Суррогатное материнство как вид вспомогательных репродуктивных технологий

№83-1,

юридические науки

В статье освещены вопросы касаемо суррогатного материнства как вида вспомогательных репродуктивных технологий.

Похожие материалы

Один из способов искусственного зачатия ребенка является суррогатное материнство.

Формулировка ст. 51 СК определяет, что лица, состоящие в браке и давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, после рождения ребенка, могут быть записаны в качестве родителей в книге записей рождения только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери). Поэтому при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка.

Позиция СК РФ ставит под сомнение юридическую силу договора о суррогатном материнстве. А так как законодательное регулирование на этом исчерпывается, то на практике возникает вопрос — как защитить стороны, заключившие договор о суррогатном материнстве? Единственный выход из данной ситуации — придать юридическую силу соглашению о суррогатном материнстве, определить его содержание, понятие и порядок заключения, а также ответственность за его неисполнение в СК РФ. Кроме того, в законодательство Российской Федерации необходимо внести и понятие суррогатного материнства как правового явления.

Профессор Е.С. Митрякова определяет суррогатное материнство как «имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания». При этом, как и профессор А.В. Майфат, Е.С. Митрякова не относит к суррогатному материнству случаи, когда суррогатная мать выступает донором яйцеклетки.

При определении суррогатного материнства необходимо отразить договорный характер данных отношений, поэтому ряд российских ученых определяют суррогатное материнство как «соглашение между лицом (лицами), желающими стать родителями, и женщиной, согласной на искусственное оплодотворение, вынашивание и рождение ребенка (суррогатной матерью), с последующей его передачей другой стороне по договору, за вознаграждение либо без такового».

Однако думается, что понятие суррогатного материнства шире, чем понятие соглашения о суррогатном материнстве. Значит, они далеко не равны между собой.

В теории российского права немало противников суррогатного материнства.

Они считают, что из-за суррогатного материнства дети могут превратиться в своеобразный товар, который «люди с большим кошельком» будут покупать у суррогатных матерей. Противники суррогатного материнства думают также, что само материнство при этом станет обычной работой по договору. А если учитывать тот факт, что цена такой услуги далеко не мала, (примерно 600 000- 1 500 000 рублей), то на этом можно будет хорошо заработать, ставя эту цель на первое место.

Так, к примеру, профессор Л.И. Богораз думает, что суррогатное материнство, даже когда оно осуществляется на некоммерческой основе, противоестественно и аморально.

В число противников суррогатного материнства можно отнести и церковь. Она считает, что суррогатное материнство — это воплощение безнравственности, которое оскверняет святость семьи и брака.

Церковь предполагает, что из-за суррогатного материнства страдает глубочайшая связь между матерью и ребёнком во время беременности. Помимо этого, хоть церковь и считает важным наличие ребёнка у супругов, она не ставит эту цель на первое место. Она полагает, что если возникает ситуация, при которой супруг женщины по медицинским соображениям не может иметь детей, то жена должна просто принять его какой он есть; она не должна обращаться к услугам суррогатной матери.

Многие противники суррогатного материнства убеждены, что у части суррогатных матерей может случиться психологическая травма на почве того, что им всё ровно придётся отдать ребёнка лицам, указанных в договоре. И если сначала суррогатной матери может казаться, что у неё отсутствует связь с вынашиваемым её ребёнком, то спустя время эта связь может появиться. Соответственно, ей будет очень тяжело расстаться с этим ребёнком.

Также противники суррогатного материнства ставят под вопрос само это явление, потому что оно порождает определённые вопросы: надо ли рассказывать ребёнку как он появился на свет на самом деле? Целесообразно ли допускать ребёнка к общению с суррогатной матерью?

Не смотря на то, что суррогатное материнство побуждает собой наличие противников его, оно всё ровно будет развиваться дальше. Хоть оно дорогое, из-за него возникают сложности и проблемы с моральной и духовной стороны, для многих пар это будет являться единственным выходом, чтобы завести ребёнка.

Список литературы

  1. Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017), ст.51 // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, № 1, ст. 16
  2. Митрякова Е.С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России, 2011. С. 13
  3. Майфат А.В. Суррогатное материнство и иные формы репродуктивной деятельности в новом семейном кодексе РФ// Юридический мир, №2, 2007. С.22
  4. Суррогатное материнство [Электронный ресурс]. URL: http://eco.birthinfo.ru/228/surrogacy-Skolko-stoit-surrogatnoe-materinstvo/. (Дата обращения: 19.03.2018)
  5. Д.И. Богораз. Юридическая защита прав человека. Сборник материалов Семинара Московской Хельсинской группы «права человека». М., 2003. С. 264