Информационная открытость региональных органов исполнительной власти на примере Администрации города Уфы

№83-1,

Политология

Статья посвящена информационной открытости региональных органов исполнительной власти на примере Администрации города Уфы. Раскрыты основные понятия и затронут зарубежный опыт информационной открытости. Проведен анализ и выявлены проблемы коммуникации администрации с населением.

Похожие материалы

В 2009 году Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Многие авторы подчеркивают, что этот закон стал «настоящим правовым прорывом» [5, c. 64] информационной открытости органов. Основная цель закона — максимальное упрощение доступа к информации о деятельности и решениях государственных органов населением. Иначе говоря — повышение информационной открытости органов исполнительной власти. В 2014 году премьер-министр Д. А. Медведев подписал распоряжение об утверждение Концепции информационной открытости органов государственной власти. Основная цель документа — указание направлений развития в области информационной открытости и формирование методик оценки информационной открытости органов власти. Также, в концепции отражены принципы большего вовлечения общества в деятельность государственных органов и соответствующих шагов информационно открытости со стороны органов. Таким образом, мы получили стандарт открытости органов государственной власти. Но, анализ литературы показывает [3, 4, 5, 7], что многие регионы до сих пор сталкиваются с проблемами реализации этой концепции. В рамках этой статьи предлагается изучение аспектов информационной открытости региональных органов исполнительной власти на примере Республики Башкортостан.

В первую очередь, хотелось бы раскрыть основные понятия исследования. В рамках законотворчества «информационная открытость» в научной литературе понимается как «организационно-правовой режим деятельности любого участника социального взаимодействия, обеспечивающий любым участникам этого взаимодействия возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности» [3, c. 108]. Подчеркнем, что общество в целом, особенно в современный период, представляет собой информационную коммуникационную систему отношений. Человек по своей природе волен испытывать постоянную потребность в коммуникации и информации. А благодаря прогрессу, появился самый удобный коммуникативный и информационный канал — интернет. Таким образом, по сути, в первую очередь, именно через интернет реализуются концепции правительства в области информационной открытости. И становится очевидным, что в итоге мы приходим к такому каналу взаимодействия между органами и населениями, как веб-сайты. Веб-сайты можно разделить как на официальные сайты органов власти на собственных хостингах, так и на страницы в социальных сетях («паблики» — англ. «public»). Рассмотрим сайт администрации Уфы и ресурсов муниципальных органов в социальных сетях.

Стоит отметить, что концепции информационной открытости в конечном итоге перетекают в большие концепции «открытого правительства» и «электронного правительства». Этих концепций придерживаются большинство развитых стран в мире, такие как США, Канада, страны ЕС. Можно сказать, что концепции информационной открытости идут рука об руку с прогрессом в целом и с развитием государственного устройства страны, в частности. «Основная задача электронного управления состоит в изменении горизонтальных и вертикальных взаимоотношений между правительственными структурами и гражданами на основе применения сетевых операций, информационных технологий и коммуникационных сетей. Главные цели такого управления — оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу, расширение степени участия всех избирателей в процессах формирования власти, руководства и управления страной, обеспечение открытости и взаимной «подотчетности между гражданами и правительством». [4, с. 152].

Отдельно стоит отметить, что в рамках перечисленных концепций, со стороны федеральных органов ведется работа по мониторингу официальных сайтов государственной власти. Так, Минэкономразвития РФ с 2011 года запустил автоматизированную информационную систему «Мониторинг государственных сайтов» (АИС «Мониторинг госсайтов») [6]. Но, к сожалению, сам сайт мониторинга не работает (https://gosmonitor.ru/).

Отдельно рассмотрим значение социальных сетей в рамках информационной открытости органов власти. В первую очередь интересен зарубежный опыт представительств региональных органов исполнительной власти. Так, в Британии уже в 2012 году 97% городских советов пользовались Twitter, 93% — Facebook, 63% — Youtube. Большая часть органов используют социальные сервисы информирования населения о текущей работе, новых событиях, социальных компаниях. Причем большая часть пользуется социальными сетями и в обратном порядке — для коммуникаций с населением.

А в Китае, к примеру, нет перечисленных социальных сетей. Но есть национальный сервис «Weibo», где размещены тысячи аккаунтов городских служб и региональных органов власти, преследуя те же цели — информирование, обратная связь, оценка качества государственных услуг. Такие тенденции представительств органов власти в социальных сетях порождают соответствующие регламентации их действий. Так, в ЮАР в 2011 году были разработаны методические рекомендации поведения органов власти на социальных площадках. В рекомендациях представлен алгоритм поведения, тактики коммуникации и взаимодействия с населением в каждой популярной сети. В США в 2014 году были разработаны методические рекомендации принципы написания постов в сети «Twitter» с детальными советами заполнения профиля, оформления фотографии и т.д. Цель рекомендаций — повышение рейтинга политиков и рейтинга органов власти в глазах населения.

В рамках исследования проведем анализ информационной открытости Администрации города Уфы по данным аналитического агентства infometer.org. Анализ как на примере сайта Администрации (http://ufacity.info/), так и на примере представительства в социальных сетях. Выделим, зачем Администрации города нужен свой паблик в социальной сети (Рис. 1).

Зачем городу нужен паблик администрации [7]
Рисунок 1. Зачем городу нужен паблик администрации [7]

Таким образом, социальные сети являются важным инструментом в реализации информационной открытости органов власти. Социальные сети являются незаменимым каналом коммуникации органов власти с населением и удобным инструментом информационной открытости. На рисунке 2 отразим график присутствия администрации в социальных сетях относительно количества постов в сетях по состоянию на апрель 2018 г.

Администрации города Уфы в социальных сетях [7]
Рисунок 2. Администрации города Уфы в социальных сетях [7]

Таким образом, Администрация города Уфа хорошо представлена в социальных сетях. Отметим, что группы и страницы Администрации часто носят формальный характер, нет профессионального подхода к созданию постов. В целях привлечения молодой аудитории рекомендуется увеличить представительство в сети «Instagram».

Проведем анализ сайта Администрации города Уфы. Контент-анализ сайта свидетельствует о том, что данный орган публикует информацию о своей деятельности. Размещаются такие данные, как — общая информация, данные о градостроительстве, технологические параметры, информация о деятельности органа местного самоуправления. И в меньшей степени данные о муниципальных услугах, официальные документы и данные о работе с обращениями. Совсем нет данных о муниципальных заказах и о подведомственных организациях и учреждениях, но в целях обеспечения информационной открытости деятельности властных структур на сайте размещен список сайтов администрации и районов города. Также отметим, что сайт имеет отличный современный адаптивный дизайн и удобную навигацию. На рисунке 3 отразим какую информацию публикует администрация города Уфа на сайте и социальных сетях.

Контент-анализ сайта администрация города Уфа (По данным на февраль 2017) [7]
Рисунок 3. Контент-анализ сайта администрация города Уфа (По данным на февраль 2017) [7]

В целом можно отметить, что политика информационной открытости развивается неравномерно. Коммуникация с населением и информирование населения — стала отдельной деятельностью органов. Необходимым представляется привлечение специалистов в области контент-менеджмента, SMM (social media marketing), профессиональных агентств по развитию представительств органов в социальных сетях.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
  2. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти»
  3. Ишмухаметова О. А. Информационная открытость региона на примере интернет-сайтов органов государственной власти республики Башкортостан // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. – 2013. - № 11. – С. 107-111
  4. Михалёв А. Ю. Роль интернета в политике государств современного мира. //Вестник МГЛУ. - 2015. - №26 (737). - С. 147-154
  5. Михеев Д. С. Информационная открытость деятельности органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 10. С. 64 - 68.
  6. Мониторинг государственных сайтов URL: https://www.minfin.ru/ru/om/link/ratings/monitoring/ (Дата обращения: 05.04.2018)
  7. Публикации Проектного центра «Инфометр» URL: http://read.infometer.org/ (Дата обращения: 05.04.18)