккумулируются в религиозных, этнических, культурных традициях. Названные ориентиры определяют вектор педагогической деятельности, направленной на оказание педагогической поддержки подрастающему поколению в обретении личностных смыслов, связанных с построением и сохранением семейных отношений.

Таким образом, семейно-нравственное воспитание нацелено на формирование у ребенка базовой личностной культуры, содействующей становлению его личности, совершенствованию его лучших проявлений и качеств. С раннего детства ребенок усваивает те нормы и правила, которые транслируются в его семье, в ближайшем социуме. Основным методом воспитания в семье является пример родителей.

Читайте также

Список литературы

  1. Аристотель, Сочинения в 4-х томах/ Аристотель. Т.4. — М.: Мысль, 2004. — 360 с.
  2. Гребенников, И.В, Ковинько, Л.В. Семейное воспитание: краткий словарь / И.В. Гребенников, И.В. Ковинько. — М.: Политиздат, 1990. — 136 с.
  3. Гурджиян, М.В. Традиционная семья в российском обществе / М.В. Гурджиян // Общество: философия, история, культура. — 2016. — №4. — С.41
  4. Дармодехин, С.В. Семья и государство / С.В. Дармодехин. — М., Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, 2001. — 205 с.
  5. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] / http://www.pravo.gov.ru, 29.08.2014.
  6. Ожегов, С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, «Мир и образование», 1997. — 944 с.
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.

Цитировать

Бактаев, Ц.Б. Сущность и характеристика семейно-нравственного воспитания школьников / Ц.Б. Бактаев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 128. — С. 68-70. — URL: https://novainfo.ru/article/18782 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться