Муниципальные финансы в Австрии

№80-1,

Экономические науки

Данная статья включает в себя структуру правления в Австрии, а также порядок формирования бюджета муниципальных образований в Австрии.

Похожие материалы

Для понимания устройства финансов на муниципальном уровне, необходимо понять структуру местных и региональных органов правления. Анализ муниципальных образований поможет внести ясность в их финансовую систему.

Муниципальные финансы являются социальной основой государства, эквивалентом экономических отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления, целью которых является разрешение вопросов о формировании, использовании финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей и обеспечения жизнедеятельности населения [1].

Австрия — федеративное государство в Центральной Европе. Структура государственного правления в Австрии включает в себя четыре единицы [2]:

  1. Федерация (федеральный центр, Bund);
  2. Субъекты федерации — земли (Lander);
  3. Административные округа (Bezirke);
  4. Муниципальные образования (Gemeinden).

В данный момент, в соответствии с федеральный конституционным законом, принятым в 1920 году, Австрия содержит девять федеральных земель [2]:

  1. Бургенланд (нем. Burgenland);
  2. Каринтия (нем. Kärnten);
  3. Нижняя Австрия (нем. Niederösterreich);
  4. Верхняя Австрия (нем. Oberösterreich);
  5. Зальцбург (нем. Salzburg);
  6. Штирия (нем. Steiermark);
  7. Тироль (нем. Tirol);
  8. Форарльберг (нем. Vorarlberg);
  9. Вена (нем. Wien).

В 1950 году существовало 3999 муниципалитетов. Однако, в конце 60-х — начале 70-х годов в Австрии происходили реформы по укрупнению местного управления. В настоящий момент количество муниципалитетов сократилось до 2358 (пятнадцать из них отличаются особым правовым статусом).

Австрия отличается опосредованным федеративным управлением. Это значит, что австрийская конституция дает право землям осуществлять отдельные (указанные в конституции) федеральные законы самостоятельно, благодаря собственных органов власти. Полномочный за опосредованное федеративное управление в части федерации — губернатор (Landeshauptmann). Низшую ступень государственной администрации занимают окружные правления (Bezirkshauptmannschaft), ответственные за полномочия, делегируемые федерацией и землями. Однако, не имеющие возможности проводить самоуправление. В большинстве случаев, окружное управление контролирует действия муниципалитетов. Муниципальные органы власти осуществляют функции в рамках местного руководства, и полномочия, делегированные федерацией и землями. Приведением этих обязанностей в жизнь занимается мэр.

Земли состоят из муниципальных образований. Муниципалитет — территориальное образование, исполняющее местное самоуправление, и в то же время, административный округ. Полагается, что муниципалитет охватывает всю территорию федеральных земель.

Муниципальное образование — независимый участник экономических отношений. Оно имеет право приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться по собственному решению разными видами имущества в порядке, принятом федеральными и земельными законами, самостоятельно осуществлять ведение муниципальными предприятиями и их финансовыми средствами и взыскать налоги согласно конституции.

В Конституции, закон о финансах, принятый в 1948 году отражает полномочия федерации и федеральных земель в части налогообложения, регулирует финансовое положение и порядок финансовых отношений между органами власти на разных уровнях. Основой данного закона является самостоятельное финансирование органами власти своих полномочий, если иное не предусмотрено законом. По конституции, возлагаемые федеральным законодательством обязанности и функции должны отвечать возможностям территориальных органов.

В Австрии имеется только один законодательно признанный орган местного самоуправления, формируемый общинами (Orstgemeinden). Общины руководятся советом, который избирается сроком на 4-6 лет.

Бюджеты данных общин складываются посредством классических источников доходов.

В зависимости от предназначения, законодательство предусматривает различные виды налогов. Рассмотрим налоги, перечисляемые только в муниципальный бюджет. Местное самоуправление не имеет право вводить новые виды налогов, поскольку реестр налогов, налоговая база и налоговые ставки назначаются федеральным или земельным законодательством. Местные органы власти не вправе взыскать налоги в добавок к имеющимся.

Рассмотрим основные налоги, взимаемые на местном уровне, и поступающие в муниципальный бюджет. Данные налоги обязаны платить как физические, так и юридические лица. Вместе с тем, налоговое обложение для юридических лиц может отличаться в зависимости от специфики ведения бизнеса. Лица, проживающие более 183 дней в году, считаются резидентами Австрии и подлежат выплате налогов от прибыли, доходов от занятости, инвестиций, бизнеса и недвижимости, приобретенных по всему миру. Данная система носит название неограниченного налогообложения. [3] Тогда как нерезиденты должны выплачивать подоходный налог от определенных источников, заработанный только в Австрии, и осуществляется по стандартным ставкам:

  • Подоходный налог. Резидентам необходимо предоставить налоговую декларацию в случае, если уровень налогооблагаемой базы превышает 11,000 евро. Для нерезидентов — если налогооблагаемый доход равен 2,000 евро в год.
  • Налог на прибыль предприятия. Стандартная ставка для предприятий — 25%, срок — 1 год. Если предприятие терпит убытки, оно вправе платить минимальный уровень уплаты налога в размере 1,750 евро для ООО и 3,500 евро для АО. Налог на прирост капитала в Австрии не взимается, поскольку доход, являющийся приростом капитала облагается по стандартной ставке налога на прибыль.
  • Налог на проценты, дивиденды и роялти. Дивиденды и проценты облагаются налогом в размере 27,5%. Роялти облагается налогом в 20%.
  • Налог на добавочную стоимость (НДС). В Австрии составляет 20%, но некоторые категории товаров и услуг облагаются по ставкам 10% или 13%. К примеру, товары первой необходимости — 10%. При экспорте товаров ставка — 0%.
  • Налоги на недвижимость. При покупке объекта недвижимости необходимо платить 3,5% стоимости сделки. За регистрацию взимается 1,1% оценочной кадастровой стоимости недвижимости.

Данный список неполон, поскольку налоги в Австрии достаточно многогранны и используются в различных сферах деятельности. Стоит отметить, главным местным налогом является промысловый налог. Сюда также добавляется налог на недвижимость и налоги и сборы за потребление.

За принятие бюджета муниципалитета и подготовку окончательного баланса ответственность несет муниципальный совет. Австрия применяет политику публичной доступности данных о муниципальных расходах. Существует портал австрийских открытых правительственных данных — http://data.gv.at/. Однако, некоторые данные скрыты или трудны для визуального восприятия. В связи с этим, не так давно был запущен проект, финансируемый Банком Австрии — http://www.offenerhaushalt.at/, который обеспечивает доступ к данным о расходах вех 2356 муниципалитетов в Австрии [4].

Рисунок 1 отображает распределение средств из бюджета в городе Зальцбург.

Распределение средств из бюджета в городе Зальцбург.
Рисунок 1. Распределение средств из бюджета в городе Зальцбург.

Тем не менее, каждый мэр муниципалитета несёт ответственность за публикацию бюджетных данных через портал. В Австрии муниципалитеты должны сообщать о своих бюджетах в федеральные государства, которые доставляют эти отчеты в Статистическое управление Австрии. Данный портал показывает, на какие области были потрачены имеющиеся налоговые деньги и в какие сферы были произведены инвестиции.

В 1999 году для координации бюджетов на всех уровнях был принят «Австрийский пакт стабильности» (“Austria Stability Pact”) [5]. В случае возникновения дисбаланса на различных уровнях, Пакт включает санкции и штрафы на сектор, не выполняющий свои обязанности. В случае муниципальных образований штрафы взимаются с отдельных муниципалитетов. Однако, данные санкции никогда не применялись, поскольку все обязательства всегда исполнялись.

Список литературы

  1. Морунова Г. В. Теория, законодательство и практика организации муниципальных финансов в трансформационной экономике / Г. В. Морунова. – СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2016. – С. 10 -11
  2. Organisation of municipal administration - https://www.wien.gv.at/english/administration/organisation/austria/municipal-administration.html
  3. Income taxes abroad – Austria – https://europa.eu/youreurope/citizens/work/taxes/income-taxes-abroad/austria/index_en.htm
  4. Austria launches budget transparency portal - https://www.internationalbudget.org/2013/11/austria-launches-budget-transparency-portal/
  5. Budgeting in Austria. OECD Journal on Budjeting - https://www.oecd.org/austria/40961371.pdf