Особенности формирования мотивации учебной деятельности у студентов

№102-1,

педагогические науки

В статье рассматривается феномен мотивации учебной деятельности у студентов. Раскрыты психологические особенности мотивации у студентов первого курса. Представлены результаты исследований по данной проблеме.

Похожие материалы

Сегодня особое внимание уделяется вопросу мотивации учебной деятельности студента. Современное общество требует от будущих специалистов: умения мыслить, решать нестандартные задачи и находить альтернативные оптимальные решения, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих. Именно высокий уровень мотивации учебной деятельности сможет поспособствовать этому.

В процессе формирования важных качеств к будущей профессиональной деятельности, мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека. Поэтому особенно важной становится проблема формирования мотивов учебной деятельности у студентов. Мотивы являются мобильной системой, которую можно изменить [4].

Целью нашей работы является теоретический анализ феномена мотивации учебной деятельности, а также диагностика особенностей мотивации учебной деятельности у студентов первого курса.

В структуре личности, мотивация играет важную роль и оказывается ключевым понятием, используемым для объяснения поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще далеки от своего завершения. Это, в частности, отражается и на многозначности определений основных понятий психологии, таких как потребность, мотив, мотивация.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются [1].

Мотивация не только определяет деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство сфер его психической деятельности. Х. Хекхаузен различал мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает, по его мнению, такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задается целевым состоянием отношения «индивид — среда» [3].

Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, системна, характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. При этом на разных этапах обучения происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей.

Для определения отличительных черт мотивации учебной деятельности у обучающихся была проведена диагностика. В момент выполнения диагностики общее состояние респондентов было удовлетворительным. Время диагностики составляло — 40 минут. Выборка нашего исследования состояла из 30 респондентов, из числа которых 90 % девушек и 10 % юношей. Средний возраст респондентов 18 лет. Для выполнения исследования была использована методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, версия Н. Ц. Бадмаевой). Опросник состоит из описания 34 мотивов, субъективную значимость каждого из которых предлагается оценить по 5-ти балльной шкале (1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов — максимальной). При обработке данных производится усреднение оценок по мотивационным факторам, относящимся к каждой шкале опросника. Таким образом, результирующие значения по шкалам также находятся в диапазоне от 1 до 5 баллов: чем выше балл по шкале, тем более выраженным является данный вид мотивации [2].

Структуру опросника составляют 7 шкал: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

  • Коммуникативные мотивы. Тут испытуемые продемонстрировали среднее значение 3,7. Среднее значение говорит о довольно оптимальной мотивации в коммуникации.

Коммуникативное мотивирование — метод предоставления активной роли в общении. Справедливая реальность предназначается этой базой, что порождает необходимость в общении.

  • Мотивы избегания. Испытуемые продемонстрировали среднее значение 2,6. Показатель по группе говорит о том, то что мотивация избегания на низком уровне, в соответствии с этим, большая часть группы нацелены на преуспевание, чем на предотвращение провалов.

Люди с проявленной ориентацией на результат выбирают жизнерадостный взгляд на жизнедеятельность, оценивают проблемы равно как стимул к перемещению вперед, к развитию, обращают внимание на возникновение преград с оптимизмом и энергией. Они полагаются на собственные возможности (реально их расценивая).

  • Мотивы престижа. Среднее значение 3,2. Полученные данные говорят о том, что практически 50 % респондентов обладают авторитетом.
  • Профессиональные мотивы. Среднее значение получилось 4,2. Данное значение говорит о значительной мотивации профессиональной сферы.
  • Мотивы творческой самореализации. Испытуемые продемонстрировали среднее значение 4,1. У испытуемых довольно значительная мотивация в творческой самореализации.
  • Учебно-познавательные мотивы. Среднее значение составило 3,8. Познавательные мотивы объединены с содержанием учебной деятельности и течением её выполнения. Данные мотивы говорят об ориентации подростков в получении новых познаний. Познавательные мотивы отображают желание обучающихся к самообразованию и саморазвитию.
  • Социальные мотивы. Результат получился близок к мотивам престижа и составил 3,5. Данные мотивы связаны с разными типами общественного взаимодействия обучающихся с другими людьми. К примеру: желание приобретать знания, для того чтобы являться полезным обществу, стремление осуществить собственный долг, понимание необходимости обучаться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания общественной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к подбору профессии. Кроме того, к общественным мотивам относятся и так именуемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении завоевать конкретную позицию в взаимоотношениях с окружающими, заполучить их одобрение, завоевать авторитет.

Таким образом, педагогический процесс должен опираться на актуальные мотивы и создавать одновременно предпосылки для возникновения новых, более высоких и действенных мотивов.Для того, чтобы сформировать у студентов стойкую положительную мотивацию учебной деятельности, необходимо следить за динамикой развития их мотивов. Для этого необходимо периодически проводить исследования у студентов, с целью выявления характера мотивации и установления доминирующих мотивов.

Список литературы

  1. Безверхняя Г. В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. — М.: Логос, 2004. 123 с.
  2. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 73-78
  3. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Смысл, 2003. 860 с.
  4. Пермяков О. М. Проблема формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения // Сборник статей 6-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. — 2016. — С. 108-111.