Динамика физического развития студенток III функциональной группы

№82-1,

педагогические науки

Статья посвящается оценке показателей физического развития студенток, отнесенных к III функциональной группе по дисциплине «физическая культура» (СМГ) и обучающиеся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ФГБОУ ВО ИРНИТУ). Проведено наиболее оптимальное тестирование для анализа показателей, характеризующих уровень физического здоровья.

Похожие материалы

Актуальность

Контроль уровня физического развития является одной из первоочередных мер по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов [2]. Мониторинг позволяет определить неотложные и долгосрочные мероприятия по предупреждению и устранению негативных воздействий учебного процесса на физическое состояние обучающихся, таких как интенсификация учебного процесса, повышение нервной и умственной нагрузки, прогрессирующий дефицит двигательной активности студентов, ограничение спортивной и рекреационной деятельности, устаревшие формы организации процесса физического воспитания учащейся молодежи [1].

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составляет анализ 5439 обследованных обучающихся девушек с первого по четвертый курс в Иркутском национальном исследовательском техническом университете на протяжении нескольких лет. Проводилось измерения длинны тела (см), массы тела (кг), обхвата грудной клетки (см), пробы Штанге (с) и пробы Генче (с). Данное тестирование является наиболее оптимальным для анализа показателей, характеризующих уровень физического здоровья.

Результаты исследования

Результаты исследования приведены в табл. 1

Таблица 1. Динамика физического развития студенток III функциональной группы с 1 по 4 курсы обучения

Курсы

Рост

Вес

ОГК

Проба Штанге

Проба Генче

(см)

(кг)

(см)

(с)

(с)

1

Начало первого

165,0±0,3

55,8±0,4

85,1±0,4

41,8±0,64

28,9±0,5

2

Конец первого

165,0±0,5

55,8±0,7

85,7±0,7

45,6±1

32,3±0,8

P1-2

P>0,05

P>0,05

P>0,05

P<0,01

P<0,01

3

Конец второго

164,8±0,9

57,2±1,4

86,4±0,8

39,5±2,1

25,6±1,4

P2-3

P>0,05

P>0,05

P>0,05

P<0,05

P<0,01

4

Конец третьего

166,3±0,5

58,8±0,8

86,4±0,6

42,0±1,5

28,0±1

P3-4

P<0,05

P<0,05

P>0,05

P>0,05

P>0,05

5

Конец четвертого

166,6±0,6

58,7±1

86,6±0,7

42,5±1,8

31,1±1,2

P4-5

P>0,05

P>0,05

P>0,05

P>0,05

P<0,05

Установлено, что рост девушек в начале первого курса и в конце его не имеет значительных изменений и составляет 165,0 см (P>0,05). В конце второго курса обучения его величина практически не изменилась и составила 164,8±0,9 см. К концу третьего курса заметно увеличение (P<0,05) значений показателя до 166,3±0,5 см. В конце четвертого курса наблюдается дальнейшее незначительное увеличение его характеристик до 166,6±0,6 см.

Анализ показателей веса у девушек в начале первого курса и в его конце не имеет существенных различий (P>0,05) и составляет 55,8±0,4 кг. В конце 2-го курса он у них возрос и составил 57,3±1,4 кг. В конце 2-го и особенно 3-го годов обучения (P<0,05) выявлено дальнейшее увеличение массы тела у студенток. Так, к концу третьего курса обучения ее значение возросло до 58,8±0,8 кг (P<0,05), а к концу четвертого курса она стабилизировалась и составляет 58,7±1 кг.

Характеристики окружности грудной клетки (ОГК) студенток в начале первого курса обучения и в его конце достоверно не отличаются и составляют 85,1±0,4 и 85,7±0,7 см. К концу второго курса величина ОГК студенток возросла до 86,4±0,8 см. К концу третьего и четвертого курсов отмечается дальнейшее незначительное увеличение показателя окружности до 86,3±0,6 и 86,6±0,7 см.

Анализ данных пробы «Штанге» показал, что в начале первого курса величина ее результатов составила 41,8±0,6, а в конце обучения в Иркутском национальном техническом университете 45,6±1,0 с (P<0,01). В конце второго курса они снизились до 39,5±2,1с (P<0,05). К концу третьего курса отмечается увеличение значения этого показателя до 42,0±1,5 с. В конце четвертого курса наблюдается дальнейший незначительный прирост результатов её определения до 42,5±1,8 с.

При изучении результатов в пробе «Генче» получено, что в начале первого курса они составили 28,9±0,5, а в его конце 32,3± 0,8 с (P<0,01). В конце второго курса показатели студенток уменьшились до 25,6±1,4 с (P<0,01). К концу третьего курса отмечается незначительное увеличение значений результатов до 28,0±1 с и выявлено дальнейшее их увеличение (Р<0,05) к концу четвертого курса до 31,1±1,2 с.

Вывод

В процессе обучения в Иркутском национальном исследовательском техническом университете у девушек отмечается увеличение таких показателей как: длина, масса тела и окружность грудной клетки к 3-ему и стабилизация их параметров к 4-му курсу обучения в вузе, что говорит об правильно выбранной методике по дисциплине «физическая культура». Наибольшие значения результатов студенток в пробах «Штанге» и «Генче» наблюдаются в конце 1-го курса. На 2-ом курсе установлено уменьшение их значений с последующим увеличением их характеристик при изучении на 3-ем и 4-ом годах обучения в вузе. Анализ данных показал, что за период обучения у студентов по всем параметрам наблюдается рост результатов физического развития к третьему курсу обучения, так как на четвертом учащиеся переходят на лекционные занятия по дисциплине «физическая культура». Физическое развитие студентов является основным показателем, реализующим общеподготовительное направление в системе физического воспитания и всего учебного процесса института.

Список литературы

  1. Игнатьева Е.П., Физическое развитие и физическая подготовленность студентов третьей функциональной группы здоровья. Е.П. Игнатьева, М.М. Колокольцев, Л.Ф. Наталевич, Л.Н. Просвирина, Л.Д.Рыбина, И.А.Ярославцева. Иркутск, 2014.
  2. Колокольцев М.М. Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции / М.М.Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4 (99). С. 287-292.