Динамика изменений гибкости у студенток на занятиях по физической культуре

№83-1,

социологические науки

В современном мире одной из проблем студенческого общества является гиподинамия. В данной статье проводится исследование, среди студенток начальных курсов ИРНИТУ на гибкость суставов. Благодаря занятиям по физической культуре результаты студенток улучшаются с каждым годом обучения. Это способствует поддержанию физической формы, повышению подвижности в суставах и увеличению гибкости.

Похожие материалы

В современном мире одной из проблем студенческого общества является гиподинамия. Однако в последнее время наблюдается тенденция изменения мировоззрения у студентов, они осознанно выбирают активный образ жизни, ищут способы поддерживать себя в физической форме и следить за здоровьем. Мировые фитнес-технологии имеют большое количество различных методик, тренировок, инструкций, как быть стройным, подтянутым и здоровым [10]. И современная студенческая молодёжь старается придерживаться этих канонов. Одной из таких систем является стретчинг, который представляет собой комплекс силовых упражнений, основанный на активизации мышечных волокон за счёт их сокращения в ответ на растяжение [12]. Занятия стретчингом позволяют гармонично и естественно развить и укрепить мышцы, скорректировать фигуру, придать ей стройность, повысить выносливость. Эта система возникла в 50-е годы в Швеции для повышения эластичности мышечной ткани, сухожилий, связок, а также с целью профилактики травм. (Шипилина И., 2004)

Стретчинг можно рассматривать, как отдельную программу физического воспитания, так и в совокупности с другими методиками и комплексами фитнес-аэробики [2,3]. Она входит в программу элективных курсов по физической культуре в ИРНИТУ (Иркутский национальный исследовательский технический университет) у студенток с 1 по 5 семестры. Обучение в ВУЗе осуществляется в 6 институтах, каждый из которых относится к техническому, гуманитарному или художественному направлению.

В 2017-2018 учебном году было проведено исследование влияния фитнес-технологий, в том числе стретчинга, на студенток 1 и 2 курсов (207 девушек) первой и второй функциональных групп здоровья.

Методы исследования: тест «Наклон вперёд сидя» и «Наклон вперёд стоя на скамье» (для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов), тесты «Круговые движения прямых рук назад, держась за палку» и «Ассиметричное сгибание рук за спиной» (для измерения активной гибкости в плечевом суставе) (измеряется по шкале от 3 до 5 баллов: 3 балла — руки не касаются друг друга, 4 балла — соприкасаются пальцы рук , 5 баллов — одна рука может обхватить другу), тест «Мостик» (для измерения гибкости позвоночного столба), тест «Шпагат» (для измерения пассивной гибкости), тест «Сгибание стопы на себя и от себя сидя на полу» (для измерения гибкости в голеностопных суставах).

Анализ теста на гибкость «Мостик» показал (рис. 1), что у 1 курса лучший показатель теста равен 14 см, у 2 курса 0 см, худший результат у первокурсниц 77 см, у второкурсниц 74 см. Средний результат (табл. 1) у студенток 1 курса (42,27 см), 2 курса (40,37 см).

Динамика изменений результатов в тесте «Мостик»
Рисунок 1. Динамика изменений результатов в тесте «Мостик»

Анализ теста «Наклон вперёд сидя» показал (рис. 2), что наилучший результат у 1 курса равен 20 см, у 2 курса 24 см соответственно, наихудший результат на 1 и на 2 курсе равен 3 см. Средний результат у обучающихся на первом курсе (10,32 см), на втором курсе (16,73 см).

Динамика изменений результатов в тесте «Наклон вперёд сидя»
Рисунок 2. Динамика изменений результатов в тесте «Наклон вперёд сидя»

Анализ теста «Наклон вперёд стоя» среди 1 и 2 курсов (рис. 3) показал, что наибольший результат у 1 курса равен 23 см, наименьший 5 см, когда у 2 курса лучший показатель равен 26 см, а худший 6 см. Средний результат у студенток 1 курса (14,65 см), 2 курса (17,43 см).

Динамика изменений результатов в тесте «Наклон вперёд стоя»
Рисунок 3. Динамика изменений результатов в тесте «Наклон вперёд стоя»

Анализ теста «Круговые движения прямых рук назад, держась за палку» показал (рис. 4), что лучший результат у первокурсниц равен 43 см, худший 93 см, у второкурсниц лучший результат 40 см, худший 97 см. Средний результат у первого курса (67,57 см), второго курса (71,97 см).

Динамика изменений результатов в тесте «Круговые движения прямых рук назад, держась за палку»
Рисунок 4. Динамика изменений результатов в тесте «Круговые движения прямых рук назад, держась за палку»

Анализ тестирования «Шпагат поперечный» показал (рис. 5), что лучший показатель на 1 курсе равен 0 см, а худший 51 см, у 2 курса лучший результат равен 0 см, худший 54 см. Средний результат у обучающихся на 1 курсе (24,03 см), на 2 курсе (27,80 см).

Динамика изменений результатов в тесте «Шпагат поперечный»
Рисунок 5. Динамика изменений результатов в тесте «Шпагат поперечный»

Анализ тестирования «Шпагат продольный левая нога вперёд» показал (рис. 6), что лучший результат на 1 курсе равен 0 см, худший 34 см, лучший показатель на 2 курсе равен 0 см, худший 33 см. Средний результат у девушек на 1 курсе (10,76 см), на 2 курсе (15,53 см).

Динамика изменений результатов в тесте «Шпагат продольный левая вперёд»
Рисунок 6. Динамика изменений результатов в тесте «Шпагат продольный левая вперёд»

Анализ тестирования «Шпагат продольный правая нога вперёд» показал (рис. 7), что лучший результат у 1 и 2 курса равен 0 см, худший показатель среди первокурсниц равен 29 см, среди второкурсниц 37 м. Средний результат у 1 курса (13,86 см), у 2 курса (14,97 см).

Динамика изменений результатов в тесте «Шпагат продольный правая вперёд»
Рисунок 7. Динамика изменений результатов в тесте «Шпагат продольный правая вперёд»

Также проводился тест «Ассиметричное сгибание рук за спиной (правая рука сверху)», который показал следующие результаты (по шкале от 3 до 5 баллов). Первокурсниц, получивших 5 баллов, было 47 %, 4 балла 36 % и 3 балла 17 %. Второкурсниц, которые получили 5 баллов за выполнение теста 73%, 4 балла 23 % и 3 балла 4 %.

Анализ теста «Ассиметричное сгибание рук за спиной (левая рука сверху)» показал, что девушек, обучающихся на 1 курсе, набравших 5 баллов 38 %, 4 балла 57 %, 3 балла 5 %, когда второкурсниц, набравших 5 баллов 50%, 4 балла 43% и 3 балла 7 %.

Анализ теста «Сгибание стопы на себя», показал (рис. 8.), что лучший результат на 1 курсе равен 11 см, когда худший 3 см, на 2 курсе лучший показатель равен 11 см, худший 4 см. Лучший результат зафиксирован у 10 % студенток, худший у 5 %. Средний результат у первого курса (6,86 см), у второго курса (8,50 см).

Динамика изменений результатов в тесте «Сгибание стопы на себя»
Рисунок 8. Динамика изменений результатов в тесте «Сгибание стопы на себя»

Анализируя тест «Сгибание стопы от себя», были получены следующие данные (рис. 9.). Лучший результат на 1 курсе и 2 курсе равен 3 см, худший результат на 1 курсе и 2 курсе равен 12 см. Средний результат 1 курса равен 7,70 см, тогда как 2 курса 8,70 см.

Динамика изменений результатов в тесте «Сгибание стопы от себя»
Рисунок 9. Динамика изменений результатов в тесте «Сгибание стопы от себя»

Таблица 1. Общая таблица средних результатов

Тест/Курс

1

2

Мостик, (см)

42,27

40,37

Наклон вперёд сидя, (см)

10,32

16,73

Наклон вперёд стоя, (см)

14,65

17,43

Круговые движения прямых рук назад, держась за палку, (см)

67,57

71,97

Шпагат поперечный, (см)

24,03

27,8

Шпагат продольный левая вперёд, (см)

10,76

15,53

Шпагат продольный правая вперёд, (см)

13,86

14,97

Ассиметричное сгибание рук за спиной, правая сверху, (см)

4,32

4,7

Ассиметричное сгибание рук за спиной, левая сверху, (см)

4,32

4,43

Сгибание стопы на себя, (см)

6,86

7,7

Сгибание стопы от себя, (см)

8,5

8,7

После проведения тестов на гибкость у студенток 1 и 2 курсов ИРНИТУ выявлено, что показатели гибкости у обучающихся 2 курса выше, это связано с наличием большего объёма двигательной активности и с регулярностью занятий с использованием стретч-программ. Студентки второго курса занимались элективными курсами по физической культуре на протяжении 3 семестров, а девушки, обучающиеся на 1 курсе, посещали занятия на протяжении 1 семестра.

В тесте «Мостик» динамика изменений результатов у 2 курса (от 0 до 74 см) больше, чем у 1 курса (от 14 до 77 см). Но средний результат девушек, обучающихся на 1 курсе (40,37 см) на 1,9 см выше (4,5 %), чем у тех, кто на 2 курсе (42,27 см). Студенток, у которых был зафиксирован лучший результат 1,5 %, худший у 6%. Средний показатель теста у первого курса (42,27 см) ниже на 4,5 %, чем у 2 курса (40,37 см).

Проанализировав тест «Наклон вперёд сидя», выявлено, что результаты 2 курса также выше, чем у 1 курса. Динамика изменений результатов второкурсниц (от 3 до 24 см) выше, чем у первокурсниц (от 3 до 20 см). Студенток, показавших лучший результат 7,5 %, худший у 4,5%. Средний результат у студенток, обучающихся на 1 курсе (10,32 см) ниже в 1,6 раз (38 %), чем у студенток на 2 курсе (16,73 см).

В тесте «Наклон вперёд стоя» динамика изменений результатов 2 курса (от 6 до 26 см) выше, чем у 1 курса (от 5 до 23 см). Лучший результатзафиксирован у 3 %, худший 4,5% девушек. Средний результат на 1 курсе (14,65 см) ниже в 1,2 раза (16 %), чем на 2 курсе (17,43 см).

Анализ теста «Круговые движения прямых рук назад, держась за палку» показал, что динамика изменений результатов у первокурсниц (от 43 до 93 см) ниже, чем у второкурсниц (от 40 до 97 см). Наибольший результат показало 6 % девушек, когда наименьший всего 1,5 %. Средний результат у 1 курса (67,57 см) на 6 % меньше, чем у 2 курса (71,97 см).

Анализ тестирования «Шпагат поперечный» показал, что динамика изменений результатов на 1 курсе (от 0 до 51 см) лучше, чем на 2 курсе (от 0 до 54 см). Среди 207 девушек 9 % показали наилучший результат, в то время как 3 % худший. Средний результат у первокурсниц (24,03 см) лучше на 14 %, чем у второкурсниц (27,80 см).

Анализ тестирования «Шпагат продольный левая нога вперёд» показал, что динамика изменений результатов на 1 курсе (от 0 до 34 см) ниже, чем на 2 курсе (от 0 до 33 см). Лучший результат показали 15 % девушек, худший 3 %. Средний результат у студенток на 1 курсе (10,76 см) меньше в 1,4 раз (31 %), чем на 2 курсе (15,53 см).

Анализ тестирования «Шпагат продольный правая нога вперёд» показал, что результаты у студенток 1 курса (от 0 до 29 см) лучше, чем у студенток 2 курса (от 0 до 37 см) Среди 207 студенток 16,5 % показали лучший результат, худший 4,5%. Средний результат у 1 курса (13,86 см) лучше на 7 %, чем у 2 курса (14,97 см).

Анализ теста «Ассиметричное сгибание рук за спиной (правая рука сверху)» показал, что динамика изменений результатов у 2 курса выше, чем у 1 курса. Девушек, обучающихся на первом курсе, получивших 5 баллов 47 %, 4 балла 36 %, 3 балла 17 %. Второкурсниц, получивших 5 баллов 73%, 4 балла 23 % и 3 балла 4 %.

Анализ тестирования «Ассиметричное сгибание рук за спиной (левая рука сверху)» показал, что гибкость в плечевом суставе у 1 курса ниже, чем у 2курса. Обучающихся на 1 курсе, набравших 5 баллов 38 %, 4 балла 57 %, 3 балла 5 %. Когда студенток, обучающихся на 2 курсе, набравших 5 баллов 50%, 4 балла 43% и 3 балла 7 %.

Анализ тестирования «Сгибание стопы на себя» показал, что результаты первого курса (от 3 до 11 см) лучше, чем у 2 курса (от 4 до 11 см). Лучший результат был зафиксирован у 10 %, худший у 5 % студенток. Средний результат 1 курса (6,86 см) ниже, чем у 2 курса (8,50 см) на 11 %.

Анализируя тест «Сгибание стопы», определяется, что динамики изменений результатов 1 и 2 курсов идентичны (от 3 до 12 см). Наилучший результат зафиксирован у 5 %, когда наихудший у 1,5 % девушек. Средний результат 1 курса (7,70 см) ниже на 11%, чем у 2 курса (8,70 см).

Физическое воспитание рассматривается как составная часть общей системы их образования и воспитания. Оно призвано поддерживать высокую работоспособность студенток, прививать необходимые знания и навыки в области физического образования [8].

Стретчинг в ИРНИТУ используется как часть учебного занятия. С каждым курсом показатели гибкости у студенток становятся выше, физическая форма улучшается, увеличение двигательной активности благоприятно влияет на состояние здоровья студенток.

Список литературы

  1. Бурбо Люси Калланетика за 10 минут в день: «Феникс», 2006. – 224 с., дата обращения 20.03.2018;
  2. Койпышева Е. А.Мониторинговые технологии в оценке физической подготовленности студенток технического вуза / Е. А. Койпышева, Л. Д. Рыбина, В. Ю. Лебединский // Теория и практика физической куль-туры. – 2015. – № 9. – С. 11–13, дата обращения 11.03.2018;
  3. Койпышева Е. А. Анализ физической подготовленности студенток технического вуза, обучающихся на разных курсах / Е. А. Койпыше-ва, Л. Д. Рыбина, В. Ю. Лебединский // Вестник Иркутского государ-ственного технического университета. – 2015. – № 1 (96). – С. 254-259, дата обращения 11.03.2018;
  4. Койпышева Е. А. Физическое развитие и физическая подготовлен-ность дошкольниц, школьниц и студенток Иркутска / Е. А. Койпыше-ва, Л. Д. Рыбина, В. Ю. Лебединский // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 4. – С. 41-44, дата обращения 11.03.2018;
  5. Лебединский В. Ю., Физическое развитие дошкольниц, школьниц и студенток / В. Ю. Лебединский, Е. А. Койпышева, Л. Д. Рыбина: мо-нография. – Иркутск : Изд-во ИРНИТУ, 2016. – 206 с., дата обраще-ния 10.03.2018;
  6. Лебединский В. Ю., Койпышева Е. А., Рыбина Л. Д. Физическая под-готовленность дошкольниц, школьниц и студенток Восточной Сиби-ри: монография. – Иркутск : Изд-во ИРНИТУ, 2018. – 246 с., дата обращения 10.03.2018;
  7. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика Том 1 Теория и методика. Монография в 2 томах. Москва: Федерация аэробики России, 2002. - 232 с., дата обращения 20.03.2018;
  8. Рыбина Л. Д. Анализ физического развития студенток технического вуза первой функциональной группы здоровья в течение учебного года / Л. Д. Рыбина, Е. А. Койпышева, В. Ю. Лебединский // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – № 2 (85). – С. 312-316, дата обращения 11.03.2018;
  9. Рыбина Л. Д. Физическое развитие студентов третьей функциональ-ной группы здоровья в зависимости от возраста и направлений про-фессиональной подготовки / Л. Д. Рыбина, Е. А. Койпышева, В. Ю. Лебединский// Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2014. – № 1 (96). – С. 290-294, дата обращения 20.03.2018;
  10. Цацулин П. Растяжка расслаблением М.: АСТ, 2007. — 56 с., да-та обращения 20.03.2018;
  11. Шипилина И. А. Аэробика / Серия «Только для женщин». – Ро-стов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с., дата обращения: 20.03.2018;
  12. https://vashsport.com/chto-takoe-stretching, дата обращения 25.03.2018;
  13. https://sport.wikireading.ru/10913, дата обращения 20.03.2018;