Свидетели Иеговы в России. О религиозном экстремизме

№83-1,

социологические науки

В статье рассматривается религиозная организация «Свидетели Иеговы». Объясняется, почему в ее вероучении отрицаются нормы морали и права, которые признают традиционные религии России, в том числе религии малых народов. Рассматриваются точки зрения, почему организацию признали экстремистской и почему российское общество негативно относится к секте, считая ее деструктивной.

Похожие материалы

«Свидетели Иеговы» — религиозная организация, признанная экстремистской по решению Верховного суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года[1]. Имущество организации арестовано, филиалы закрыты.

До полного запрета еще с начала XXI века запрещались отдельные издания иеговистов и закрывались филиалы. Это связано с социальным конфликтом, который возникает при встрече россиян с представителями организации «Свидетели Иеговы».

СИ, по оценке религиоведов и социологов религии, — секта[2]. Согласно Максу Веберу, церковь — община верующих, стремящихся спастись, а секта — сообщество «спасенных», которые отгораживаются от внешнего мира[3]. Секта относится враждебно к социальным институтам, нормам и традициям общества. Речь идет о социальном эскапизме. Это вызывает негативное отношение со стороны общества, а не то, что это малочисленная религиозная организация. Ведь в России также есть религии малых народов, однако к ним относятся терпимо.

Антисоциальные идеи секта пытается привить как можно большему числу людей. Общественные ценности не важны по той причине, что иеговисты ожидают скорого конца света, который предсказывали много раз[4]. По той же причине сторонники секты отдают или завещают организации свое имущество.

Сотрудники «Левада-центра» узнали, как относятся россияне к запрету организации «Свидетели Иеговы». Большинство опрошенных (79%) поддержало запрет, 12% посчитали такую меру слишком суровой[5]. Это свидетельствует о том, что за долгие годы знакомства с деятельностью секты негативное отношение к ней укреплялось в массах. Ведь респонденты в точности не знали всех причин запрета, для них сам факт запрета уже является справедливым решением вне зависимости от того, по какой причине суд приостановил их деятельность.

Жаловались на деятельность секты граждане России, причем практически во всех городах. Как отмечали во многих судах, иеговисты проповедуют экстремистское учение, именно из-за этого в конечном итоге организацию запретили.

Экстремизм в узком смысле — терроризм и пропаганда террористических взглядов, призывы к массовым убийствам. А в широком — также разжигание религиозной розни. Есть понятие — религиозный экстремизм[6]. Группы верующих, или секты, где пропагандируются экстремистские идеи, как правило, замкнуты, антиобщественны и признают свое учение единственной истиной, посвящая ему все свое время. Законы, общественные нормы и традиции игнорируются или отрицаются[7].

Распространяя идеи, где указывается на исключительность одной замкнутой группы и «неполноценность» всех остальных, иеговисты нарушают нормы закона, в частности федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", где запрещается пропаганда исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии[8].

По решению суда запрещены десятки журналов, брошюр и книг СИ. Причина запрета — религиозный экстремизм. Эксперты, которые исследователи тексты иеговистов, обнаружили признаки религиозного экстремизма. Именно пропаганду превосходства секты «Свидетели Иеговы» и заявления, что люди, которые не относятся к СИ, неполноценны.

Это не критика. Ведь религиозные деятели действительно спорят по разным вопросам, организуют мероприятия. СИ в подобном не участвуют. В их брошюрах клевета и обобщения, например, что якобы все другие христиане и представители др. религий «погрязли в разврате/идолопоклонстве», что никак не доказывается. Подобные ярлыки и сверхобобщения только разжигают рознь, а не способствуют диалогу.

С первых судебных процессов находятся эксперты, которые выступают в защиту СИ. Эксперты (юристы, религиоведы и социологи) отмечают, что признаки, по которым определяют экстремизм религиозной организации, характерны для всякой религиозной организации, в том числе и для традиционных религий[9].

Действительно, предполагается, что сторонники той или иной религии утверждают, что именно их верования — истина. Однако разница есть. Представители традиционных религий сотрудничают, регулярно устраивают круглые столы, встречаются с президентом и с членами правительства Российской Федерации.

Что самое главное, представители традиционных религий не ведут антисоциальный образ жизни, не пропагандируют взгляды, отрицающие общественные ценности. Наоборот, они способствуют единству. Традиционные религии — часть гражданского общества[10].

Защитники сект считают, что дискриминационные законы касаются только небольших религиозных объединений. В действительности это не так. В списке экстремистских материалов есть как материалы иеговистов, так и материалы религиозных экстремистов, которые относятся себя к традиционным религиям, в том числе радикальных сторонников ислама, православия, иудаизма.

Не все материалы, которые распространяли сектанты, под запретом. Но так вышло, что именно запрещенные материалы распространяют от имени этой организации. По всей стране действуют группы, которые склоняют граждан к принятию антигосударственных, экстремистских взглядов. По официальным данным адептов этой религиозной организации в России — 175 тысяч человек[11].

Признать организацию «Свидетели Иеговы» экстремистской пришлось по причине систематического нарушения законодательства Российской Федерации. Право верить или не верить во что угодно гарантировано каждому гражданину, но пропагандировать экстремистские идеи под любым предлогом запрещено.

Иеговистам неоднократно выносили предупреждения в зале суда. Если бы предупреждения не игнорировались, то, возможно, СИ бы не запретили, но запрещенные законом книги распространялись среди населения. В изданиях были призывы игнорировать законы, традиции страны проживания и указывалось, кто полноценный человек, а кто — нет. Решение суда — не дискриминация меньшинств, а реакция на пропаганду исключительности в многонациональной и многоконфессиональной стране.

Большинство россиян поддержало запрет СИ и по той причине, что сторонники этого течения вели активную миссионерскую деятельность. Большинство негативно относится к людям, которые отрицают традиционные ценности и призывают других делать то же самое.

Для защиты общества был принят закон о миссионерской деятельности[12], где регулируется, каким образом можно осуществлять подобную деятельность. Оговорено, что заниматься этим может не кто угодно, а человек, которого признанная религиозная организация выбрала для этой деятельности. Миссионерская деятельность в основном ограничена культовыми учреждениями и помещениями, принадлежащими религиозной организации.

После ликвидации организация «Свидетели Иеговы» не имеет права заниматься прозелитизмом. Секта продолжит свою деятельность, возможно, под другим названием. Не исключено, что в итоге придется примириться с российскими законами и общественными нормами, исключить экстремистскую литературу и действовать в рамках закона.

Список литературы

  1. Обойдемся без «Свидетелей». Верховный суд запретил деятельность «Свидетелей Иеговы». Электронный ресурс: https://www.gazeta.ru/social/2017/04/20/10636739.shtml
  2. Швечиков А. Н. Рай земной: новая сказка. Об идеологической и социально-политической доктрине иеговизма. СПб.: Кайрос, 1997. — 158 с.
  3. Вебер М. Избранные произведения / Под ред. д. ф. н. Ю. Давыдова. М., 1990. — С. 176.
  4. Бурдеаух М, Филатов С. Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания, Том 2, 2003. — С. 444.
  5. Большинство россиян поддержали запрет «Свидетелей Иеговы». Электронный ресурс: http://www.rbc.ru/politics/13/07/2017/596650c09a79477e58e67e98?from=newsfeed
  6. Кокорев В. Понятие и признаки религиозного экстремизма // Социально-экономические явления и процессы, т. 9, №5, 2004. — С. 89-97.
  7. Ахромеева Ю. В. Социокультурные основы религиозного экстремизма / автореф. дис ... канд. филос. наук: 09.00.13. — Воронеж: ВГАСУ, 2009. — 19 с.
  8. Иногамова-Хегай Л. Уголовное право Российской Федерации, т. 2. М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 332.
  9. Свидетели Иеговы и борьба с религией. Электронный ресурс: http://www.sclj.ru/news/detail.php?SECTION_ID=415&ELEMENT_ID=6601
  10. Шульга Р. Роль традиционных религий в гражданском обществе // Вестник Омского университета №1, 2014. — С. 143-146.
  11. Минюст попросил Верховый суд запретить в России "Свидетелей Иеговы". Электронный ресурс: http://www.interfax.ru/russia/554059
  12. Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму". Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/bdb2754392763f4c0afbdb3bc7ea77ef6a5287c4/