Теоретико-методические основы использования тренажерных устройств в процессе физического воспитания

№83-1,

Педагогические науки

Тренажеры и тренажерные устройства позволяют широко моделировать различные режимы работы мышц в условиях специфической структуры спортивного упражнения. В статье рассматриваются преимущества специальных тренажерных устройств перед традиционными средствами. Представлена классификация устройств по воздействию на мышечные группы, а также представлены некоторые виды тренажеров, которые рекомендуются для студентов экономического факультета.

Похожие материалы

При решении задач качественного проведения занятий должны поиски новых средств и методов, которые повышают результативность учебного занятия, без значительного возрастания объема и интенсивности тренировочной работы. Одним из средств является применение в учебном процессе специальных упражнений и тренажерных устройств, основная ценность которых состоит в том, что они дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы или мышечные группы. Причем нагрузка на весь организм при выполнении упражнений локального воздействия относительно невелика, что позволяет повысить объем и интенсивность скоростно-силовой тренировки. Кроме того, есть возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений.

Что же такое тренажерные устройства? Прежде всего — это технические средства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений в заданной структуре движений без контрольного взаимодействия. Под определением «тренажер» следует понимать техническое средство с обратной связью, позволяющей ускоренно формировать и совершенствовать двигательные навыки и качества.

Специальные тренировочные устройства и тренажеры имеют следующие преимущества перед традиционными средствами;

  1. позволяют учитывать индивидуальные особенности занимающегося;
  2. исключают (по сравнению со штангой) отрицательное воздействие на опорно-двигательный аппарат;
  3. выборочно воздействуют на различные группы мышц, в том числе и на те, которые в процессе занятия с большим трудом поддаются тренировочному воздействию;
  4. дают возможность четко программировать структуру движений, а также характер и величину специфичной нагрузки;
  5. позволяют выполнять движения при различных режимах работы мышц;
  6. занятия с применением тренажерных устройств носят более эмоциональный характер.

Учитывая различные воздействия упражнений на мышечные группы занимающихся, тренажерные устройства следует разделить на три группы:

  1. Устройства, на которых выполняются упражнения локального воздействия на мышечные группы, активно участвующие в основном двигательном акте.
  2. Устройства для упражнений со смешанным (локальным и общим) влиянием на мышечную систему.
  3. Устройства для упражнений преимущественно общего воздействия.

Условно тренажеры можно разделить на четыре группы:

  • дающие информацию о технических характеристиках движения спортсмена;
  • предназначенные для совершенствования физической подготовленности спортсменов;
  • предназначенные для совершенствования тактической и теоретической подготовленности;
  • предназначенные для совершенствования психологической подготовленности.

В настоящее время актуальной задачей является разработка тренажеров для обучения, совершенствования техники и ритма движения. Этот класс тренажерных устройств может применяться практически на всех этапах — от начальной спортивной подготовки до высот спортивного мастерства, так как совершенствование в технике движений является непрекращающимся процессом. Особое значение приобретают технические средства для устранения явления изменения активности мышц, непосредственно участвующих в работе, и создания условий упорядочения режимов работы мышц и улучшения межмышечной координации [1, c.15].

Эффективность занятий физическими упражнениями проявляется чаще всего в их комплексном применении, а это требует определенной системы в микро- и макроциклах. Особое значение имеет наличие программ занятий с учетом индивидуальных особенностей занимающихся (возраст, пол, уровень функционального состояния, тяжесть и характер учебной или производственной деятельности).

Упражнения на тренажерах обусловлены самой их конструкцией, в которой заложена как степень определенного усилия, так и амплитуда движений. Иначе говоря — созданы предпосылки к четкому, эффективному и вместе с тем красивому выполнению двигательного акта. Тренажерные устройства, вследствие определенной конструкции, несут в себе запрограммированное упражнение, что упрощает методику обучения движениям. Однако процесс обучения полностью не исключается, он лишь становится более определенным, позволяет перейти непосредственно к углубленному развитию и совершенствованию конкретного двигательного акта. При этом возникают определенные методические проблемы: выбор и последовательность использования средств, методов и приемов, наиболее эффективно развивающих силу, быстроту, выносливость и другие физические качества. Вот почему при использовании тренажерных устройств и конструкций в совершенствовании двигательных качеств обязательным является соблюдение дидактических принципов, общих для всех педагогических воздействий на человека, –сознательность и активность, наглядность, доступность и индивидуальность, систематичность, прочность и прогрессирование [3, с.95].

Рассмотрим некоторые виды тренажерных устройств, которые рекомендуются для студентов экономического факультета.

Гребные тренажеры. Данный вид развивает верхнюю половину туловища, так же задействованы мышцы брюшного пресса, ног и ягодиц. Основные преимущества состоят в том, что улучшается осанка, работа дыхательной и сердечно-сосудистой системы, укрепляется спина. Недостатком является их большой размер.

Эллиптические тренажеры. Данные тренировочные устройства относятся к кардиотренажерам. Основная нагрузка приходится на мышцы ягодиц и бедра, подколенных сухожилий, в меньшей степени задействованы мышцы спины, рук и голени. Главными преимуществами является то, что эллиптические тренажеры походят обоим полам и всем возрастам, а также способствуют укреплению сердечно-сосудистой системы (ССС) и ускорению кровотока.

Велотренажеры — имитаторы велосипеда, являются одним из самых популярных кардиотренажеров. Они применяются в оздоровительной и реабилитационной медицине. Занятия на данном тренажере позволяют укрепить мышцы ног и сердечно-сосудистую систему, сбросить лишний вес, улучшить функционирование дыхательной системы и циркуляцию крови. Основные преимущества — низкая сложность, комфортабельность и безопасность.

Беговая дорожка. Спортивный аэробный тренажёр для занятий бегом или ходьбой в помещении, имитирующий беговую трассу. Данные устройства воздействуют на все группы мышц, но наиболее интенсивно затрагиваются мышцы ягодиц, бедер, икр, большеберцовые передние и задние, а также третьи малоберцовые мышцы (сгибатели и разгибатели пальцев ног). Основные преимущества — увеличение выносливости, укрепление ССС, приспособление организма к интенсивной работе в условиях дефицита кислорода, сброс лишнего веса, избавление от стресса и повышение работоспособности.

Степперы. Данный тренажер имитирует подъем по лестнице. Наиболее популярен среди женской аудитории поскольку, в отличие от силовых тренажёров, помогает сделать ноги стройными и подтянутыми, не увеличивая при этом мышечную массу. Во время тренировок прорабатываются бока, талия, мышцы ног, бедер и ягодиц. Преимуществами является тренировка ССС, усиление кровообращения, лечение артритов и артрозов[2, с.21].

Таким образом, можно сделать вывод, что тренажерные устройства позволяют создавать необходимые сочетания режимов работы мышц, условия сопряженного развития физических качеств и совершенствовать технику. Кроме того, упражнения на тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на определенные мышцы или мышечные группы. При этом нельзя забывать, что основная роль принадлежит педагогу, проводящему занятия. Он должен научить правильно выполнять упражнения на тренажерах, составить программу и производить в случае необходимости ее коррекцию, а также уметь оценить реакцию организма на различные нагрузки с использованием определенного тренажера или комплекса тренажеров.

Список литературы

  1. Степанов Л.М. Спортивная медицина. М.: Сов. спорт. 2015. 478 с.
  2. Латыпов А.В. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физ. культуры. 2016. № 11. с. 20-24.
  3. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 2015. 224 с