Мониторинг физического развития юношей специальной медицинской группы в динамике обучения в вузе

№82-1,

педагогические науки

Проанализированы результаты развития студентов-юношей, в ходе исследования были использованы следующие методики анализ показателей физического развития 6606 студентов-юношей III функциональной группы (специальной медицинской группы), обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ): длина (см) и масса (кг) тела, окружность грудной клетки (ОГК, см), пробы Штанге и Генче (с). Исследование данных говорит о снижении функциональной подготовленности со стороны респираторной системы юношей во время обучения, что необходимо учитывать при организации занятий физической культурой в вузе.

Похожие материалы

Актуальность

Определение уровня физического развития является неотъемлемой частью в процессе совершенствования эффективности учебного процесса в Иркутском национальном исследовательском техническом университете[2]. В решении проблемы сохранения и укрепления физического здоровья молодежи одним из важных инструментов является мониторинг физической подготовленности и физического развития студентов, обучающихся в образовательном учреждении [1]. Постоянное динамическое наблюдение за показателями физического развития является средством контроля над эффективностью процесса физического воспитания в вузе и внесения соответствующих корректив в учебные программы по физическому воспитанию студентов. Изучение этих вопросов позволяет использовать полученные данные в формировании индивидуальных образовательных маршрутов для студентов по дисциплине «Физическая культура»[3].

Материалы и методы

В ходе исследования были использованы следующие методики анализ показателей физического развития 6606 студентов-юношей III функциональной группы (специальной медицинской группы), обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ФГБОУ ВО ИРНИТУ): длина (см) и масса (кг) тела, окружность грудной клетки (ОГК, см), пробы Штанге и Генче (с).

Результаты исследования

Результаты исследования приведены в табл.1.

Таблица 1. Динамика физического развития студентов обучающихся в ИРНИТУ за 4 года обучения

Курсы

Рост

Вес

ОГК

Проба Штанге

Проба Генче

(см)

(кг)

(см)

(с)

(с)

1

Начало первого

178,4±0,3

68,8±0,5

95,2±0,3

56,7±0,8

39,6±0,8

2

Конец первого

178,2±0,5

68,5±0,9

92,6±0,7

87,2±18,6

30,7±1,3

P1-2

P>0,05

P>0,05

P<0,05

P<0,05

P<0,05

3

Конец второго

179,5±1,0

70,3±0,5

93,5±0,3

58,8±2,1

31,7±1,1

P2-3

P>0,05

P>0,05

P>0,05

P>0,05

P>0,05

4

Конец третьего

180,7±1,0

75±2,05

94,8±1,3

62±0,6

25,6±2,9

P3-4

P>0,05

P<0,05

P>0,05

P>0,05

P<0,05

5

Конец четвертого

178,6±1,2

74,3±2,2

94,2±2,4

58,9±4,1

32,2±0,9

P4-5

P>0,05

P>0,05

P>0,05

P>0,05

P<0,05

Анализ позволил установить, что длина тела студентов в начале первого курса и в его конце не отличается и составляет 178,4±0,3, и 178,2±0,5 см, соответственно.

В конце второго курса обучения величина показателя увеличилась и составила 179,5±1,0 см (P>0,05). К концу третьего курса отмечается дальнейшее увеличение роста до 180,7±1,0 см, а в конце четвертого курса он незначительно уменьшился до 178,6±1,2 см (P>0,05).

Результаты показывают, что вес юношей в начале и в конце первого курса достоверно не отличается и составляет 68,8±0,5 и 68,5±0,9 кг, соответственно (P>0,05).

В конце второго курса он незначительно увеличился и составил 70,3±0,46 кг, а к концу третьего года обучения отмечается уже достоверное (Р<0,05) увеличение до 75±2,0 кг. К концу четвертого учебного года у студентов-юношей выявлено незначительное уменьшение массы тела до 74,3±2,2 кг.

При изучении характеристик окружности грудной клетки (ОГК) установлено, что в начале 1-го курса значение показателя составляло 95,2±0,3, а в его конце — 92,6±0,7 см (P<0,05). В конце 2-го курса результат составил 93,5±0,3 см. К концу 3-го курса объем грудной клетки незначительно увеличивается до 94,8±1,3 см, что говорит о развитии дыхательного аппарата, а в конце 4-го года обучения выявлено небольшое её уменьшение до 94,2±2,4 см (P>0,05).

Анализ данных при проведении пробы «Штанге» показал, что в начале первого курса их величина составила 56,7±0,8 с, а в его конце — 87,2±18,6 с (Р<0,05), что является лучшим результатом за весь период их обучения. В конце второго года обучения он снизился до 58,8±2,1 с.

К концу 3-го учебного года отмечается увеличение значения показателя до 62±0,6 с, и в конце 4-го курса наблюдается дальнейшее снижение их значения до 58,9±4,1 с.

Анализируя результаты проведения пробы «Генче» получено, что в начале первого курса обучения ее величина составила 39,6±0,8 с, а в его конце — 30,7±1,3 с (P<0,01). В конце второго учебного года в ИРНИТУ результат у них составил 31,7±1,1 с, а на третьем курсе отмечено уменьшение его значений до 25,6±2,9 с (P<0,05). В конце четвёртого курса обучения в университете он увеличивается до 32,2±0,9 с (P<0,05).

Выводы

По результатам проведенного мониторинга видно, что в процессе обучения у юношей отмечается увеличение длины и массы тела к 3-ему и незначительное уменьшение веса тела к концу 4-го учебного года.

Наибольшие значения результатов изучения окружности грудной клетки и пробы «Генче» наблюдается в начале первого курса, а наименьшие их значения в конце 1-го и в конце 3-го курсов, соответственно. В пробе «Штанге» наибольшие значения результатов ее проведения приходятся на конец 1-го курса (87,2±18,6 с), а наименьшие — на его начало (56,7±0,8 с), показатели находятся на среднем и ниже среднего уровне и имеют отрицательную динамику в течение всего процесса обучения в вузе. Это говорит о снижении функциональной подготовленности со стороны респираторной системы юношей во время обучения, что необходимо учитывать при организации занятий физической культурой в вузе.

Список литературы

  1. Ахматгатин А.А. Сравнительная характеристика физического здоровья студентов в вузах различных ведомств / А.А. Ахматгатин, А.Н. Толстихин, Д.П. Отиев// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2017, № 7 (149).-С. 11-15.
  2. Игнатьева Е.П., Физическое развитие и физическая подготовленность студентов третьей функциональной группы здоровья. Е.П. Игнатьева, М.М. Колокольцев, Л.Ф. Наталевич, Л.Н. Просвирина, Л.Д.Рыбина, И.А.Ярославцева. Иркутск, 2014.
  3. Лумпова О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Фундаментальные исследования. 2011. № 11-2. С. 320-324.