Здоровьесберегающие технологии как средство эффективного образовательного процесса в вузе

№80-1,

педагогические науки

В статье рассматривается вопрос применения здоровьесберегающих технологий в процессе обучения, их классификация, а также проводится исследование эффективности их применения в конкретном вузе.

Похожие материалы

Здоровье человека сильно влияет на его работоспособность, учебную и трудовую деятельность. Терминологически, здоровье — это «нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей» [2]. Поэтому сохранение здоровья населения — это первостепенная задача государства. Однако, политика государства в сфере здравоохранения часто ограничивается пропагандой только здорового образа жизни, а вопросам в целом здоровьесбережения уделяется не слишком много внимания.

Здоровьесбережение — это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека [3].

Важно отметить, что заболеваемость детей и подростков увеличивается с каждым годом. Хотя в учебных заведениях находят своё применение здоровьесберегающие технологии, значительная часть подростков, поступающих в вуз, имеет хронические заболевания, полное или частичное освобождение от занятий физической культурой. Это свидетельствует о низкой культуре населения: недостаточных знаниях, нехватке мотивации, — а также о том, что здоровьесберегающие технологии применяются не систематически.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся.

Существуют различные классификации здоровьесберегающих технологий, наиболее часто используемая в России разработана Н.К. Смирновым [4]. Так, согласно этой классификации, данные технологии подразделяются на:

  • медико-гигиенические технологии;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • экологические технологии;
  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии, которые делятся на организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные технологии.

В педагогическом лексиконе присутствует определение здоровьесберегающих образовательных технологий, означающих систему, создающую условия для сохранения и укрепления физического, духовного, эмоционального, интеллектуального здоровья учащейся молодёжи [1]. Таким образом, данные технологии нужны не только для поддержания физического состояния людей, но являются целым комплексом мер поддержания здоровья во всех его аспектах.

Для того, чтобы определить уровень реализации здоровьесберегающих технологий в системе российского высшего образования, было проведено исследование на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ). В процессе исследования были выделены используемые в данном вузе здоровьесберегающие технологии, а затем было опрошено 40 студентов второго курса института гуманитарного и социально-экономического образования (ИГСЭО), чтобы узнать, насколько используемые технологии кажутся студентам эффективными. Респондентам задавались одинаковые вопросы, при отсутствии ответов разъяснялись некоторые понятия.

Было определено, что в РГППУ применяются следующие основные здоровьесберегающие технологии:

  • медико-гигиенические технологии. Эти технологии находят отражение в наличии медицинского кабинета, который регулярно обеспечивает вакцинацию студентов, а также оказывает им медицинскую помощь; в разделении обучающихся на группы физической культуры (ФК) — основную, подготовительную, специальную — по состоянию здоровья;
  • психолого-педагогические технологии, выражающиеся в обеспечении психологического комфорта обучающихся при проведении занятий;
  • организационно-педагогические технологии. К данным технологиям можно отнести наличие в учебной программе всех специальностей лекционный курс дисциплины физическая культура, проводимый наряду с занятиями по прикладной физической культурой. Данный лекционный курс рассчитан на 1 семестр;
  • физкультурно-оздоровительные технологии. К этому виду технологий относится вариативность занятий по прикладной физической культуре (в спортивном зале, на катке, на открытом стадионе), что более широко развивает физические качества обучающихся, а также наличие в вузе нескольких спортивных секций по разным направлениям;
  • учебно-воспитательные технологии. Данные технологии находят своё применение в акциях, проводимых студенческими организациями, например, «Меняем сигарету на конфету».

После определения технологий, которые используются в вузе, был проведён опрос обучающихся.

Первый вопрос, призванный помочь в определении культуры обучающихся, состоял в том, знают ли студенты, что такое «здоровьесберегающие технологии». На этот вопрос 28 из 40 студентов (70%) ответили отрицательно, и только 12 (30%) — положительно.

Обучающимся, которые отрицательно ответили на вопрос, было объяснено определение данных технологий для успешного продолжения опроса.

Второй вопрос, заданный респондентам, позволил определить, насколько обучающиеся замечают применение здоровьсберегающих технологий в РГППУ. Каждому респонденту было предложено назвать конкретные технологии, которые, по их мнению, используются в вузе. Среди опрошенных 6 человек (15%) не смогли назвать ни одной технологии, остальные 34 студента (85%) назвали одну и более технологию, которая действительно используется в вузе.

После получения ответов на второй вопрос студентам было рассказано, какие технологии используются в вузе.

Третий вопрос, направленный на практическую часть применения технологий, позволил узнать у участников опроса, насколько велика польза от внедрённых здоровьесберегающих технологий для конкретного человека. Большую пользу отметили 14 обучающихся (35%), аргументировав это тем, что благодаря занятиям ФК и посещению секций получили много знаний и умений для поддержания своего физического состояния. Часть респондентов (3 человека или 7,5%) отметили пользу лекционного курса по физической культуре. Остальные студенты отметили среднюю пользу от таких технологий.

Четвёртый вопрос призван узнать, достаточно ли обучающимся такого объёма используемых технологий в вузе. Большинство студентов (29 человек или 72,5%) отметили, что объём используемых технологий недостаточный. Остальных 11 студентов устраивает нынешний объём использования технологий.

В качестве завершения опроса респондентам было предложено внести предложения по внедрению дополнительных здоровьесберегающих технологий в вузе. Респонденты высказывали предложения о повышении разнообразия занятий по прикладной физической культуре, улучшении материально-технического обеспечения помещений для занятий.

По результатам исследования можно говорить о том, что здоровьесберегающие технологии в РГППУ присутствуют, но не отвечают некоторым требованиям, к ним предъявляемым. Во-первых, большая часть используемых технологий направлена только на поддержание текущего физического состояния студентов, игнорируя духовный и психологический аспект, вопрос мотивации. Во-вторых, сами студенты отмечают не слишком высокий объём использования таких технологий. С другой стороны, часть опрошенных отмечает значительную пользу от внедрённых технологий. Нельзя также исключать то, что в высшей школе подразумевается некоторая самостоятельность обучающихся, которая должна быть направлена и на сохранение здоровья.

Список литературы

  1. Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах / Г.А. Ивахненко // Вестник института социологии. – 2013. – №6. – С. 100-111.
  2. Петленко В.П. Валеологические критерии здоровья / В.П. Петленко // Материалы научного форума общественного движения «Здоровый мир». – 2007. – С. 13-16.
  3. Cмирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
  4. Сущность и роль здоровьесбережения и медико-социальные проблемы физиологического старения населения России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/583/1353 (Дата обращения 06.03.2018).