Характеристика метода анализа продуктов деятельности

№83-1,

психологические науки

В данной статье представлена характеристика метода анализа продуктов деятельности. Проведен анализ источников, на основе которого определены сущность и эффективность проективного метода и метода контент-анализа. Также в статье представлены определения следующим понятиям: анализ продуктов деятельности, проективный метод, контент-анализ. Дан ответ на вопрос: "В чем заключается актуальность в применении данных методов?".

Похожие материалы

Тема данной статьи является актуальной, поскольку с помощью применения метода анализа продуктов деятельности выясняется готовность ребенка к школе, диагностика интеллектуальной сферы, эмоциональные личностные особенности детей и взрослых, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности.

Целью данной работы является изучение специфики «анализа продуктов деятельности».

Давайте определимся, что это за понятие. Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.) продуктов деятельности. Этот метод часто (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, комментариев, выступлений, рисунков и т. д. Однако в целях научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения). [1, c. 26]

В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни методы могут использоваться часто, а другие-реже. Анализ продуктов деятельности обучающихся их творчества, беседа, тестирование, анкетирование являются тоже доступными и часто применяемыми в педагогической психологии. Анализ продуктов деятельности чаще всего используется при работе с детьми разного возраста, поэтому получил такую популярность.

Давайте подробнее рассмотрим методы анализа продуктов деятельности, которые часто применяются в педагогической психологии.

Наиболее распространенным является проективный метод. Термин «проективный» был впервые использован Л. Франком в 1939 году. Определяя специфику проективного подхода, Л. Франк говорил о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него определенной ситуации, его чувств и мыслей: «Проективный метод для изучения личности представляет собой стимульную ситуацию, запланированную или выбранную потому, что будет означать для субъекта не то, что должна была бы означать в соответствии с произвольным решением экспериментатора […], а скорее то, что должна означать для личности, придающей или наделяющей ее собственным уникальным значением и организацией. Тогда субъект будет реагировать на собственное значение представленной стимульной ситуации какой-либо формой действия и чувством, отражающим его личность». [2, с.11-12]

Проективные методики позволяют изучать внутренние особенности человека. Процедура применения проектного метода такая же, как и любого психологического теста. Испытуемым дается какое-нибудь задание, например, нарисовать рисунок, составить рассказ по рисунку и т.д. Главная задача экспериментатора заключается в ведении беседы, предъявлении заданий испытуемому и т. д. Здесь главным считается процедура анализа и интерпретация продуктов деятельности.

Согласно классификации Л. Френка, выделяются следующие проективные методики: тест "Рисунок дома", тест Гудинаф и Маховер ("Фигура человека"), тест "Рисунок дерева" и т.д.

Общими для всех методик являются следующие признаки: неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограничений в выборе ответа; отсутствие оценки ответов.

Итак, главное отличие данного метода исследований заключается в возможности раскрыть возможные субъективные причины человеческого поведения. Часто эти причины не осознанны, и понять их бывает достаточно трудно. В этой ситуации исследователю поможет проективный метод и составляющие его проективные методики, которые помогают раскрыть мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне, когда участники не смогут контролировать свои мысли, чувства и эмоции.

Рассмотрим еще один метод, который тоже часто применяется в психологическом исследовании — это контент анализ. Контент-анализ — это техника сбора информации, которая производится на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, которые обеспечивают формализацию и измерение исследуемых признаков. Этот метод способствует получению информации о человеке с помощью документальных источников: писем, автобиографий, фотографий, дневников, радио — и телепередач и т. д. Считается, что с помощью этого метода можно более объективно охарактеризовать политические процессы. Впервые это метод применялся в ХХ веке, в 20-х годах для обработки материалов средств массовой коммуникации. Когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления. Так, например, в 20-е гг. русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола.

Контент-анализ несколько видоизменяется, это зависит от области применения и, главное, от задач, которых приходится решать. Чаще всего контент-анализ используется при исследовании социологических и психологических аспектов массовой коммуникации, которые реализуются в тексте с разной частотой, поэтому для исследования необходимо привлекать текстовые массивы. Исследование отдельно взятых текстов при помощи этого метода не имеет смысла, за исключением решения узких задач, например, установления мотивированности конкретного коммуникатора или автора. Контент-анализ направлен на выработку количественного описания, смыслового и символического содержания документа.

Контент-анализ отличается от других способов изучения документов тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его проявление, как оценку социальной жизни.

Существуют три основных направления применения контент-анализа:

  • помогает выявить, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение;
  • помогает определить, что существует в тексте как токовом (язык, структура, жанр);
  • помогает выявить того, что будет с текстом после восприятия адресатом.

Основная трудность при работе с источниками заключается в умении провести качественный анализ. Это во много зависит от возможностей исследователя.

В практическом применении контент-анализа после определения цели, задачи, гипотезы исследования определяется категория. В свое время в отечественных исследованиях сложились следующие категории: тема, автор, герой, знак, ценности и др. Часто контент-анализ применяется при исследовании сообщений СМИ. Благодаря чему, изучаемые признаки текста ( содержание проблемы, причины ее возникновения, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. После выбираем лингвистическую единицу счета. Часто применяется время-пространство. Необходимым условием такого анализа является составлении таблицы.

Контент-анализ может использоваться:

  • как основной метод, который направлен на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении;
  • как метод, применяемый в комплексе с другими методами;
  • как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.

Таким образом, основная цель контент-анализа заключается в выявлении тех аспектов содержания текста или другого информационного носителя, которые не обнаруживаются на поверхности.

Рассмотрев два метода анализа продуктов деятельности, мы можем выделить следующие его особенности:

  • дает возможность собрать достаточный материал;
  • дает возможность прослеживания динамики психологического развития человека;
  • это наиболее естественный способ исследования психики человека;
  • дает возможность выявить самые разнообразные психологические особенности человека.

Метод анализа продуктов деятельности получил свое широкое распространение в западной и отечественной психологии благодаря ряду преимуществ, которыми он обладает.

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.
  2. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 69–85.
  3. И.А. Шляпникова. Проективные методы психодиагностики / Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск. 2005. – 69 с.
  4. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010 – 324 с.